5 сентября 2008 года. 12:20

Тормозите, вас снимают!

Известная формула: первый раз — случайность, второй — совпадение, третий — закономерность.
Так вот, когда меня на Октябрьском проспекте тормознул жезлом гаишник и показал приборчик с числом 83 на дисплее, я отнесся к этому несколько легкомысленно. Дескать, надо же было когда­то этому случиться — целый год, с момента получения прав, я не имел опыта быть оштрафованным за превышение скорости.

Когда через три дня мне второй раз выписывали квитанцию, впору было думать о досадном совпадении. Ведь я искренне считал себя весьма осторожным и пунктуальным автомобилистом, позволяющим себе прибавить газу лишь в общем потоке спешащих автомобилей.

И только когда в третий раз за полторы недели меня ткнули носом в экран радара, мозг пришел к закономерному выводу: объявлена охота — целенаправленный и системный отстрел сторублевок у всех, кто передвигается по городу на своих авто со скоростью, превышающей 60 км/час.

А тут и «Речь» сообщила, что «охотники» хорошо подготовлены; что в арсенале череповецких инспекторов уже пять комплектов видеофиксации; что они оснащены не только ручными радарами, но и установленными в машинах; что выписанные квитанции могут дополнить в почтовом ящике «штрафные письма», составленные без остановки по требованию; что помимо мобильных систем контроля скоро в городе появятся стационарные камеры, беспристрастно фиксирующие всех не в меру разогнавшихся автомобилистов… Словом, кругом засада. Причем есть подозрения, что это не одноразовая акция местных инспекторов. Это тот самый прогресс, который рано или поздно приходит в провинциальную Россию.

В Европе, к слову, автомобилисты давно уже поставлены на счетчик. Муниципалитет Берлина в прошлом году с нарушителей ПДД и правил парковки собрал таким вот элект­ронным образом более 200 миллионов евро. И что немаловажно, не менее половины этой суммы пошло на улучшение транспортной инфраструктуры города.

В Великобритании внедрена жесточайшая система штрафных санкций, разработана четкая система наказаний за нарушение ПДД, состоящая из штрафных очков и пяти степеней серьезности нарушений. Самые частые нарушения — превышение скорости и неправильная парковка. Штраф по первой и самой несерьезной степени — 200 фунтов (400 долларов). По пятой, самой суровой — 5000 фунтов. И весь этот «грабеж» совершается среди бела дня в автоматиче­ском режиме с помощью приборов видеонаблюдения.

Если же вспомнить о правилах лондонской парковки и ценах на нее, то не удивишься информации, что за последние три года 65 % жителей столицы Великобритании поставили свои авто на пригородные стоянки и спустились в метро. Автомобиль для них стал роскошью, которой можно пользоваться не чаще, чем раз в неделю. Власти же сразу убили двух зайцев: решили проблему автомобильных пробок и значительно пополнили казну муниципалитета.

Конечно, смешно даже сравнивать мои сторублевые штрафы с их — мультифунтовыми. Но во­первых, лиха беда начало. Любая власть, почувствовав новую доходную жилу, будет придумывать все новые и новые способы ее эксплуатации.

Во­вторых, как бы мы ни протестовали, стоит признать, что система «всевидящего ока» — наиболее эффективное средство борьбы с проблемами, порожденными автобумом. Расширение дорог, установка новых светофоров, строительство объездных магистралей — это, конечно, жизненно необходимо. Но одной лишь транспортной логистикой не угнаться за темпами автомобилизации современной России. Тем более что на реконструкцию отечественных дорог требуется гораздо больше средств, чем на установку видеокамер.

И наконец, самое главное: прогресс не остановишь. И системы видеофиксации на дорогах — это уже вчерашний день эволюции «большого брата». За по­следние полгода озвучены предложения установить камеры слежения в каждом чиновничьем кабинете — как средство борьбы с коррупцией и бюрократизмом; в каждой казарме — как способ остановить дедовщину; в каждом школьном классе — для дисциплины; в каждой операционной — для предотвращения врачебных ошибок… Список можно продолжить.

Сергей Бегляк
№166(22329)
05.09.2008

Источник: Газета «Речь»