За чертой спасения
Городская спасательная служба оказалась под угрозой сокращения штатной численности. Главная причина: соседние районы, куда в случае ЧП выезжают наши спасатели, часто отказываются оплачивать их услуги. Возможное следствие: череповчане, попав в опасную ситуацию за пределами города, рискуют остаться без помощи специалистов.
Вопрос оптимизации расходов городского бюджета на содержание службы спасения поднял мэр на очередной прессконференции. Объясним почему.
У Череповца и Череповецкого района имеется множество точек соприкосновения, которые связывают их в единый организм. Многие жители района работают на городских предприятиях, равно как многие жители города проводят весь дачный сезон на территории района. Но как бы то ни было, юридически город и район — два отдельных муниципальных образования, со своими границами, населением, руководителями и бюджетами. И фактическая размытость границ часто осложняет сосуществование двух муниципалитетов: приходится учитывать, что житель может быть «и нашим, и вашим». Чаще всего находятся взаимовыгодные способы выхода из трудных ситуаций — как, например, в случае с оказанием скорой медицинской помощи. Мощности районной станции «Скорой помощи» не хватает, чтобы качественно обслуживать весь район, и городские бригады по договору с райадминистрацией в этом помогают. Оплачиваются их выезды из бюджета района.
Но иногда район злоупотребляет позицией «младшего брата». Так было, например, в случае с Зеленой Рощей, которая находится в границах района, но большинство отдыхающих в ней — жители города. Когда назрел вопрос о благоустройстве Рощи, районная администрация отказывалась финансировать эту работу: мол, «ваши» там отдыхают, «ваши» мусорят — вам и вкладываться, тем более что финансовых возможностей у города гораздо больше.
Аналогичная ситуация сложилась и с оплатой услуг городской службы спасения.
— Нам часто приходится выезжать в соседние районы на ЧП, но они иногда отказываются оплачивать эти выезды. В основном такие проблемы возникают с Череповецким районом, и главным образом в случаях с «потеряшками», — рассказывает директор МУ «СпаС» Геннадий Малышев. — Когда в районных лесах теряется их житель, они исправно финансируют поиски. А вот если теряется житель Череповца, они считают естественным, что оплачивать его поиски должен Череповец. Это неправильная позиция. Согласно положению о нашей службе работать мы должны только в черте города. Наша служба является городской муниципальной организацией и финансируется за счет средств городского бюджета. Для обслуживания территорий, лежащих за пределами города, заключаются договоры с районными администрациями, по которым они оплачивают работу городских спасателей. Потерялся человек в какомто районе — этот район организует его поиски, подает заявку в адрес мэрии Череповца, по этой заявке мы выезжаем, и район оплачивает наш выезд. Из средств, которые выделяются каждому району из областного бюджета на проведение мероприятий ГО и ЧС. Нашей службе город выделяет деньги на то, чтобы обслуживать город. Бюджетные средства мы должны расходовать строго по назначению. Если мы будем тратить их на поездки по районам, город останется без обслуживания.
Изза такой несогласованности порой тормозятся поиски «потеряшек». Одна сторона не хочет платить, поэтому не подает официальную заявку, другая — ждет, когда эта заявка поступит. А родственники изза бездействия специалистов впадают в отчаяние. Оплатить из своего кармана поиски под силу далеко не каждому.
Суммы, о которых идет речь, немаленькие. Геннадий Малышев предлагает подсчитать. Зарплата спасателя за рабочую смену составляет примерно 800 рублей. Если работает бригада из пяти человек — эта цифра умножается на пять. Плюс расходы на ГСМ и прочее. Рабочая смена обходится в пределах 30 — 40 тысяч рублей, в зависимости от расстояния и других факторов. «Мы не отказываемся выезжать, но когда город несет расходы за район — это неправильно», — считает Геннадий Александрович.
С ним полностью соглашается мэр Олег Кувшинников. И вспоминает изначальную цель, с которой была создана служба спасения:
— С ее помощью должны разрешаться нештатные ситуации, которые возникают на территории города, и не более того. Под это были сформированы и ее бюджет, и штат. Сейчас функции службы спасения разрослись до такой степени, что она обслуживает уже акваторию Рыбинского водохранилища, территории соседних районов и областей. За счет городского бюджета. Это неоправданно. Служба муниципальная, и обслуживать она будет город Череповец. Все остальные территории не входят в нашу зону ответственности, поэтому наша служба будет их обслуживать только в том случае, если оттуда будет финансирование. И сейчас вопрос стоит так: если с другими районами, куда выезжает наша служба, будут заключены договоры о софинансировании, тогда ее штатная численность останется в неизменном виде. Если нет — будет сокращение. Мною поставлена задача оптимизировать расходы на содержание службы, подсчитать штатную численность и бюджет, необходимые для выполнения задач на территории города.
Позиция администрации Череповецкого района, с которой спасатели не могут найти общий язык, неясна. Зам. главы района Александр Головкин, слышавший о решении мэра, «перевел стрелки»:
— На сегодня в адрес районной администрации предложений о софинансировании службы спасения не поступало. Если будет конкретное предложение о заключении договора и будет определена конкретная сумма финансирования — мы с главой района проработаем этот вопрос.
Татьяна Тихонова
№173(22336)
16.09.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →