29 августа 2008 года. 10:06

Материя первична

Нечистоплотные «Карабасы» тормозят развитие кукольного театра в Череповце
Череповец — один из самых неприспособленных для приема кукольных театров город в стране. Подходящих площадок и оборудования почти нет, зритель не подготовлен и отвык от настоящей кукольной эстетики, отдавшись на волю кукольных гастролеров­деляг. Между тем нынешний театральный сезон имеет все шансы пройти под знаком тряпичной куклы. Сразу два профессиональных театра, вологодский «Теремок» и легендарный театр Сергея Образцова, представят череповчанам свои новинки. К этому впечатляющему тандему неожиданно добавился череповецкий кукольный театр, который даст свой первый спектакль в октябре.

С формальной точки зрения это не театр вовсе, поскольку финансово и юридически такой творческой единицы, как театр «Куколкин и компания», не существует. Впрочем, он вполне мог называться «Энтузиаст» или «Альтруист», поскольку существует за счет подобной категории череповчан. А именно — небезызвестной горожанам Елены Кузьминой и ее друзей Ольги Оленевой, Маргариты Сусловой и Виталия Григорьева, с которыми съедена (и оживлена на кукольной сцене) не одна собака. Некогда тот же состав артистов­непрофессионалов поставил на «подмост­ках» Дома­музея Верещагиных спектакль «Рождество в вертепном представлении», который не сходит с них до сих пор. Были и другие проекты, воплощенные, полувоплощенные и совсем не воплощенные. «Мы с Натальей Фомичевой, когда работали в Верещагин­ском музее, давно вынашивали планы создать в нашем городе кукольный театр. Ходили на курсы предпринимателей, защищали проект, просчитывали и доказывали, что театр городу нужен. Там, недалеко от музея, дом был, мы его звали «Мечта». Хотели там кукольную сцену открыть. Несколько лет назад дом сгорел», — с печалью в голосе рассказывает Елена Кузьмина.

«Мечта» сгорела, но мечта жива. Мысль воплотить ее пришла к Елене около года назад. Что и с кем ставить, подсказали куклы. «Есть у меня друг в Санкт­Петербурге, зовут его Евсей Куколкин, — рассказывает она. — Он коллекционер игрушек, и к нему очень давно, в конце 80­х годов, попали театральные куклы к спектаклю «Кусочек неба в пироге» английской сказочницы Джоан Эйкин. Двадцать лет куклы лежали дома и медленно умирали — они же поролоновые внутри, и с годами поролон превращается в труху. В конце концов Куколкин презентовал эти куклы нам в обмен на обещание поставить с ними спектакль, оживить их». Ни одного спектакля в своей долгой и скучной жизни куклы не сыграли — их придумала и изготовила одна знаменитая петербургская художница, которая безвременно ушла из жизни в конце 80­х. Тогда ее готовый кукольный отряд никого не заинтересовал и на два десятка лет стал пищей для моли и прочих насекомых. Репетиции начались с реставрации. «Кое­где куклы были побиты молью, поролоновый каркас пришлось менять — от него за два десятка лет мало что осталось», — рассказала «Речи» художник и «кукольный доктор» Елена Иванова, которая возвращала тряпичных персонажей к жизни. Мало того, с ее же помощью они обзавелись скарбом вроде зеленой кастрюли, сковородки с жареной рыбой и удочкой. Ясное дело, все эти предметы играют в сюжете свою роль.

Премьера спектакля «Кусочек неба в пироге» намечена на 4 октября. Планируется, что постановка будет идти раз в месяц до конца года. О планах новой труппы ничего неизвестно — подарков подобных тому, какой сделал Евсей Куколкин, в ближайшее время не предвидится. «Мы, конечно, хотели бы продолжать это дело и дальше, но здесь много разных нюансов, — говорит Елена Кузьмина. — Скажем, филармониче­ский зал не приспособлен для кукольных спектаклей, в нем нет специального возвышения — он на слушание рассчитан, а не на зрелище. Вместе с тем нашей филармонии мы очень благодарны, они уже много для нас сделали: пошили черную «одежду» сцены, закупили специальное световое оборудование». На новую инициативу в городском Филармоническом собрании возлагают определенные надежды — действительно, кукольная ниша в Череповце пустует. «Я убеждена в том, что наше духовное возрождение мы должны начинать с детей. Кукольный театр, наверное, самый доступный ребенку вид искусства. Сама по себе кукла — это ожившее чудо, никакой мультик этого не заменит», — считает директор Филармонического собрания Юлия Ленкевич.

