15 сентября 2008 года. 11:08

Людмила Ивановна Бусыгина: «Мы так были воспитаны: работа — важнее всего!»

В преддверии 90­летия ВЛКСМ представляем вниманию наших читателей новую рубрику «Комсомол — это характер». На страницах «Речи» вы встретитесь с комсомольцами разных лет. Чем был комсомол в их биографии, в их жизни, чего они сумели добиться, каких вершин достигли — рассказывают известные череповчане. Публикации выходят по понедельниками четвергам.
Работа в комсомоле: рядовая комсомолка, член комсомольской организации управления треста «Череповецметаллургстрой».

Работа на производстве: строитель. Приехав в Череповец в 1949 году после окончания Ленинградского инженерно­строительного института, работала в тресте «Череповецметаллургстрой», была главным технологом, заместителем главного инженера.

О себе: в комсомол вступила в январе 1944 года, в Ленинграде, после возвращения из эвакуации. Замуж вышла здесь, в Череповце. Мой муж, Анатолий Константинович Чирва, тоже приехал на строительство металлургического комбината. Дочь Татьяна, внучки Екатерина и Дарья.

Молодость нашего поколения пришлась на трудное время — война, потом послевоенная разруха. Мы с семьей чудом успели выехать из Ленинграда в Нижний Новгород, тогда — Горький. Там я и в институт поступила, но когда отца снова перевели на завод в Ленинград, и я перевелась в Ленинградский институт. Тяжелые были времена, но хотелось жить и работать. Помню, как радовалась, когда присутствующий на защите дипломов Дмитрий Николаевич Мамлеев отобрал пять человек — и меня среди них — к себе на работу: на новую большую стройку — Череповецкий металлургический комбинат. Ехали сюда с радостью и большим подъемом. Череповец в те годы сложно было назвать городом, так, поселок. Все силы отдавали работе. Вспоминаем сейчас с мужем, смеемся: редко встречались, дома почти не бывали, все время на стройке! А как по­другому? Мы так были воспитаны: работа, дело — важнее всего. Работать — почетно. Когда есть любимая работа — это счастье!

Город строился, и мы, молодежь, комсомольцы, были первыми на всех субботниках. Тогда еще рабочая неделя была шестидневная, один выходной, но и в этот выходной ходили на субботники, не отлынивали — надо! А кто, если не я? Да и пример надо было показывать, потому что практически сразу после института я стала руководителем. Приходилось и со строительными бригадами непосред­ственно на площадке встречаться, настраивать на работу, и молодым инженерам подсказывать, что и как. Личный пример был очень важен.

Думаю, что для молодежи сейчас время непростое. Трудно им сориентироваться, выбрать — куда пойти, где работу найти. Мне кажется, такого внимания к молодым специалистам, как раньше, сейчас нет.

Помню, как меня, выпускницу института, только что приехавшую на стройку по распределению, руководитель треста на совещаниях за свой стол приглашал, я участвовала в общем обсуждении производственных проблем, и с мнением моим считались. Это было и почетно, и ответ­ственность налагало, заставляло еще большее рвение к работе проявлять. Сейчас, мне кажется, не так. Сужу по внучке — детский доктор, прекрасный специалист, а зарплата мизерная. Думаю, государство должно поднять статус молодого специалиста, вообще внимательнее к молодежи надо относиться, о здоровье людей надо больше заботиться.

Семья должна быть главной ценно­стью, дети. Вот мы с моим мужем в прошлом году отметили 55­летний юбилей совместной жизни. Может, раньше все прочнее было — и люди, и союзы? Нельзя то, что было хорошего в нашей прошлой жизни, огульно чернить, хорошее надо брать!

В наше время молодежи все пути были открыты. Еще моя мама говорила мне: «Дочка, ты живешь в прекрасное время, потому что у тебя есть возможность пойти учиться, куда ты хочешь, стать тем, кем только пожелаешь». Так и было, мы могли учиться. Считаю, что для молодежи главное — образование. Будет у молодежи возможность учиться — и страна поднимется!

Ирина Нечаева, ведущая проекта
№172(22335)
15.09.2008

Источник: Газета «Речь»