5 сентября 2008 года. 12:20

Без льготного проездного

Почти десять тысяч череповчан с окончанием сентября лишатся права на поездки по 200­рублевому проездному билету. И еще часть горожан останется без именного годового проездного, который им доставался бесплатно. Каких именно льготников это коснется и почему, вчера объяснила председатель комитета социальной защиты населения Наталия Самчук.
Напомним, в Череповце действуют два вида льготных проездных документов. Льготный проездной билет стоимостью 200 рублей, который дает право не только без ограничений пользоваться внутригородским общественным транспортом, но и бесплатно передвигаться на автобусах внутрирайонных маршрутов. И именной годовой проездной билет, который выдается бесплатно отдельным категориям граждан. Он дает право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте и 50­процентную скидку на маршрутах пригородного сообщения три дня в неделю: вторник, среда и четверг.

— В августе было принято решение о внесении изменений в постановление мэрии, которое предоставляло и предоставляет право на социальные поездки отдель­ным категориям граждан, — рассказывает председатель городского комитета социальной защиты населения Наталия Самчук. — Так, с 1 октября текущего года утратили право на приобретение проездного документа стоимостью 200 рублей следующие категории граждан. Во­первых, сотрудники силовых ведомств: УВД Череповца, Череповецкого РОВД, налоговой инспекции, учреждений юстиции по Череповцу, МЧС, отдела управления ФСБ в г. Череповце и наркоконтроля. Также права на эту льготу лишаются получатели пенсий по линии Пенсионного фонда, силовых ведомств и Министерства обороны РФ, не получающие никакие социальные денежные выплаты: женщины в возрасте до 55 лет, мужчины — до 60 лет. Как правило, это люди трудоспособного возраста, они продолжают работать. Помимо пенсии они получают еще и зарплату, поэтому имеют возможность ездить в общественном транспорте за счет собственных средств.

Такому решению предшествовало представление, которое в адрес мэрии внесла прокуратура, о приведении муниципальных актов в соответствие с российским законодатель­ством. Была сформирована специальная комиссия, она рассмотрела в том числе и постановление мэрии о предоставлении права на льготные поездки — и выяснила, что оно идет вразрез с областными и федеральными законами. В чем заключается это несоответствие?

Право на приобретение льготного 200­рублевого проездного билета было предоставлено три года назад муниципалитетом, но расходы транспортных предприятий, которые предоставляли такие льготы, компенсировались не из городского бюджета. Средства на компенсацию проезда каждого из таких льготников поступали в город в виде субвенций из областного или федерального бюджетов, в зависимости от категории льготника — областной или федеральный. Такое положение дел, оказалось, противоречит закону об общих принципах местного самоуправления, который строго разделил полномочия между муниципалитетом, субъектом федерации и федерацией. (Несоответствие обусловлено тем, что городское постановление было принято раньше, чем вышел названный закон.) Согласно этому закону вопросы, касающиеся мер социальной поддержки областных льготников, находятся в зоне ответственности областного правительства, а федеральных льготников — в зоне федерального. Городская власть не имеет полномочий брать на себя обязательства федерации или области и предоставлять льготу — в данном случае на проезд. Если же она такие обязательства берет, то должна в полном объеме компенсировать расходы перевозчиков из средств городского бюджета.

— Оставить данным категориям граждан право на льготный проезд мы не могли, потому что средств на компенсацию льготных перевозок в городском бюджете не было запланировано. И даже если их запланируют, то расходы будут колоссальные, — говорит Наталия Самчук. — Кроме того, получалось, что, предоставляя льготу сотрудникам силовых ведомств, город дублировал льготу, предоставленную им на федеральном уровне. В связи с переводом натуральных льгот в денежную форму для сотрудников силовых ведомств был предусмотрен ряд мер социальной поддержки, в том числе выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в увеличенных размерах. Предполагается, что надбавка частично компенсирует расходы на проезд.

Также с 1 октября граждане, которые достигли пенсионного возраста, но не относятся ни к одной из льготных категорий, утрачивают право на приобретение именного годового бесплатного проездного билета (расходы по нему компенсировались из городского бюджета). Но для них сохраняется другое право — пользоваться льготным 200­рублевым проездным, которое им предоставлено законом Вологодской области.

— Наш анализ показал, — отмечает Наталия Евгеньевна, — что пенсионеры, относящиеся к данной категории, чаще всего дополнительно к именному годовому бесплатному билету приобретали еще и 200­рублевый проездной, потому что он позволяет бесплатно и без ограничений передвигаться внутри района. Таким образом, они пользовались двойной льготой.

Для многодетных семей, воспитыва­ющих четырех и более детей, право пользоваться именным годовым билетом сохранено.

Известие о потере права на 200­рублевый проездной облетело уже все силовые ведомства города и района. Конечно, тех сотрудников, которые работают «на земле», оно не обрадовало. Подсчитывая, насколько пострадает их семейный бюджет, они все же надеются.

— Руководство нашего отдела готовит на имя мэра письмо с подписями сотрудников каждого отделения о том, чтобы власти все­таки рассмотрели возможность сохранить эту льготу, — рассказывает зам. начальника Череповецкого РОВД, начальник штаба Надежда Соломатина. — Пусть проездной будет стоить не 200 рублей, а 300 или 400 — это все равно для наших сотрудников будет гораздо выгоднее и удобнее. Они, конечно, очень расстроились. По городу где­то можно и пешком пробежаться, но когда населенный пункт находится в 30 километрах, а машин на всех участковых и оперуполномоченных, конечно, нет… И зарплата — на первом году службы у сотрудника не выходит даже 10 тысяч рублей. Из такой зарплаты выкроить еще и на многочисленные поездки по району невозможно. Знаю, к примеру, что участковому, который живет в Ивановском, для того, чтобы приехать в город допросить кого­то (а заявителей из города очень много), нужно заплатить 120 рублей в одну сторону… Писать в МВД, думаю, бесполезно, потому что во всех субъектах федерации этот вопрос решается на уровне местной власти.

— Мы всю рабочую неделю, кроме понедельника и четверга, когда у нас приемные дни, разъезжаем по городу, по адресам. Машин на всех, естественно, не хватает, приходится автобусами ездить. За свой счет это получится очень накладно, — вторит коллеге Александр Соловьев, судебный пристав по розыску и взаимодействию с государственными органами отдела судебных приставов по Череповцу. — А надбавка за сложность и напряженность — это не такая большая сумма, чтобы смягчить удар по кошельку от утраты этой льготы. Но ничего, такое случается уже не в первый раз, и всегда в итоге приходили к пониманию — пусть не льготы, а какие­то компенсации придумывали. Думаю, вопрос как­то будет решаться в целом по силовым ведомствам.

Татьяна Тихонова
№166(22329)
05.09.2008

Источник: Газета «Речь»