25 августа 2008 года. 07:39

Наше дело правое…

Попытки НАТО запугать Россию не произвели должного эффекта
Россия и НАТО на грани полного разрыва отношений. Госсекретарь США Кондолиза Райс обещала, что «страны альянса накажут Россию за вторжение в Грузию». А генсек НАТО Яаап де Хооп Схеффер объявил о временном прекращении работы Cовета Россия­НАТО. В ответ Москва сыграла на обострение: глава МИД РФ Сергей Лавров обвинил альянс в поддержке «преступного режима Саакашвили», а россий­ский постпред при НАТО Дмитрий Рогозин заявил о возможности ответных санкций. Есть и конкретные предложения. В частности, президент Сирии Башар Асад готов приютить Черноморский флот в средиземноморском порту Тартус, а президент Белоруссии Александр Лукашенко согласился на создание совместной российско­белорусской системы ПРО.

Американским покровителям «проекта Саакашвили» приходится спасать свое детище. Ведь русские танки стояли в 60 километрах от Тбилиси. «Альянс не позволит России одержать победу в Грузии, дестабилизировать обстановку в Европе и выстроить таким образом «новый железный занавес», — заявляла Райс. Между тем все понимают, что протеже США потерпел военное поражение. А проигравших политиков в Белом доме, как известно, не любят. Что касается возможной дестабилизации Европы, то здесь американ­ские страхи выглядят вполне оправданными. Саакашвили, которому, по замыслу Белого дома, предстояло продемонстрировать миру, что могут сделать американские политтехнологии и деньги из заштатной, в прошлом нестабильной республики, провалил домашнее задание. В администрации США стали опасаться, что союзники Вашингтона воспримут эту «двойку», полученную грузинским президентом, как провал всей американской политики в Закавказье и победу России на этом стратегическом направлении. А потому американские чиновники бросились на грузинскую амбразуру, существенно усилив антироссийскую риторику. Тут, как говорится, не до политеса, когда на кону стоит едва ли не будущее всего НАТО как военной организации.

Тучи над Россией начали сгущаться еще до начала заседания Совета НАТО, созванного по инициативе госсекретаря США Кондолизы Райс. Еще на борту самолета Райс начала делать беспрецедентно жесткие выпады в адрес Москвы. «Мы воспрепятствуем российским стратегиче­ским амбициям, которые направлены на подрыв грузинской демократии». При этом госсекретарь припомнила Москве не только военную операцию против Грузии, но и возобновление полетов российской стратегической авиации, о котором Владимир Путин объявил в августе прошлого года. «Это не пройдет бесплатно. Никому не нужна российская стратегическая авиация рядом с Аляской, — преду­предила госсекретарь США. — Это опасная игра, от которой русским стоило бы отказаться».

В Брюсселе США, многие страны Скандинавии и подавляющее большинство восточноевропейских членов альянса выступили за суровое осуждение действий России и призвали НАТО ускорить предоставление Грузии ПДЧ. Против столь жесткой позиции выступили главы МИД Франции и Германии. Итоговое заявление, принятое после почти четырех часов напряженных дискуссий, стало компромиссным. Неприятные для России сюрпризы начинаются уже с первого абзаца заявления, где НАТО подписывается под принципом территориальной целостности Грузии. В документе упоминается и необходимость начать международную дискуссию о предоставлении Абхазии и Южной Осетии твердых гарантий безопасности, однако о возможности изменения статуса непризнанных республик, на чем упорно настаивает Москва, там не говорится. НАТО выражает свою поддержку Грузии, которая названа «ценным и долгосрочным партнером альянса». Поддержка выразится в помощи членов НАТО по восстановлению грузинской инфраструктуры, разрушенной в ходе боевых действий. Для этого альянс создаст специальную комиссию НАТО­Грузия по образцу комиссии НАТО­Украина. Немало места в документе отведено и оценке действий РФ в ходе конфликта, которые названы «непропорциональными и несоответствующими роли миротворца и принципам мирного разрешения конфликтов». НАТО настаивает на соблюдении Москвой «мирного плана Саркози» и немедленном выводе российских войск с грузинской территории в соответствии с этим планом.

Однако альянс отказался обсуждать причины конфликта в Южной Осетии. Тем самым, по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, «заявление глав МИД НАТО выглядит необъективным и предвзятым, прежде всего потому, что в нем не говорится о том, как все началось, почему все это произошло и кто начал агрессивные действия. А также кто вооружал грузинское руководство и последовательно блокировал предложения России о том, чтобы стороны конфликта заключили юридически обязывающий договор о неприменении силы». Особенно Лаврова возмутили утверждения Кондолизы Райс, что действия Москвы направлены на подрыв грузинской демократии. «Как будто не было в течение последнего года многочисленных фактов отсутствия в Грузии подлинной демократии», — прокомментировал эти «пассажи» глава внешнеполитического ведомства России. Он напомнил о докладе экспертов Совета Европы, где перечислялись грубейшие нарушения обязательств, взятых Тбилиси, перед этой организацией. А также доклад уполномоченного Грузии по правам человека, который парламент под давлением президента Саакашвили, вопреки законам, отказался выслушать. По словам министра, этот документ «был убийственным». Но, несмотря на непреодолимый для любой другой страны, желающей стать членом Североатлантического блока, «багаж» антидемократических прегрешений официального Тбилиси, готовность руководства альянса продолжить линию на «втягивание» Грузии в НАТО говорит о сохранении в организации устойчивых антироссийских настроений. И, как считает Лавров, «продиктована желанием руковод­ства НАТО поддержать агрессивный режим». Все это позволило первому дипломату России сделать неутешительный вывод: «По сути дела альянс взял господина Саакашвили под свою защиту».

В то же время Лавров дал понять, что никакого сожаления по поводу прекращения работы Совета Россия­НАТО в Москве не испытывают. «Мы сделаем соответствующие выводы,— пригрозил он.— Совет создавался не для того, чтобы учить Россию, как вести себя с грузинским руковод­ством». Еще более резок в оценках был постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин. «НАТО лишь продемонстрировало, что эта организация с блоковым подходом — из прошлого, она готова выдать индульгенцию всякой политической шпане, — сказал он в интервью газете «Коммерсантъ». — Заявление НАТО, конечно, мракобесное, но из него ничего не вытекает. Мы увидели сегодня жалкого страуса, который произвел какой­то писк, но ничего реально угрожающего мы не услышали». Сожаления по поводу Совета Россия­НАТО Дмитрий Рогозин тоже не испытывает. «Ну не будет совет собираться и не будет — можно подумать, очень они нам нужны. В совете некоторые члены НАТО пытались устроить выволочку России, на которую я реагировал в своем привычном ключе, — сказал он. — Мы тоже пересмотрим наши отношения с альянсом и изменим график политических контактов».

Между прочим, нашлись в Брюсселе и здравомыслящие политики. О фатальной роли грузинских президента, правительства и парламента говорил президент Чехии Вацлав Клаус. Он убежден: «Долговременное решение проблемы невозможно строить на лжи, если бы даже она была приемлема для нас и наших союзников в реализации нынешних стратегических геополитических интересов». Попытки Вашингтона включить в резолюцию альянса по Грузии введение таких санкций против России, как приостановка сотрудничества НАТО с Москвой в области обеспечения совместной безопасности и прекращение, пусть даже временное, работы Совета Россия­НАТО, угрожает интересам прежде всего самой Европы. По сути речь идет о замораживании контактов между спецслужбами в вопросах борьбы с терроризмом, прекращении поддержки со стороны России натовских операций в Афганистане и отказе от ряда других совместных программ.

Список возможных ответных шагов России на резолюцию в Брюсселе достаточно обширен. Это может быть и признание независимости Южной Осетии и Абхазии. И отказ от соглашения с НАТО о транзите военных грузов в Афганистан через территорию России. Встреча президента России Дмитрия Медведева с главой Белоруссии Александром Лукашенко привела к принципиальной договоренности о создании совместной системы противоракетной обороны, которая может стать адекватным ответом на угрозы разместить американские ПРО в Чехии и Польше. А переговоры Медведева с президентом Сирии Башаром Асадом могут привести к частичному перебазированию Черноморского флота в Средиземное море. Вряд ли натовские покровители президента Украины Виктора Ющенко, который всеми силами выталкивает российские корабли из Севастополя, этому обрадуются.

«Экстренное заседание в Брюсселе четко продемонстрировало отсутствие единства в НАТО, — пишет The New York Times. — Еще до начала встречи французы, немцы и даже британцы говорили, что не намерены добиваться изоляции России и воевать с ней. Госсекретарь США Кондолиза Райс выступила с пространной речью по поводу того, что нельзя позволить России уйти от ответа, однако дальше слов дело не пошло. Неудивительно, что представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин поднял ответ Североатлантического альянса на смех: «Гора родила мышь». «Действуя с позиции силы, Россия ставит НАТО на место, подчеркивая, что она «не может сотрудничать с организацией, работающей с преступниками», то есть правящим грузинским режимом, — пишет французская Liboration, — но при этом оставляя открытой дверь для Европейского союза». «12 дней понадобилось государствам, входящим в НАТО, на то, чтобы оправиться от первого шока и договориться о совместной реакции на действия России, — отмечает Financial Times Deutschland. — Но то, к чему пришли министры иностранных дел альянса в понедельник, вряд ли можно назвать впечатляющим достижением».

Сергей Бегляк
№157(22320)
25.08.2008

Источник: Газета «Речь»