7 августа 2008 года. 09:43

Пластиковый кошелек нараспашку

Череповецкие карманники научились опустошать украденные пластиковые карты без ввода пин­кода
Пропажу своей пластиковой карты Visa Electron череповчанка Елена Гаврилова (имя изменено в интересах пострадавшей) обнаружила спустя три дня после того, как неизвестный карманник вытащил у нее кошелек в городском автобусе. Жертва преступления, как и положено, обратилась в милицию и одновременно в банк — с просьбой заблокировать карту. Однако выяснилось, что из 15 тыс. рублей, которые числились на карте, к тому времени не осталось практически ничего. «Пин­код знала только я, мне это показалось невозможным…» — говорит Елена Гаврилова.

В ходе разбирательства сотрудникам милиции и банковским служащим быстро удалось выяснить, куда ушли деньги. В распечатке движения средств возникли интересные строки: так, оказалось, что по карте г­жи Гавриловой на следующий после кражи день кто­то очень хорошо отоварился в крупном продовольственном супермаркете в центре города. Новый владелец карты расплатился по ней в 14.32, затем в 16.03, 16.19, 16.36 и так далее. Сумма покупок составляла в среднем 100 — 500 рублей. Затем злоумышленник направился в расположенный рядом спортивный магазин, где отоварился на еще большие суммы.

— Когда я стала спрашивать, как такое получилось, мне сказали, что во многих магазинах стоят терминалы, которые не требуют пин­кода, — рассказывает пострадавшая. — Я раньше слышала, что такие случаи были, но не думала, что это произойдет со мной и что это так просто делается. Милиция взялась за дело очень серьезно, но никого так и не нашли. Я, конечно, тут и сама виновата, поздно сообщила в банк, но мои коллеги по работе были тоже очень удивлены, что вот так, без пин­кода… Ладно у меня там 15 тысяч были, а ведь люди хранят суммы гораздо больше.

Терминалы, не требу­ющие ввода пин­кода, стоят во многих городских супермаркетах уже очень давно, и процедура расплаты за несколько лет успела претерпеть свою эволюцию. Если раньше практически повсеместно продавцы требовали паспорт и сличали имя и фамилию на карте с именем и фамилией в паспорте, то теперь в большинстве торговых точек карты системы Visa (карты этой международной системы не требуют пин­кода при использовании в сфере торговли; есть и другие карты, по которым можно расплатиться только введя пин­код) просто пропускают через считыватель.

— На самом деле при заключении договора с торговой сетью выдается специальное приложение к этому договору, которое обычно называется «Правила для кассира­операциониста», — объясняет сотрудник одного из череповецких банков. — Там четко написано, каким образом кассир должен идентифицировать личность владельца карты: он обязательно должен сверить подпись на пластиковой карте с подписью, которую оставляет клиент в чеке. Кроме того, продавец, естественно, обязан расписаться в чеке сам. Конечно, если речь идет о краже пластиковой карты и преступник окажется более­менее грамотным, то он, возможно, сумеет подделать подпись, но это еще не факт: придется потренироваться, да и не каждую подпись можно воспроизвести.

Более того, продавец при оплате покупки по той же карте Visa может спросить у покупателя паспорт, но предъявлять его или нет — решение самого покупателя, так как по закону показывать паспорт гражданин России обязан только сотрудникам правоохранительных органов.

— Правила самой системы Visa не рекомендуют использование пин­кода в торговле. Если продавец потребует ввод пин­кода, клиент имеет право отказаться его вводить или же просто нажать на пин­паде кнопку Cancel («Отмена»), при этом платеж все равно будет осуществлен, — утверждает специалист.

Кстати, формальный запрет на использование пин­кода в сфере торговли, как говорят банкиры, установлен системой Visa как раз из соображений безопасности: торговые сети могут использовать сомнительное программное обеспечение, велик риск банального «подглядывания» как стоящими в очереди покупателями, так и самим кассиром.

— Подписи в чеках, которые остались в магазинах, и подпись на моей карте сильно отличаются, — переживает Елена Гаврилова. — То есть никто их не сверял. Сейчас мы пытаемся решить вопрос, чтобы банк компенсировал мне эти деньги, но не знаю, что получится…

Как на самом деле проходит идентификация личности в городских супермаркетах, мы решили проверить на собственном опыте. Итак, с картой Visa Electron отправляемся за покупками. Первая точка — продовольственный супермаркет в Заречье.

— У вас по такой карте можно расплатиться? — «Виза» мелькает в руках, пока товар едет по транспортерной ленте.

— Да, конечно, — кассир «прокатывает» карту через считыватель и дает чек. — Вот, распишитесь.

Попытка расписаться натыкается на проблему: в ручке кончилась паста.

— Не пишет… — изображаю искреннее огорчение.

— Не пишет… — задумчиво произносит кассир.

В итоге подпись приходится в буквальном смысле выдавливать на чеке. Карта уже давно возвращена в мои руки, ни о какой сверке и речи не идет.

Идем дальше: другой крупный торговый комплекс в Заречье. Несмотря на отсутствие очередей, кассир также не проводит сверку подписей: карта, как и в предыдущем случае, просто проходит через считыватель и возвращается клиенту. В магазине на Советском проспекте ситуация повторилась: идентичность подписей так и не заинтересовала девушку за кассой. В завершение заходим в тот самый супермаркет, где неизвестный карманник отоварился по карте Елены Гавриловой.

— Распишитесь, — произносит кассир, внимательно разглядывая образец подписи на карте, вслед за чем не менее внимательно смотрит на подпись в чеке и только после этого возвращает карту.

Правда, при такой бдительности девушка то ли случайно, то ли умышленно не расписывается в чеке сама.

— Если подпись покупателя в чеке и подпись владельца карты на ней самой не совпадают, то владелец карты имеет право обратиться в суд с иском к продавцу или торговой точке, — считает адвокат Вадим Пустовалов. — Думаю, что результат будет. В случае с Еленой Гавриловой, если милиция никого не нашла, то по­страдавшей нужно взять постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, с которым и идти в суд. В этом постановлении уже будет все написано: что, когда и как случилось.

При этом, как говорят юристы, доказать вину банка, выпустившего карту, в любом случае не удастся: клиент должен информировать банк об утрате карты в минимально короткие сроки (в таком случае риск потери денег минимален), а если он этого не сделал, то… его проблемы.

— Если человек потерял карту или ее у него украли, то первым делом нужно позвонить в банк, чтобы заблокировать действия по счету, — объясняет старший оперуполномоченный отдела «К» (по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий) УВД Вологодской области Евгений Кудряшов. — Затем, если карта украдена, следует обратиться в милицию. Если карта вовремя заблокирована, то, когда злоумышленник, укравший ее, попытается расплатиться в магазине, у него ничего не получится: платеж не будет проходить. Кстати, не исключено, что такие проблемы привлекут внимание охраны торговой точки…

Андрей Ненастьев
№145(22308)
07.08.2008

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

«Мрак» - Георгий Филимонов прокомментировал разваливающуюся дорожную плитку на площади Бабушкина

Мэр города планирует в будущем году демонтировать только что положенное покрытие и заасфальтировать проезжую часть у железнодорожного вокзала

Последнее в рубрике

Дистанционные мошенники обирают вологжан в среднем на 2 миллиона рублей каждый день

За первые пятнадцать дней наступившего года пострадали уже 59 наших земляков