25 августа 2008 года. 07:39

Автомобили, автомобили буквально все заполонили…

Сегодня мы экономим время, покрывая городское пространство с большим или меньшим комфортом в собственном автомобиле, на такси, в общественном транспорте. Но при этом очевидно, что город оказался неподготовленным к нашествию машин, которые размножаются с неимоверной скоростью; заполоняют улицы, площади, дворы, газоны, тротуары; загрязняют воздух, воду, почву; захватывают городское пространство. Дороги, мосты, паркинги становятся малы для растущей лавины частных автомобилей. Вместе с тем выжить в городской круговерти без помощи автомобиля мы уже не в силах. Мало того, укоренилась психология престижности автомобиля. Каждый автовладелец хочет с комфортом доехать от двери до двери.
Городские власти долгое время не замечали надвигающийся автобум, не задумывались над проблемой транспо­ртной логистики. Достаточно сказать, что многостраничный генплан Череповца, утвержденный гордумой в ноябре 2006 года, говорил о транспортной инфраструктуре лишь вскользь и крайне обтекаемо. Единственный конкретный пункт в нем гласил: «Предусмотрено строительство второго моста через р. Шексна, что обеспечит надежные транспортные связи Зашекснинского района с другими районами города». Текущие же градостроительные решения власть имущих вызывали лишь недоумение. Чего стоит, например, строительство на Московском проспекте торгово­офисного комплекса «Наутилус», который, по сути, заблокировал расширение важнейшей транспортной артерии. Еще пример: приватизация первых этажей на улицах Ленина и М. Горького, превращение их в торговые ряды проходили без учета нехватки парковочных мест, в результате чего эти магистрали сегодня не выдерживают нагрузки в час пик. Да и новые микрорайоны за Шексной проектировались по старинке — с узкими проездами и отсутствием мест для парковок во дворах.

По­настоящему проблемой транспортной логистики в мэрии стали заниматься только с приходом на должность мэра Олега Кувшинникова. Сегодня можно даже сказать, что эта задача для него — первоочередная. Во всяком случае, и прошлым летом, и особенно нынешним, транспортная инфраструктура города испытывает целый ряд кардинальных реконструкций. Эти «хирургические операции» на теле города достаточно болезненны. Они вызывают неудобство, затрудняют движение, становятся причинами транспортных пробок, провоцируют недовольство горожан. Но в то же время многие понимают, что дорожная болезнь запущена; и что если сейчас не «резать по живому», то завтра на дорогах города наступит настоящий паралич. Ибо автобум не утихает, и темпы автомобилизации по­прежнему растут. «Речь» уже сообщала, что только в этом сезоне на дорожные цели направлена огромная сумма: 400 млн рублей. Четверть пошла на рекон­струкцию перекрестков проспекта Победы с улицами Гоголя и Первомай­ской. Остальное — на путепровод около ЧВИИРЭ; на реконструкцию Ягорбского моста; на улицы Городецкую, Ленина; на вторую очередь улицы Любецкой; на расширение Октябрьского проспекта; на капремонт Северное шоссе и многое­многое другое. Конечно, беспрецедентная масштабность дорожных работ тормозит транспортные потоки. Но Олег Кувшинников ставит жесткое условие: «Автомобильная пробка, в которой приходится стоять больше 15 минут, должна расцениваться в Череповце как ЧП». По мнению специалистов, именно в пробках и на перекрестках автотранспорт выбрасывает в атмо­сферу около половины загрязняющих веществ. Напомним: по данным департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, в 2006 году общий вес автомобильных выхлопных газов составил в Череповце более 36 тысяч тонн. То есть получается, что дорожные заторы — источник выбросов, как минимум, 18 тысяч тонн вреднейших автомобильных газов.

В особенно тяжелом положении оказался центр города: Красноармейская площадь, проспект Победы, улицы М. Горького, Ленина, Сталеваров и т.д. Отсутствие обходных путей привело к перегрузке этих магистралей транзитными транспортными потоками. В Череповце эту проблему пытаются решить путем реконструкции центральных улиц. Здесь появляются новые полосы движения и со­временные светофорные комплексы. Однако не все так просто. Опыт других городов свидетельствует, что даже минимальное улучшение условий движения через центр города способствует привлечению туда дополнительных транспортных потоков и, следовательно, дополнительной загрузке центра транспортом, не связанным с его обслуживанием. В результате после кратковременного улучшения ситуации транспортные заторы снова образуются в тех же «проблемных» узлах.

Поэтому решение транспортных проблем центра города должно включать в себя формирование мощных обходных магистралей с хорошими условиями движения, которые позволят отвлечь транспортные потоки из центральной части. И в череповецких условиях решение пустить такой поток вдоль набережной Ягорбы и Шексны представляется наиболее оптимальным. Строительство этой дороги существенно увеличит надежность транспортной сети города, страдающего отсутствием дублирующих направлений.

Кроме этого, главным транспортным изъяном Череповца является, конечно, отсутствие моста через Шексну, соединяющего зареченскую и зашекснинскую части города. Как известно, появление этого объекта было предусмотрено еще в генпланах Череповца советского периода. Но сейчас, в период тотальной автомобилизации России, новый мост через Шексну стал на порядок более актуальным проектом. Хотя увы: степень актуальности никак не влияет на уровень его стоимости. Строительство нового моста по­прежнему остается слишком дорогой затеей не только для городского, но и для областного бюджета. И без привлечения федеральных средств здесь не обойтись. Череповчанам остается лишь надеяться, что министр транспорта РФ Игорь Левитин не забудет о своем обещании приступить к проектированию нового моста не позднее 2014 года.

Сергей Бегляк
№157(22320)
25.08.2008

Источник: Газета «Речь»