Отстоять свою веру
Окончание. Начало в №№ 166, 171.
Не менее трагична судьба Православия на Украине и в XX веке. На Западной Украине православным пришлось и приходится бороться за выживание. С обретением в 1991 году Украиной государственной независимости на повестку дня встал церковный раскол в самом Православии.
В 1772 году Галиция и ее столица Львов в результате так называемого Первого раздела Польши между Россией, Пруссией и АвстроВенгрией вошли почти на полтора столетия (до 1918 года) в состав последней. Сам Львов был переименован в Лемберг, столицу австрийской провинции, так называемого Королевства Галиция и Лодомерии. Официальным административным языком стал немецкий, а большинство должностей городского управления заняли немцы и чехи. И в то же время Львов все эти годы продолжал оставаться важным центром польской и русинской культуры.
Именно к австрийскому периоду и относится зарождение так называемого украинского национализма. Уже в конце XIX в. национальная политика АвстроВенгрии включает в себя активную пропаганду и насаждение среди местных русинов сепаратистской идеологии. Это выразилось и в том, что на рубеже XIX — XX вв. название «русин» вытесняется в Галиции названием «украинец». Появляется искусственно сконструированная «литературная украинская мова». Империя Габсбургов, в состав которой входили земли Западной Украины, считала — и небезосновательно, — что намеренное и утрированное подчеркивание различий между украинцами и великороссами станет гарантом неприсоединения Галиции к российской части Украины. В еще большей степени националистические настроения разжигались АвстроВенгрией среди прикарпатских русинов в годы Первой мировой войны. И всетаки, несмотря на все усилия австрийских властей развить в Галиции украинское сепаратистское движение, гораздо более сильным и организованным было здесь движение сторонников воссоединения с Россией, которых сепаратисты презрительно именовали «москвофилами». Но его представители были практически полностью истреблены в австрийских концлагерях в годы Первой мировой войны. Среди жертв геноцида оказалось немало православных священников. Оставшиеся в живых прорусски настроенные галичане в большинстве своем эвакуировались в Россию после отступления русских войск. По причине физического уничтожения большинства «москвофилов» и в силу того, что западные области нынешней Украины по условиям Версальского мирного договора вошли в состав возрожденного Польского государства, националистическое движение в Галиции разгорелось еще сильнее в 1918 — 1939 годах. В ходе противостояния с польскими властями в годы диктатуры Юзефа Пилсудского на Галичине оформляется движение ОУН (Организация украинских националистов), благословляемое украинской грекокатолической церковью. Последняя все более принимает на себя функцию идеологического органа националсепаратистского движения.
Приход Советской армии на Западную Украину и ее вхождение по пакту Молотова — Риббентропа в состав СССР только усилили размах сепаратистского движения. Массовые репрессии против гражданского населения, насильственная коллективизация, сопровождавшаяся «раскулачиванием», и прочие атрибуты советского режима в самый короткий срок сделали свое дело. В июне 1941 года солдат гитлеровского вермахта на Галичине встречали как освободителей от коммунистического кошмара. Вскоре, однако, выяснилось, что Гитлеру самостийная Украина не нужна. ОУН, руководимая Степаном Бандерой и другими лидерами украинского национализма, встала на путь противостояния как немецким оккупационным властям, так и наступающей Советской армии. Ушедшие в подполье бандеровцы в течение почти целого послевоенного десятилетия вели подпольную и партизанскую борьбу с советским режимом на западе Украины. Население в основном пассивно симпатизировало оуновцам, хотя иногда имела место и активная поддержка действий сепаратистов. Это вызвало новую волну репрессий и массовых депортаций гражданского населения за пределы Украины. Понятно, что симпатий к советской власти это не прибавило. Лояльность к коммунистическим властям была на Западной Украины только видимостью. И как только советский режим стал слабеть в годы перестройки, национализм здесь начал расти как на дрожжах.
В эти годы из подполья вышли униаты. Дело в том, что почти полвека УГКЦ (Украинская грекокатолическая церковь) находилась под запретом. Такое решение в 1946 году принял Сталин, «оформив» этот запрет «добровольным вхождением» униатов в РПЦ. Все униатские храмы тоже отошли к РПЦ. Политически это решение было во многом оправданным. Дело в том, что едва ли не все лидеры ОУН и УПА (Украинской повстанческой армии) были выходцами из семей священниковуниатов. Но главное даже не это: руководство УГКЦ не только вдохновляло и благословляло бандеровцев на борьбу с Советской армией и этнические чистки (в Галиции и на Волыни были вырезаны десятки тысяч поляков и евреев), но и активно сотрудничало с немецкими оккупационными властями. С другой стороны, ликвидация УГКЦ оказалась миной замедленного действия, которая «рванула» на рубеже 80 — 90х годов. В начале 1990 года в результате победы на выборах в местные советы к власти в западных областях Украины пришли националисты. Благодаря этому недавно вышедшие изпод запрета униаты отныне получали практически неограниченную поддержку властей, и гонения на все русское и православное достигли апогея. У православных были насильно отобраны почти все храмы, многие православные приходы были просто разгромлены. Более того, УГКЦ при поддержке и одобрении властей Украины начала экспансию в центр и на юговосток страны, где униатство вообще не имело никаких исторических корней.
С подачи первого украинского президента Леонида Кравчука националисты попытались создать украинскую православную церковь, независимую от Московского патриархата, которую возглавил патриархсамозванец Филарет (в прошлом — один из экзархов РПЦ). Филаретовцы отбирали храмы (например, знаменитый Владимирский собор в Киеве), входящие в юрисдикцию УПЦ МП (Украинская православная церковь Московского патриархата), запугивали паству, сохранявшую верность Московскому патриархату. Была даже попытка — к счастью, не удавшаяся — захватить одну из главных святынь Русского Православия — КиевоПечерскую лавру. Эта политика не просто продолжилась, но и усилилась с приходом к власти «оранжевого» президентанационалиста Виктора Ющенко. Ющенко не скрывает, что его цель — не только привести Украину в НАТО, но и полностью оторвать украинских православных от РПЦ. Именно для этого был задуман недавний визит на празднование 1020летия Крещения Руси константинопольского Патриарха Варфоломея, который должен был «благословить» «независимую» украинскую церковь, придать ей легитимность. Причем Ющенко подчеркнуто пренебрежительно отнесся к приехавшему в Киев Патриарху Алексию Второму. Попытка эта, как мы помним, с треском провалилась. И подавляющее большинство православных приходов на Украине остались верными РПЦ. Но это не означает, что борьба выиграна. Терпящие политическое поражение националисты не оставят попыток разорвать культурные и духовные связи, веками соединяющие два братских народа — русский и украинский. Справедливее даже, как считал знаменитый историк Василий Ключевский, говорить о едином русском народе, состоящем из трех народностей — великороссов, малороссов и белорусов. Общая вера, Православие — это главная связующая их нить. Отстоять эту общую веру — значит сохранить народное единство.
Ведущий раздела «Православие» Сергей Комлев №176(22339)
19.09.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →