22 сентября 2008 года. 12:08

Ударим рублем по российской аварийности

Помогут ли солидные штрафы сократить смертность в результате ДТП
Министр внутренних дел Рашид Нургалиев на конгрессе в Санкт­Петербурге, собравшем на минувшей неделе VIP­персон из 50 стран мира, познакомил участников с российским опытом сокращения количества ДТП. К примеру, на 18 % удалось сократить количество дорожных происшествий по вине пьяных водителей. Но в целом проблема стоит остро. По словам министра, ежегодно в России на дорогах гибнет порядка 30 тысяч человек. Из них только в прошлом году погибли 12 тысяч пешеходов. А за последние десять лет увечья в ДТП получили более 2 млн человек. Министр рассказал и о новшестве, которое вводит милицейское ведомство в систему подготовки водителей: в частности, специальные классы с автомобилями­тренажерами. Какие меры может предпринять государство, какие рецепты помогут снизить аварийность на дорогах? Свое мнение по этому поводу высказывают…

Алексей КАНАЕВ, генеральный директор ООО «Телестанция «Канал 12»:

— Я в Москве и только что выбрался из столичных пробок. Тема, конечно, остается актуальной. Штрафы действуют жестко, но проблемы, на мой взгляд, не решают. С нового года ужесточили степень ответственности за нарушения правил дорожного движения. И что? Статистика свидетельствует: ситуация практически не изменилась, а в некоторых регионах количество ДТП даже выросло. Более эффективной, по моему мнению, является другая мера: создавать условия, при которых снижается вероятность аварийных ситуаций. Нормально оборудованные пешеходные переходы, в том числе подземные и надземные, «лежачие полицей­ские», светофоры. Я бы в принципе не брал за образец российский опыт. В России не изменилось отношение к пешеходу с тех пор, когда машин было очень мало и задача пешехода была вовремя отскочить. Сейчас ситуация кардинально изменилась. И перенимать нужно опыт стран Запада, США. Американский водитель — сам видел, — издалека заметив пешехода, уже притормаживает. Почему? Да потому что, если человек попадет под колеса, водителя засудят. А у нас что? Водитель ругает пешехода, сидя за рулем. Но как только сам становится пешеходом, тут же начинает ругать водителей. Вежливость должна быть взаимной. А то пешеход выходит на проезжую часть, где ему вздумается, лавирует между машинами и даже не задумывается о том, что машина опасное средство передвижения — в одно мгновение ее не остановить. Конечно же, нужен комплексный подход. Профилактическая работа, формирование правового сознания, совершенствование системы подготовки водителей, широкое внедрение автоматизированных комплексов и технических средств контроля. Кроме того, решать проблему воспитания культуры нужно с детского сада, со школы. Я сам в школе посещал автогородки, где дети на самокатах учили правила дорожного движения. Вежливости нужно учиться и самим водителям по отношению друг к другу: уступить дорогу, дать возможность выехать, перестроиться, уйти вправо, если ты едешь с маленькой скоростью. Конечно, сделать это будет трудно. По статистике, у нас каждый десятый из тех, кто подвергался штрафам, сидел. Как говорится, до сумы и до тюрьмы один шаг. Штрафов у нас мало кто боится. Житейский опыт убеждает: штрафы либо игнорируют, либо относятся к ним с юмором.

Василий КЛИНОВИЦКИЙ, директор по персоналу и социальным вопросам ОАО «Череповецкий «Азот», депутат городской Думы:

— Невозможно придумать рецепт, который в одночасье излечит российские дороги от аварийности. Штрафами нашего человека не запугать. На мой взгляд, действенным может стать сочетание кнута и пряника. Во­первых, нужно заниматься воспитанием, начиная с детского сада, со школы. Во­вторых, ужесточать штрафы. Считаю, что это действенная мера. Вы посмотрите, у нас все стали пристегиваться ремнем. Почему? Потому что 500 рублей отдавать жалко. Но есть люди, которым все равно. К примеру, он как садился пьяным за руль, так и садится. К таким «рецидивистам» нужны самые жесткие меры, вплоть до лишения прав. На мой взгляд, эффективным является и другой рычаг: повышение уровня культуры. Безусловно, трудно сказать, каков он, допустим, в Череповце. По сравнению с Вологдой наши водители ездят более агрессивно. Но стиль вождения ни в какое сравнение не идет с Москвой, где все обгоняют, подрезают. Водители заметно больше стали уступать дорогу пешеходам. Свою роль в улучшении ситуации играет все: та же совместная с ГИБДД акция «Речи» «Ездим по правилам» или традиционные ежегодные акции ГИБДД к началу учебного года. Главное, чтобы это не было разовым пиаром.

Илья НАЗАРКОВ, зам.директора ООО «ТЭК Новотранс»:

— Главное, на мой взгляд, — неотвратимость наказания. Какой смысл повышать штрафы и при этом не ловить за руку нарушителей. Все идет от безнаказанности. Ну проехал ты на красный сегодня — и ничего, и завтра проехал, и послезавтра. Неотвратимости наказания нет. Почему наш человек за границей — в Финляндии, Англии, Германии или в любой другой стране Евросоюза вдруг становится законопослушным? Да потому что не хочет неприятностей. А они будут обязательно, если ты нарушишь правила. За границей не выборочный контроль полиции, а системный. Ты попадешь в жесткие руки правосудия при любом раскладе: в момент, когда нарушение зафиксировали видеокамеры или добропорядочные граждане доложили. Я думаю, штрафы мера действенная. На жалобы, что слишком высокие, есть простой ответ: не нарушай. Еще один момент. Уровень подготовки в автошколах оставляет желать лучшего. Мне кажется, у нас 50 % водителей машину водят, а правил не знают. Потому что учатся в автошколе не для того, чтобы знать, как правильно ездить, а чтобы сдать экзамен в ГИБДД. Грубо говоря, натаскивают на экзамен. Свою положительную роль, на мой взгляд, сыграет введение системы видеонаблюдения. Человек, получив штраф по почте, а потом не заплатив его, может получить еще большее наказание: 15 суток, лишение прав. Сработает, потому как водитель уже подумает: стоит ли ему ехать по тому же Октябрьскому мосту со скоростью 100, а то и 120 км.

Татьяна Ковачева
№177(22340)
22.09.2008

Источник: Газета «Речь»