Для кого «подушка безопасности»?
Хранить и приумножать средства в акциях российских компаний становится все более рискованным занятием
Кризисы, подобные нынешнему, случаются раз в столетие. Эту оценку бывшего председателя Федеральной резервной системы (ФРС) США Алана Гринспена — попрежнему одного из самых влиятельных финансистов мира — растиражировали все мировые средства массовой информации. И хотя финансовому кризису на Западе исполнился уже год, в России понастоящему гром грянул лишь в минувший вторник, тут же названный по традиции «черным». Паника, обвал котировок, прерванные торги, тотальный дефицит кредитов и снижение капитализации рынка на 87 млрд долларов — таков печальный итог 16 сентября на российских фондовых биржах (ММВБ и РТС).
Напомним, что с прошлого года финансовые цунами несутся по всему миру из Америки; что кризис американской экономики спровоцирован банкротствами крупнейших инвестиционных банков, проблемами ключевых страховых компаний и системообразующих ипотечных агентств. Однако до поры до времени Россия, как поставщик стремительно дорожающей нефти, не испытывала никаких сложностей с притоком капитала изза рубежа. Положительно сказывался и быстрый рост курса евро к доллару в первой половине года.
Теперь же все наоборот. Нефть падает, а доллар растет такими темпами, что некоторые аналитики высказывают предположение о спланированной центробанками интервенции. В результате капитал начал массово уходить из России, рынок которой изза высоких политических рисков более уязвим, чем другие развивающиеся рынки. Борьба за ТНКВР, история с «Мечелом», война в Грузии — каждое из этих событий вызывало новую волну исхода иностранных инвесторов из страны. Многие наблюдатели сделали вывод, что геополитическая напряженность в ближайшее время может привести к свертыванию экономического сотрудничества США и ЕС с одной стороны и РФ с другой. Угрозы санкций, пусть и не подкрепленные реальными шагами, инвесторов сильно нервируют. Да и цены на нефть, обвалившиеся с июля в полтора раза, не вызывают никакого энтузиазма у тех, кто выжил на российском фондовом рынке, где львиную долю капитализации составляет сырьевой сектор.
Российские власти на рекордное падение РТС и ММВБ отреагировали оперативно. Так, премьерминистр Владимир Путин заявил, что России удастся справиться с последствиями мирового финансового кризиса благодаря «подушкам безопасности», созданным в экономике за последние годы. Кроме того, он отметил, что Минфин и Центробанк уже обсуждают, как помочь российскому фондовому рынку и банкам в сложившейся ситуации. Прокомментировал ситуацию на биржах и министр финансов Алексей Кудрин. Он также попытался успокоить инвесторов. «Риски в нашей системе есть: чем больше толчков мирового кризиса, тем больше рисков в России, но они не носят чрезвычайного, системного характера», — отметил министр.
Кроме того, Минфин и ЦБ за один только вторник выделили для поддержки российских банков 500 млрд рублей. На аукционе Минфина по размещению бюджетных средств был поставлен очередной рекорд — 20 банков подали заявки на размещение бюджетных средств в размере 174,8 млрд рублей. На аукционе ЦБ банки взяли в кредит еще 360 млрд рублей.
Казалось бы, заверения высоких персон, подкрепленные полутриллионом рублей, должны остановить обвал. Тем более что обычно после сильно больших падений на бирже следует подъем котировок. Инвесторы, как правило, осознав, что, поддавшись панике, распродавали свои активы по неадекватной цене, вновь стремятся их приобрести. Утро 17 сентября началось на российских биржах по такому же сценарию. С той только разницей, что рост РТС и ММВБ продолжался всего один час, после чего индекс стал проваливаться. Торги акциями вновь пришлось приостановить.
В чем же причина того, что инвесторы на бирже опять стали распродавать доли в российских компаниях, многие из которых после вторничного падения стали стоить меньше величины собственного капитала?
Российские деловые СМИ связывают кризис на фондовом рынке с гораздо более масштабным кризисом ликвидности, уже охватившим российскую банковскую систему. Для простых россиян последний гораздо опаснее — если от падения РТС и ММВБ могут пострадать только вкладчики ПИФов и ряд инвестбанков, то кризис ликвидности грозит временным неисполнением обязательств в ряде банков.
