19 сентября 2008 года. 10:39

Отстоять свою веру

Окончание. Начало в №№ 166, 171.
Не менее трагична судьба Православия на Украине и в XX веке. На Западной Украине православным пришлось и приходится бороться за выживание. С обретением в 1991 году Украиной государственной независимости на повестку дня встал церковный раскол в самом Православии.

В 1772 году Галиция и ее столица Львов в результате так называемого Первого раздела Польши между Россией, Пруссией и Австро­Венгрией вошли почти на полтора столетия (до 1918 года) в состав последней. Сам Львов был переименован в Лемберг, столицу австрийской провинции, так называемого Королевства Галиция и Лодомерии. Официальным административным языком стал немецкий, а большинство должностей городского управления заняли немцы и чехи. И в то же время Львов все эти годы продолжал оставаться важным центром польской и русинской культуры.

Именно к австрийскому периоду и относится зарождение так называемого украинского национализма. Уже в конце XIX в. национальная политика Австро­Венгрии включает в себя активную пропаганду и насаждение среди местных русинов сепаратистской идеологии. Это выразилось и в том, что на рубеже XIX — XX вв. название «русин» вытесняется в Галиции названием «украинец». Появляется искусственно сконструированная «литературная украинская мова». Империя Габсбургов, в состав которой входили земли Западной Украины, считала — и небезосновательно, — что намеренное и утрированное подчеркивание различий между украинцами и великороссами станет гарантом неприсоединения Галиции к российской части Украины. В еще большей степени националистические настроения разжигались Австро­Венгрией среди прикарпатских русинов в годы Первой мировой войны. И все­таки, несмотря на все усилия австрийских властей развить в Галиции украинское сепаратистское движение, гораздо более сильным и организованным было здесь движение сторонников воссоединения с Россией, которых сепаратисты презрительно именовали «москвофилами». Но его представители были практически полностью истреблены в австрийских концлагерях в годы Первой мировой войны. Среди жертв геноцида оказалось немало православных священников. Оставшиеся в живых прорусски настроенные галичане в большинстве своем эвакуировались в Россию после отступления русских войск. По причине физиче­ского уничтожения большин­ства «москвофилов» и в силу того, что западные области нынешней Украины по условиям Версальского мирного договора вошли в состав возрожденного Польского государства, националистическое движение в Галиции разгорелось еще сильнее в 1918 — 1939 годах. В ходе противостояния с польскими властями в годы диктатуры Юзефа Пилсудского на Галичине оформляется движение ОУН (Организация украинских националистов), благословляемое украинской грекокатолической церковью. Последняя все более принимает на себя функцию идеологического органа национал­сепаратистского движения.

Приход Советской армии на Западную Украину и ее вхождение по пакту Молотова — Риббентропа в состав СССР только усилили размах сепаратистского движения. Массовые репрессии против гражданского населения, насильственная коллективизация, сопровождавшаяся «раскулачиванием», и прочие атрибуты советского режима в самый короткий срок сделали свое дело. В июне 1941 года солдат гитлеровского вермахта на Галичине встречали как освободителей от коммунистического кошмара. Вскоре, однако, выяснилось, что Гитлеру самостийная Украина не нужна. ОУН, руководимая Степаном Бандерой и другими лидерами украин­ского национализма, встала на путь противостояния как немецким оккупационным властям, так и наступающей Советской армии. Ушедшие в подполье бандеровцы в течение почти целого послевоенного десятилетия вели подпольную и партизан­скую борьбу с советским режимом на западе Украины. Население в основном пассивно симпатизировало оуновцам, хотя иногда имела место и активная поддержка действий сепаратистов. Это вызвало новую волну репрессий и массовых депортаций гражданского населения за пределы Украины. Понятно, что симпатий к советской власти это не прибавило. Лояльность к коммунистическим властям была на Западной Украины только видимостью. И как только советский режим стал слабеть в годы перестройки, национализм здесь начал расти как на дрожжах.

В эти годы из подполья вышли униаты. Дело в том, что почти полвека УГКЦ (Украинская грекокатолическая церковь) находилась под запретом. Такое решение в 1946 году принял Сталин, «оформив» этот запрет «добровольным вхождением» униатов в РПЦ. Все униатские храмы тоже отошли к РПЦ. Политически это решение было во многом оправданным. Дело в том, что едва ли не все лидеры ОУН и УПА (Украинской повстанче­ской армии) были выходцами из семей священников­униатов. Но главное даже не это: руководство УГКЦ не только вдохновляло и благословляло бандеровцев на борьбу с Советской армией и этнические чистки (в Галиции и на Волыни были вырезаны десятки тысяч поляков и евреев), но и активно сотрудничало с немецкими оккупационными властями. С другой стороны, ликвидация УГКЦ оказалась миной замедленного действия, которая «рванула» на рубеже 80 — 90­х годов. В начале 1990 года в результате победы на выборах в местные советы к власти в западных областях Украины пришли националисты. Благодаря этому недавно вышедшие из­под запрета униаты отныне получали практически неограниченную поддержку властей, и гонения на все русское и православное достигли апогея. У православных были насильно отобраны почти все храмы, многие православные приходы были просто разгромлены. Более того, УГКЦ при поддержке и одобрении властей Украины начала экспансию в центр и на юго­восток страны, где униатство вообще не имело никаких исторических корней.

С подачи первого украинского президента Леонида Кравчука националисты попытались создать украин­скую православную церковь, независимую от Москов­ского патриархата, которую возглавил патриарх­самозванец Филарет (в прошлом — один из экзархов РПЦ). Филаретовцы отбирали храмы (например, знаменитый Владимирский собор в Киеве), входящие в юрисдикцию УПЦ МП (Украинская православная церковь Московского патриархата), запугивали паству, сохранявшую верность Московскому патриархату. Была даже попытка — к счастью, не удавшаяся — захватить одну из главных святынь Русского Православия — Киево­Печерскую лавру. Эта политика не просто продолжилась, но и усилилась с приходом к власти «оранжевого» президента­националиста Виктора Ющенко. Ющенко не скрывает, что его цель — не только привести Украину в НАТО, но и полностью оторвать украинских православных от РПЦ. Именно для этого был задуман недавний визит на празднование 1020­летия Крещения Руси константинопольского Патриарха Варфоломея, который должен был «благословить» «независимую» украинскую церковь, придать ей легитимность. Причем Ющенко подчеркнуто пренебрежительно отнесся к приехавшему в Киев Патриарху Алексию Второму. Попытка эта, как мы помним, с треском провалилась. И подавляющее большинство православных приходов на Украине остались верными РПЦ. Но это не означает, что борьба выиграна. Терпящие политическое поражение националисты не оставят попыток разорвать культурные и духовные связи, веками соединяющие два братских народа — русский и украин­ский. Справедливее даже, как считал знаменитый историк Василий Ключевский, говорить о едином русском народе, состоящем из трех народностей — великороссов, малороссов и белорусов. Общая вера, Православие — это главная связующая их нить. Отстоять эту общую веру — значит сохранить народное единство.

Ведущий раздела «Православие» Сергей Комлев №176(22339)
19.09.2008

Источник: Газета «Речь»