Тот же самый процесс в последние годы наблюдает и директор вологодского театра кукол «Теремок» Елена Бухарина. «Удивительно, что современные дети, которые привыкли к компьютерной графике и спецэффектам, открыв рот, смотрят наши спектакли», — рассказывает глава одного из старейших кукольных театров страны, в прошлом году отметившего 70­летие. Театр старейший, а куклы новейшие, поскольку труппа не стоит на месте. Среди детей, распахивающих рты на спектаклях «Теремка», в последние три года, к счастью, есть и череповецкие. В свое время вологодские кукольники каждый сезон в совокупности до полугода гастролировали в городе металлургов. «Мы вернулись к череповецким гастролям не так давно. До этого вообще годами не выбирались из Вологды. В вашем городе успело подрасти целое поколение детей, которое не видело профессионального кукольного театра. Наверное, в Череповце немножко отвыкли от эстетики кукольного театра. Из спектаклей, которые мы привозили в Череповец в по­следние годы, большей популярностью пользовались постановки с уклоном в шоу — поярче и повеселее», — говорит Елена Бухарина. Впрочем, спектакль «Мишук, или Сказка о непослушном медвежонке», поставленный по произведениям Василия Белова знаменитым на весь мир кукольным режиссером из Санкт­Петербурга Андреем Князьковым, в категорию «поярче и повеселее» не запишешь. Между тем именно «Мишука…» привезут вологжане в Череповец уже 21 октября.

Причину падения интереса к кукольному театру Елена Бухарина связывает и с засильем гастролеров­деляг, которых она назвала «нахрапистыми бригадами»: куклу на руку, картофелину с глазками и пластилиновым носом на палец — и пошло представление. Ее негодованию вторит и Елена Кузьмина: «Я ради интереса сходила в один детский садик, куда приезжали такие кукольные гастролеры, — по­моему, это ужасно. Два притопа, три прихлопа. Ни о какой глубине и художес­твенности не может быть и речи. Они собирают день­ги с родителей малышей, получают «черным налом», нигде не отчитываются. Пятнадцать процентов платится администрации садика за аренду помещения — и вперед. Я прекрасно понимаю, почему заведующие детсадами пускают таких артистов в кавычках: все­таки, это живые деньги, на которые они могут решить проблемы садика, а их всегда немало».

Обжегшись на молоке, дуют на воду. Обманутые нечисто­плотными «передвижниками» организации долгое время не хотят иметь дело со всей кукольно­театральной отраслью. Которая развивается и прогрессирует ничуть не медленнее, чем все остальные. Современная кукла может не только моргать глазами и двигать нижней губой, да так, что не понятно, ест она, говорит или смеется. «Сегодня кукла умеет все: плавать, курить, вышивать, пускать мыльные пузыри, танцевать брейк, делать кульбиты в воздухе, рассыпаться на части и собираться в одну кучу, — рассказывает Елена Бухарина. — Среднюю стоимость такой куклы назвать трудно — на нее может быть затрачено сто рублей, а может, и сто тысяч. Скажем, трюковая марионетка для последнего спектакля обошлась нам в одиннадцать тысяч. Это только на изготовление ушло, а еще платили за эскизы, материал… Общая стоимость, таким образом, подбирается к тридцати тысячам». Впрочем, ценность куклы не определяется стоимостью поролона. Из­за проблем со складскими помещениями десятки и сотни шедевров вологодского «кукол­прома» «Теремок» дарит народным театрам области — «Речь» заверили, что череповецкий кукольный театр «Золотой ключик» в ДК «Строитель» тоже не будет обойден.

В годы застоя Аркадию Райкину из­под маски да деревянным актерам Сергея Образцова дозволялось говорить то, за что другие получали по шапке. Легендарный театр откроет первые в своей истории череповецкие гастроли в середине марта будущего года, о чем письменно договорился с Камерным театром. «Труппа приедет на несколько дней, москвичи покажут несколько спектаклей для самого разного возраста, от малышей до взрослых, — рассказала «Речи» главный специалист Камерного Татьяна Февралева. — Никаких сложных и трудно исполнимых требований нам театр не предъявил: мы выслали им наши параметры, они в ответ предоставили список спектаклей, которые могут нам подойти. Их московский зал меньше нашего почти в два раза, но у нас есть очень удобные подушечки — дети все отлично увидят и из последнего ряда». По поводу взрослого спектакля в Камерном пока не определились — возможно, это будет культовый «Необыкновенный концерт», ставший вехой не только в истории кукольного театра, но и искусства вообще. Возможно, вместе с куклами­артистами приедут в Череповец и куклы выставочные — экспозиция «Куклы мира», насчитывающая около пятисот экспонатов.

Сергей Виноградов
№161(22324)
29.08.2008

Источник: Газета «Речь»