10 сентября 2008 года. 13:11

Блокираторы не запрещены, но и не разрешены

В Череповце не будут использоваться блокираторы колес для взимания штрафов с нарушителей Правил дорожного движения. Причина в сомнительном правовом статусе подобных мер, которые, как показывает опыт, могут превратиться в настоящее вымогательство на дороге. «Мы направили свои пояснения насчет законности использования этих устройств в мэрию, и в настоящее время вопрос снят», — сообщил «Речи» зам. начальника отдела ГИБДД Александр Андреев.
Напомним, что об идее использования блокираторов городские власти заявили в начале сентября как об одном из возможных способов борьбы с нарушителями правил парковки. Механизм использования этих устройств известен: на одно из колес неверно припаркованного автомобиля инспектор ГИБДД надевает специальную металлическую конструкцию (наиболее распространенные формы — «краб» и дуга), которая защелкивается на замок. Водитель, пожелавший уехать, не сможет сделать этого: блокиратор не позволит колесу провернуться. Чтобы снять его, водитель должен позвонить в дежурную часть ГИБДД, дождаться инспектора, который оформит протокол о правонарушении, после чего снимет блокиратор. Именно такая схема получила широкое распространение в 1990­е годы в столичных городах. Однако блокираторы там быстро стали инструментом банального вымогательства денег с автовладельцев. После нескольких скандальных историй подобные устройства отменили.

Поправки к Кодексу об административных правонарушениях, вступившие в действие с 1 июля этого года, исключили из КоАП пункт о запрете на использование блокираторов. Однако возобновлять практику их применения пока мало кто решается. Во­первых, в КоАП вместе с отменой запрета не появилось пункта, разрешающего использование блокираторов в качестве санкции за какое­либо нарушение. Во­вторых, по мнению правозащитников, с которым согласуются и решения некоторых судов, блокираторы использовать нельзя, так как это нарушает конституционное право собственности граждан.

Отказ от использования блокираторов, впрочем, не означает, что по отношению к нарушителям в Череповце не будет предприниматься никаких мер. Из трех имеющихся на штрафстоянке эвакуаторов один уже сейчас задействован исключительно на вывозе с автобусных остановок припарковавшихся там частных машин (еще два работают на транспортировке машин после ДТП или в случае отстранения от руля, например, пьяных водителей). «В день он вывозит две­три машины. Можно, конечно, и десять вывозить, но часто водители выбегают, когда видят, что приехал эвакуатор. Если владелец присутствует на месте, то эвакуировать нельзя, он получает только штраф и обязан убрать автомобиль», — поясняет зам. начальника отдела ГИБДД Александр Андреев.

Одновременно с этим в ГИБДД созданы три мобильные группы, в задачу которых входит контроль за наиболее проблемными улицами в центре города: например, ул. Ленина и ул. Горького. Инспектора, проезжая по этим улицам, пытаются найти тех водителей, которые, припарковавшись в неположенном месте, находятся в своих машинах или рядом с ними: согласно закону штраф можно наложить, только если поймать нарушителя за руку. Эвакуировать автомобиль, который стоит под знаком «Остановка запрещена», но не создает серьезных помех движению общественного транспорта или же не перекрывает полностью движение транспорта частного, закон не позволяет. Именно по этой причине не вывозятся машины от печально известного здания комитета соцзащиты на ул. Сталеваров. Суды признают законным транспортирование машины в случае, если она ограничивает права других граждан — то есть расположена таким образом, что другим никак не проехать. Проще говоря, эвакуировать неправильно припаркованный автомобиль, по сути, можно только в одном случае — если он стоит на автобусной остановке. В остальных случаях инспекторам нужно ждать водителя, чтобы выписать ему штраф.

Поправки в КоАП, вступившие в действие с 1 июля, предполагали, что эвакуация как одна из основных мер воздействия на нарушителей не будет «грабительской», как это происходило до сих пор. Не секрет, что процедура получения машины со стоянки сегодня — настоящее мучение; причины — как отдаленность стоянки от здания ГИБДД (Городище и ДОК соответственно), так и тарифы на обслуживание: нарушителю до сих пор редко удавалось уложиться в 3 — 4 тыс. рублей.

С 1 июля плата за эвакуацию была отменена теми самыми поправками в КоАП, однако сразу же «большинство руководителей стоянок отказались от приема транспорта, поскольку услуга стала нерентабельной» — сообщил в конце июля на заседании областного правительства зам. начальника областного управления ГИБДД Герман Бобков. В итоге плату за эвакуацию повсеместно просто включили в тариф за «прием» и «выдачу» машины: по 1566 рублей в обоих случаях. Общая сумма вызволения автомобиля составила, таким образом, 3132 рубля. Если учесть, что в день рядовая стоянка принимает с десяток, а то и больше машин и при этом не несет практически никаких крупных расходов, рентабельность этого бизнеса теперь не вызывает сомнений.

Андрей Ненастьев
№169(22332)
10.09.2008

Источник: Газета «Речь»