Изза оттока капитала из России, который резко ускорился после начала войны в Южной Осетии, а также изза того, что западные банкиры стали с большой неохотой кредитовать российских коллег, у отечественных финансовых организаций просто закончились деньги. Первые сигналы кризиса ликвидности банки подали уже пару недель назад, когда стали занимать на однодневных аукционах Сбербанка сотни миллиардов рублей. Кроме того, повысился спрос и на деньги Минфина, которые выдаются в рамках депозитных аукционов. Однако в «черный вторник», как утверждают российские деловые СМИ, кризис достиг небывалых масштабов. Так, газета «Ведомости» обратила внимание на то, что на рынке межбанковского кредитования ставки по однодневным кредитам достигали 15 процентов годовых. При этом небольшим банкам привлечь средства было вообще невозможно. Кроме того, участники рынка, опрошенные газетой, утверждают, что крупные игроки на рынке — Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк — практически прекратили кредитование других банков. Тем, в свою очередь, чтобы получить средства на нормальное функционирование, пришлось продавать принадлежащие им акции российских компаний. Это создало дополнительное давление на рынке. Одной из первых жертв кризиса может стать инвестбанк «Кит Финанс». По данным «РБКdaily», эта организация не смогла исполнить обязательства перед контрагентами на 6 — 8 миллиардов рублей. Чтобы хоть както исправить ситуацию, «Кит Финанс» принялся продавать на рынке принадлежащие ему ценные бумаги «Ростелекома», в итоге обвалив капитализацию оператора связи. Еще одной жертвой кризиса могут стать компании, которые кредитовались под залог своих акций. Не исключено, что они изза недостатка ликвидности могут сменить собственников, а некоторые — обанкротиться, отмечает газета «Коммерсант».
То, что российской банковской системе отступать некуда, совершенно очевидно. Многим банкам предстоит погашение кредитов, взятых в свое время на Западе. Перезанять за рубежом сейчас нет никакой возможности, поскольку европейские и американские банкиры больше озадачены своим собственным спасением и средства готовы выдать только под огромный процент. Без помощи со стороны государства российские банки ожидает то же самое, что и американские, только в значительно большем масштабе.
А если часть банков лопнет, а другие изза нехватки средств свернут кредитование, это будет означать падение темпов экономического роста страны и доходов граждан. И тут уже не спасут никакие нефтяные сверхдоходы.
Еще год назад представители Ассоциации российских банков, РСПП, Минэкономразвития один за другим предлагали направить часть накопившихся у государства средств на финансовый рынок. Тогда эти призывы были восприняты в штыки. Однако сейчас в Кремле начинают спешно пересматривать экономические приоритеты, и даже президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости господдержки фондового рынка.
Впрочем, против такого плана спасения выступает пока министр финансов Алексей Кудрин. Он отмечает, что государство не должно брать на себя компенсации рисков всех коммерческих структур. Кроме того, рейтинговые агентства уже пообещали снизить кредитный рейтинг России, если госсредства пойдут на фондовый рынок. Это означает, что компаниям будет еще сложнее получать кредиты, а значит — и существовать дальше.
Бесспорно, фондовый рынок касается сравнительно небольшого количества населения России. И по этой причине глава Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что большинство россиян не почувствуют на себе влияния обвала. «Напрямую на потребителей это не повлияет, косвенное влияние может быть через какоето время, но оно будет не очень значительным, — сказал Янин, — ведь население России не очень активно подключено к операциям, связанным с куплейпродажей акций. Но вот для владельцев акций сейчас худшие времена. Падение серьезное, акции в нашей стране падают быстрее, чем в Америке, и это связано с недоверием участников рынка к экономической и политической ситуации в стране».
А вот руководитель аналитической группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин считает, что через тричетыре месяца кризисная волна может докатиться до большинства наших сограждан. «Не знаю, будут ли какието социальные потрясения, но разочарования будут точно, — заявил он, — потому что реальная инфляция будет выше заявленной, а зарплаты и пенсии поднимать будет нельзя изза кризиса ликвидности, который уже ощущается. Развивать промышленность тоже будет нельзя изза дефицита кредитования».
В этой ситуации перед россиянами вновь во весь рост встает вопрос: как сберечь свои кровно заработанные деньги? Не многие эксперты сейчас решаются на него ответить. Андрей Бунич, президент Союза общественных объединений предпринимателей и арендаторов России, советует покупать доллары. Либо доллары наполовину с евро. Причем после конвертирования средств лучше их засунуть под матрац в виде наличности. «Можно было бы, конечно, поиграть, например, с золотом, — говорит Бунич, — однако это всетаки больше подходит для банков или крупных трейдеров, но никак не для среднестатистического гражданина, которому я не рекомендовал бы в данной ситуации пользоваться финансовыми инструментами».
Сергей Бегляк
№177(22340)
22.09.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →