8 августа 2008 года. 07:49

О том, как передавать ответственность подростку

Книга врача­психотерапевта МСПДМ «Восхождение» Бориса Ершова «О том, как передавать ответственность подростку» вызвала у череповчан большой интерес. И хотя книга есть в библиотеках, не у всех родителей была возможность ее прочитать. По просьбам читателей «Речи» мы продолжаем публиковать выдержки из книги. Начало в №141.
Наша задача состоит в том, чтобы помочь себе освободиться от привычки руководить жизнью ребенка. Для начала мы попробуем предпринять последовательность из трех шагов.

Первый шаг. Возьмите бумагу и составьте список, что задевает и беспокоит вас в поведении вашего ребенка; если родители работают вдвоем, пусть каждый составит свой список (эти перечни могут оказаться неодинаковыми). Мы будем учиться работать с каждым пунктом списка.

Наиболее частая подборка выглядит так.

*CHAR(9)Поздно ложится спать

*CHAR(9)Обманывает по любому вопросу

*CHAR(9)Не помогает по дому

*CHAR(9)Не убирает за своей собакой

*CHAR(9)Берет без спроса не свою одежду

*CHAR(9)Гуляет допоздна или не ночует дома

*CHAR(9)Дочь злоупотребляет косметикой

*CHAR(9)Часами занимает телефон

*CHAR(9)Грубит, водится с плохими друзьями

*CHAR(9)Слишком много смотрит телевизор

*CHAR(9)Не делает уроки

*CHAR(9)Плохо учится

*CHAR(9)Не ходит в школу

*CHAR(9)Приводит друзей домой, пока никого нет

*CHAR(9)Не моется

*CHAR(9)Закатывает истерики, угрожает, когда ему перечат

*CHAR(9)Не убирает в своей комнате

*CHAR(9)Ругается и обзывает родителей

*CHAR(9)Убегает из дома

*CHAR(9)Дерется с братьями и сестрами

*CHAR(9)Не хочет ничего делать вместе с семьей

*CHAR(9)Требует денег

*CHAR(9)Курит

*CHAR(9)Активен и неразборчив в сексе

*CHAR(9)Ворует

*CHAR(9)Грозит убить

*CHAR(9)Вмешивается в мою личную жизнь

Такой перечень читать тревожно, хотя есть и позитивный аспект: не все проблемы в списке имеют к вам отношение.

Второй шаг. Когда ваш список готов, выберите для отдельного перечня все то, что делает ваш ребенок, и что, имея определенные последствия для его жизни, никак не будет влиять на вашу жизнь. Этот перечень мы будем называть перечнем событий жизни ребенка. Другие влияют на вашу жизнь, поэтому мы исключим их из этого списка. Если вам трудно решить, относится ли данный пункт к перечню жизни ребенка, то спросите себя, располагаете ли вы реальной властью над этой ситуацией или нет. Например, у вашего сына привычка курить на улице. Имеете ли вы реальную власть, чтобы прекратить это?

Пункты, которые не влияют на вашу жизнь, — это пункты, с которыми вы ничего поделать не сможете. Я считаю, что настаивать на своем там, где это бесполезно, — плохая тактика. Поэтому предлагаю поместить данные ситуации в перечень событий жизни ребенка. Поберегите силы для тех областей, на которые вы можете реально влиять.

А сейчас поговорим о тех пунктах, которые лучше включить в перечень жизни ребенка.

Поздно ложится спать — здесь существуют опасения, что ребенок не выспится и это помешает ему решать свои проблемы. Поздний отход ко сну может иметь последствия для его жизни, но не для вашей. Однако косвенно он может влиять на вашу жизнь тем, что может лишить вас тишины или покоя вечером, или ночью; что сын или дочь будут раздражительными или начнут требовать, чтобы вы следили за их подъемом.

Слишком много смотрит телевизор. Он понапрасну тратит время, забивает голову ерундой, портит осанку и т. п. Это буквально не влияет на вашу жизнь, поэтому перенесем данный пункт в перечень жизни ребенка.

Дерется с братьями и сестрами. Хотя конфликты помогают детям научиться взаимодействовать между собой, родители опасаются, что ребята могут поранить друг друга или в перспективе решать проблемы с помощью насилия. И все­таки это касается детей, поэтому давайте отнесем этот пункт в перечень событий жизни ребенка.

Кричит и закатывает истерики, когда ему перечат. На самом деле эти вспышки не имеют для вас реальных послед­ствий. Если он ломает свои вещи, так это его вещи. Кроме того, мы знаем, что истерические вспышки — это путь, которым дети хотят добиться того, что им хочется, если это нельзя получить обычным способом. Когда вы научитесь относиться к истерикам достаточно свободно и уверенно, они прекращаются.

