25 августа 2008 года. 07:39

«Китайские «зори» — это игра ­в войну»

Актриса и депутат Елена Драпеко охраняет памятники и чистоту вологодского говора
В легендарном фильме «А зори здесь тихие …», сделавшем Елену Драпеко знаменитой, ее героиня тонет в болоте. Восемь лет назад актриса добровольно «нырнула» в политическую трясину и до сих пор умудрилась в ней не увязнуть. Корреспондент «Речи» встретил самую знаменитую блондинку Госдумы в Вологде на съезде представителей органов охраны памятников истории и культуры.

— Что делает депутат Госдумы на съезде реставраторов?

— Как первый заместитель председателя комитета по культуре Государ­ственной Думы я отвечаю в том числе и за сохранение памятников истории и культуры. К тому же я один из авторов того самого, многострадального 73­го закона, касающегося вопроса охраны памятников. Сегодня я работаю над поправками к этому закону.

— Резолюция, принятая съездом, как и все подобные документы, понятна только специалистам. Можете на «человеческом» языке объяснить, чем занимался съезд три дня и к чему пришел?

— По всей стране идет борьба между строительными компаниями, которые хотят в центре исторических городов возводить новые здания, потому что там можно дорого брать за аренду, и людьми, заинтересованными в сохранении исторического облика городов. Эта борьба ведется на всех уровнях, в том числе и на законодательном. Лоббисты строительных компаний постоянно пытаются внести изменения в закон об охране, чтобы ослабить защиту памятников.

— Как в Вологде история взаимодействует с современностью?

— Мне очень понравилось здесь. В вашей области очень серьезно относятся к вопросам охраны памятников — они в отличном состоянии. Я вообще люблю Вологду; когда сюда приезжаешь, многое понимаешь о своих корнях. Здесь меня пронзает патриотизм. Я уверена, что ваша область в будущем станет Меккой туризма, но для этого надо создавать инфраструктуру, которая, к сожалению, пока недостаточна. Меня немного расстроило посещение Кириллова — монастырь отличный, музей фантастический, но к руководству города есть претензии. Где гостиницы, где кафе, где, пардон, общественные туалеты? Мы искали и не нашли.

— Простите за нескромный вопрос — а зачем вы, успешная актриса, лишили зрителей своего искусства и ушли в политику?

— Это получилось постепенно. Я пришла в Думу не со сцены и не с экрана. Я кандидат социологических наук, два года занимала должность министра культуры Санкт­Петербурга, работала деканом гуманитарного университета Северной столицы. Восемь лет я в парламенте, моя актерская профессия, которую я вовсе не разлюбила, стала хобби.

— На Вологодчине вас считают своей благодаря фильму «А зори здесь тихие …» и роли нашей землячки Лизы Бричкиной. Наверное, вы здесь нарасхват, на улицу не выйти?

— Ко мне здесь дей­ствительно очень сердечно относятся. Хотя народ ваш северный очень сдержанный, застенчивый — они меня узнают, улыбаются, дают понять, что узнали, но не подходят. На юге от меня давно бы уже пуговицы отрывали и автографы просили, а здесь не так.

— Коренные вологжане признают ваш акцент в «зорях» очень близким к «оригиналу». Как вы его добились?

— Как ни странно, помогла наука. На филологиче­ском факультете Лениградского госуниверситета есть записи говоров из разных областей России. Я прослушала много часов этих пленок. Естественно, разговаривала с людьми — до Вологодчины не доехала, ограничилась селами Ленинградской области. Пыталась ухватить мелодику речи, ударение. Соль вологодской речи не в пресловутом «оканье», а в мелодике, внутреннем строении. Она певучая, спокойная, неспешная, отвечает здешнему темпераменту.

— Пошла тенденция к ремейкам «А зори здесь тихие …». Недавно показывали китайский телесериал. Каково впечатление Елены Драпеко, которую сам автор утвердил на роль Лизы Бричкиной?

— Мне очень не понравилось, хотя, наверное, о коллегах так нельзя говорить. По моему мнению, из повести нельзя сделать сериал. Там многое дописано, много лишнего, а дух и искренность нашей картины, куда то подевались. При том что многие сцены пересняты почти один в один, да и поведение героев очень похоже. Мы старались, чтобы на экране не было игры в войну, а у китайцев именно игра и получилась.

Сергей Виноградов
№157(22320)
25.08.2008

Источник: Газета «Речь»