14 августа 2008 года. 09:49

«Наши фотохудожники — большие лентяи»

Вологодский фотограф поделился с череповчанами снегом. Выставка работ Вениамина Мителькова открылась сегодня в Доме­музее Верещагиных
На летние месяцы в большинстве музеев приходится пик активности разных летающих насекомых. В «сопроводиловке» к иной пострадавшей от них картине реставратор потом назовет этот процесс искусствоведческим термином — «засиженность мухами». Гонять крылатых вредителей у сомлевших на солнышке смотрителей сил не хватает. Редкие посетители в этом деле тоже подмога небольшая. Об открытии новых выставок летом, как правило, и речи не идет. Череповецкие музейщики выбились из ряда вон. В Доме­музее Верещагиных совершенно неожиданно открылась выставка известного вологодского фотохудожника Вениамина Мителькова. В середине августа вологжанин привез в наш город несколько десятков снимков заснеженных деревень.

Это в последние десятилетия фотокамера Мителькова стала коситься на окружающую красоту. Тридцать пять лет назад назначение фототехники Вениамин Николаевич понимал куда более прозаично. «Я учился тогда в юридическом институте, — рассказывает он. — Задали нам по криминалистике сделать снимки места преступления. Мои сокурсники побежали к экспертам, а я купил фотоаппарат и все сделал самостоятельно. С тех пор и не выпускаю его из рук». Выпускать не выпускал, однако около двух десятков лет отработал по специальности, с которой завязал лишь в начале 90­х, всецело занявшись хобби фотохудожника. На мой вопрос, как и почему юристы уходят в фотографы, Вениамин Мительков ответил вопросом же: «А почему кандидаты наук бросают все и становятся оперными певцами?»

В фотоискусстве он настоящий передвижник. В смысле, много передвигается, причем по преимуществу пешком. С камерой обошел все окрестности Вологды, в иных местах бывал не по разу — фотополотен под общим названием (впрочем, имен своим работам автор не дает) «Мороз и солнце — день чудесный» на череповецкой выставке с десяток. Автомобиля у Вениамина Мителькова нет и, по его словам, не предвидится. С профессиональной точки зрения оснащен он куда лучше и современнее — фотоаппаратами вроде «Смены», хотя «старушке» и принадлежит несколько классических работ Мителькова, он больше не работает. Отправил на заслуженный отдых. На его шее «уселся» новенький цифровой Nikon, а снимки после своих фотосессий Вениамин Николаевич теперь не в проявителе с закрепителем отмачивает, а загоняет в компьютер и там с помощью специальных программ преображает почти до неузнаваемости. «На Вологодчине только я этим занимаюсь, других таких не знаю. Почему — непонятно. Новые возможности в фотоискусстве, которые предоставляет нам прогресс, описаны в книгах и профессиональных журналах. Но наши фотохудожники ленивы и нелюбопытны — ничего не знают и ничего не читают. Снимают по старинке». При этом не принимая эксперименты Вениамина Мителькова. Сфотографированный им однажды угол здания Вологодской картинной галереи, которому Мительков добавил красок на домашнем мониторе, заслужил немало упреков в среде искусствоведов. «А чего это вы чужую живопись переснимаете и за свое выдаете?» — говорят они. Некоторые работы волог­жанина и вправду совсем не похожи на плод компьютерного вмешательства — словно кисточкой и карандашом нарисованы. Представьте жутковатый лес в черно­белом исполнении, корявые ветви деревьев склонились над старыми скамейками. За стволами что­то недобро светится, кажется, чьи­то глаза. С виду — гравюра из мистических романов Средневековья. На деле — снято в вологодском парке, причем днем. О серии работ, на которых в красно­зеленой дымке плывут мутные силуэты бокалов, наполненных жидко­стью, Вениамин Мительков рассказывает с гордостью. «Осенью как­то дома сидел, делать было нечего, скучно — достал фужеры из серванта, расставил их на столе и поснимал по­всякому. По­моему, неплохо получилось. А вот жене моей не нравится. Ерунда, говорит. Ей вот чего подавай», — сказал художник и обиженно постучал пальцем по раскидистой березе, произрастающей на одном из его выставочных снимков.

Сергей Виноградов №150(22313)
14.08.2008

Источник: Газета «Речь»