16 сентября 2008 года. 09:17

Александр Михайлин: «Дерусь только на татами»

В Череповце завершились всероссийские соревнования по дзюдо — Кубок России и командный чемпионат среди федеральных округов. Соревнования подобного уровня по дзюдо в Череповце прошли впервые.
Пожалуй, единственное, что спортсменам не понравилось в организации турнира (а в наш город съехались более трехсот дзюдоистов со всей страны), это погода. Особенно пострадали спортсмены с жаркого юга, прибывшие в шлепанцах и шортах. В обоих турнирах приняли участие череповецкие дзюдоисты — Вахид Бабаев стал пятым в личном зачете, Яна Зубилова, к сожалению, выбыла из соревнования на ранней стадии. Кроме того, оба наших спортсмена усилили состав Северо­Западного федерального округа на командных соревнованиях. В итоге СЗФО занял пятое место.

Одним из самых дорогих и звездных гостей Череповца в эти дни стал трехкратный чемпион мира, один из пяти дзюдоистов планеты, сумевших завоевать две медали на одном первенстве мира, Александр Михайлин. Проведя два боя, Александр нашел в себе силы ответить на несколько вопросов «Речи».

— Не трудно ли после чемпионатов мира и Европы настраиваться на Кубок России?

— Все в порядке с настроем. Олимпиада завершилась, начался новый олимпийский цикл — и такие соревнования, как начало подготовки к следующим играм, совсем небесполезны.

— Как вам показался череповецкий зал?

— Прием и организация на самом высшем уровне.Прекрасный зал, поселили нас отлично. Я всем доволен.

— В восприятии обычного зрителя профессиональная борьба все больше становится чисто кавказским видом спорта. Вы один из немногих москвичей, кто попадает на пьедестал в дзюдо. Как полагаете, почему это происходит: у кавказских спортсменов борцовский талант в крови или тамошняя школа самая лучшая?

— В вольной и классической борьбе кавказцы действительно побеждают чаще. В дзюдо все не так однозначно. Тот факт, что на последней Олимпиаде из семерых россиян шестеро представляли Кавказ, не говорит ни о чем. Просто так получилось: ребята прошли отбор и поехали. О каких­то преимуществах кавказской школы я бы тоже не стал говорить — мы все вместе тренируемся, ездим на сборы.

— Как получилось, что многократный чемпион мира ни разу не участвовал в Олимпийских играх?

— Я мог трижды поехать, и все три раза меня не отобрали в сборную. Больше всего переживал и обижался в 2000 году, а сейчас уже нормально к этому отношусь. Наверное, повзрослел. Знаете, устаешь бороться с этой системой. Пекинские Игры доказали в очередной раз, что наша система отбора в сборную по дзюдо серьезно больна. На Олимпиаде в Афинах в четырех из семи весовых категорий Россия завоевывала медали. В Пекине — полный провал, лучшие результаты — два пятых места. За четыре года сборная деградировала так, что дальше некуда. Напрашивается логичный вывод: федерация не может нормально работать и развивать дзюдо.

— Дзюдо в последние годы считалось президентским видом спорта. Это как­то помогло его развитию?

— Лучше мы бороться не стали — это факт. Годами, пока Владимир Путин был президентом, на мой взгляд, можно было воспользоваться, чтобы поднять дзюдо, но это не было сделано. Нормальных баз не открыли, чемпионов не воспитали. Вспомним Ельцина: его любимый теннис до сих пор на подъеме в нашей стране, а русские теннисисты гремят по всему миру.

— К человеку с вашими габаритами и известностью наверняка поступали предложения о съемках в кино или рекламе. Вот недавно боксер Николай Валуев снялся в роли злодея.

— Таких предложений я не получал, да, если честно, пока они мне и неинтересны. Если идти по стопам Димы Носова, который активно снимается в кино, наверное, со спортом придется завязать. Хороший был дзюдоист, «бронзу» взял на Олимпиаде в Афинах. Я пока не хочу оставлять спорт. Моя цель — следующие игры в Лондоне, и я сконцентрировался только на ней. Если кто­то хочет увидеть меня на экране, пускай подождет годика четыре.

— Как полагаете, Лондон­2012 — ваш последний шанс попасть на Олимпиаду?

— Как вам сказать… Когда­то я думал, что Афины­2004 мой последний шанс. А теперь почти уверен, что и Лондоном не закончу.

— Навыками дзюдоиста когда­нибудь пользовались в повседневной жизни?

— Никогда. Я принципиально не дерусь за границами татами. Да и как правило, не отыскивается желающих задевать меня.

Сергей Виноградов
№173(22336)
16.09.2008

Источник: Газета «Речь»