Не убирает в своей комнате. Иногда родители испытывают чувство вины, что они не научили ребенка следить за собой. И все­таки этот пункт преимущественно влияет на жизнь ребенка: ему жить в этом свинарнике и принимать своих друзей. Пусть сам ищет свои вещи или ходит в мятой одежде. Подумайте и вот о чем: если бы вы сдавали свою комнату, то вряд ли требовали бы нужный вам порядок.

Не хочет ничего делать вместе с семьей. Хочет быть один. Родители обычно чувствуют себя обиженными и отвергнутыми, когда подрост­ки явно предпочитают компанию друзей. И все­таки это перечень событий жизни ребенка. А теперь попробуйте подумать о ситуации с другой точки зрения: вы — интересный, заботливый и веселый человек, и если ребенок не хочет быть с вами, то это потеря скорее для него, чем для вас.

Водится с нежелательными приятелями. Возможность самому выбирать себе друзей, иметь больше свободы — это одна из самых насущных по­требностей молодежи. Родители часто испытывают чувство ответственности за то, с какими людьми общаются их дети, а учителя и разного рода консультанты усиливают у них это чувство ответственности. На этот пункт вы не имеете непосредственного влияния, так что оставим его в перечне жизни ребенка.

Убегает из дома. Побеги из дома — очень неприятное явление для родителей. В ситуации побега родители часто видят попытку воздействия с целью получения хотя бы внимания. Драматизируя данное событие, дети, в свою очередь, часто описывают своих родителей как чудовищ. И все­таки это событие полезно отнести в перечень событий жизни ребенка.

Если мы посмотрим на ребенка как на человека, ответственного за свою жизнь, то увидим в побеге из дома смысл воздействия не на родителей, а на собственную жизнь. Ребенок переживает при этом все опасности и радости, ощущение свободы, осознание собственной несправедливости по отношению к вам, осложнения в связи с отставанием или исключением из школы, трудности при поиске друзей, которые бы приютили его, массу других бытовых неудобств.

Пьет, курит, употребляет наркотики. Все эти действия причиняют вред здоровью, а также могут быть незаконными, так что они определяют послед­ствия для вашего ребенка, и только отдельные аспекты частично влияют на вашу жизнь.

Следующий момент, который полезно отнести к ответственности ребенка, это, как ни парадоксально, сексуальная активность. Чаще всего эта активность проходит за пределами вашей жизни, она имеет большие по­следствия для вашего ребенка. Сюда относится восприятие самого себя, другого человека, мораль, любовь и нравственность. Сюда относится возможная беременность и опасность заболеть венериче­скими заболеваниями. И если все это наступает, то все равно вы не можете это предотвратить, не принимая мнения подростков во внимание.

Поздно возвращается домой. И снова ваша главная забота здесь — безопасность ребенка. Здесь можно выделить аспекты, которые влияют на вашу жизнь, но в основном это относится к перечню событий жизни ребенка.

Носит вызывающую одежду, злоупотребляет косметикой. Манера ребенка одеваться свидетельствует о том, каким видит себя ребенок, каким он хочет, чтобы его видели другие, и, тем самым, предупреждает, что от него можно ожидать. Ваш реальный контроль над манерой ребенка одеваться незначителен, за исключением тех моментов, когда он находится в вашей полной власти; поэтому отнесем этот пункт в перечень жизни ребенка.

Занимается воровством. Естественно, что незаконные действия так или иначе окажут влияние на жизнь подростка. Нарушая права других и нанося кому­то ущерб, подросток в то же время получает понятие о законе. По­этому важно говорить с сыном или дочерью о том, что их ожидает, понимая при этом: вы не можете непо­средственно влиять на жизнь ребенка (например, контролировать, чтобы он не воровал). В данном случае лучше надеяться, что вмешается вовремя милиция и поможет ему быстро по­взрослеть. Это произойдет, если вы позволите случившемуся оставаться проблемой подростка. Иногда родители стараются, чтобы ребенок избежал крутых мер, беспокоясь, что это может повредить в дальнейшем. Полезнее же, наоборот, чтобы он пережил все сложности на начальном этапе и научился нести за это ответственность. Все­таки это входит в перечень жизни ребенка.

Не хочет делать домашнее задание, не хочет ходить в школу, плохо учится. То, что происходит в школе и в связи со школой, прежде всего, влияет на жизнь подростка, на то, какую жизнь он будет выбирать впоследствии, людей, с которыми будет общаться, а также на его представления о себе. Это следует отнести к перечню жизни ребенка.

Валяется целыми днями и смотрит телевизор. Я советую заняться более существенными пунктами, а этот отнести к ответственности ребенка.

Борис Ершов
№146(22309)
08.08.2008

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

ТГК-2 назвало новые сроки включения горячей воды в центре Вологды

Водоснабжение должны были восстановить сегодня утром

Последнее в рубрике

Отопление веранды в межсезонье

Вологодская область характеризуется холодным климатом, особенно в осенне-зимний период, когда температура может опускаться ниже -20°C. Если у вас есть открытая веранда в загородном доме, важно правильно выбрать систему отопления, чтобы создать комфор