Усадьба Гальских: возрождается или гибнет?
Судя по «разбору полетов» — в минувшую пятницу мэр провел расширенное совещание с участием архитекторов, реставраторов и чиновников, — уникальный памятник оказался в положении, о котором принято говорить «у семи нянек дитя без глазу». Как такое могло произойти в Череповце, где каждый бюджетный рубль заставляют работать целевым образом и эффективно, выясняли собравшиеся в большом зале мэрии.
Почему сырбор разгорелся вокруг барского дома усадьбы Гальских (именно он в настоящее время приведен в болееменее божеский вид) именно сейчас, если усадьбу реставрируют с 1997 года? Вопервых, поводом к серьезному анализу хода реконструкции послужил недавний визит в Череповец первого зам. губернатора Виктора Рябишина, а он строитель с большим стажем и опытом. И, естественно, от него трудно было скрыть, где здесь бардак, а где просто недоработка. Вовторых, 2007 и 2008 годы — время стабильного и наиболее существенного финансирования объекта. Из общей суммы в 57 млн 629 тыс. руб., вложенной в реконструкцию усадьбы с 1997 года, львиная доля — ассигнования областного бюджета. Втретьих, это первая серьезная инспекция объекта, который долгие годы находился в тени в силу объективных причин — у городских властей имелись более насущные проблемы. Да и сам объект был под солидной опекой. Олег Кувшинников перечислил ответственных за него: областной комитет по историкокультурному наследию, управление культуры, музейное объединение, музей «Усадьба Гальских», УКСиР, зам. мэра Василий Семичев (как отвечающий за городское хозяйство), зам. мэра Алексей Акишин (как отвечающий за городскую целевую программу «Усадьба Гальских»), председатель городской Думы Александра Баданина (депутаты должны держать на контроле реализацию целевых программ). Досталось всем.
Что же вызвало гнев мэра? Предъявленные к объекту претензии условно можно разделить на две части: к реконструкции и к реставрации.
Как подчеркнул мэр, уникальность усадьбы Гальских заключается в том, что это единственный на всем СевероЗападе подлинный памятник деревянного зодчества первой четверти XIX века. Барский дом (главный объект усадьбы) построен из лиственницы. И, естественно, возрождение такого памятника требует особо трепетного отношения. Это что касается реставрации. Но помимо тончайшей и сложной работы существует рутинная, но архиважная составляющая: обеспечение охраны усадьбы, пожарной безопасности, благоустройство территории, подключение дома к теплу, электричеству.
— Что мы увидели? — говорит Олег Кувшинников. — Разбитая, как после бомбовых ударов, поляна, захламленная строительными материалами и мусором. Изрытая траншеями территория вокруг усадьбы, покосившиеся столбы. Полуразвалившиеся срубы хозяйственных построек с проваленной кровлей, отсутствие дренажа. Не выполнены противоаварийные мероприятия, а сам объект зарос лебедой. Задаем вопросы, почему так, — нам отвечают: «сохраняем историческую достоверность». В чем достоверность? В том, что на дне траншеи у барского дома пластиковые трубы якобы для электрического кабеля? Кабеля нет, а трубы затянуло илом. Отмостки из булыжника без гидроизоляции. Смотрим внутри помещения: оконные рамы в 3 см. Сомневаюсь, что они держат тепло при минус 40 и что помещики жили в таких домах. Фрамуги между собой не стыкуются, дверные косяки в зарубках, затесах и вмятинах. На изразцовые печи больно смотреть…
Отвечать на все эти неприятные вопросы пришлось поочередно всем чиновникам, курирующим объект. И самыми сложными вопросами были те, что касались производства работ. Трудно оправдать такие недочеты, как полное отсутствие пожарной безопасности (в усадьбе не оказалось даже огнетушителя), то, что не проведено электричество, тепло и т. д. Мэр распорядился немедленно взять усадьбу под охрану и ввести строгий пропускной режим.
А вот что касается реставрационной части, то ее попытался защитить главный федеральный архитектор по Вологодской области Сергей Куликов, специально приехавший в Череповец из Москвы.
— Мы пришли на объект в начале 2000 года, — говорит Сергей Борисович. — Не берусь судить о тех, кто проводил реставрацию раньше, но мы застали объект в аварийном состоянии. Можно, конечно, доверять строительному опыту Виктора Рябишина. Но уверяю вас, на усадьбе Гальских работают лучшие реставраторы страны. За барский дом я спокоен. Что касается эффективного использования средств — реставрация всегда была дорогим удовольствием. И нужно отдать должное правительству Вологодской области, городским властям в том, что они сохраняют уникальный памятник в Череповце.
На этой положительной ноте и завершилось совещание. Следующим этапом станут конкретные предложения по спасению усадьбы, которые чиновники, отвечающие за объект, должны представить мэру 24 сентября.
Татьяна Ковачева
№172(22335)
15.09.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →