5 августа 2008 года. 07:36

Школа ищет молодого учителя

Школы города вновь нуждаются в молодых учителях. Принимая последних на работу, директора больше не пугают их страшилкой про «демографическую яму». А в управлении образования готовы предоставить список из 114 вакансий. Переписав их к себе в блокнот, молодые учителя отправляются в школы.
Впрочем, спешат схватить мел в руки далеко не все выпускники педагогических специальностей. В прошлом году ЧГУ окончили около 380 выпускников, у которых в дипломах значилось гордое «преподаватель». Дорогу от порога главного вуза города и до дверей школ, детских садов и ПУ осилили лишь восемьдесят человек. В этом году почти четыреста вчерашних студентов могут постучаться в кабинеты директоров школ и заведующих детскими садами. В управлении образования уверены, что к 1 сентября ни одной вакансии не будет.

— Молодые специалисты придут в школы, — с уверенностью произнесла заместитель начальника управления образования по финансово­хозяйственной деятельности Светлана Заварзина. — По крайней мере, у нас, в управлении образования, выпускники уже были. Интересовались вакансиями. Даже если они не займут все свободные места, есть же еще преподаватели из района и других городов, которые приезжают к нам.

Радует и то, что основная причина появления вакансий — вовсе не уход из профессии. Многие переходят из одной школы в другую, кто­то берет декретный отпуск или отправляется на заслуженный отдых.

При том, что средний возраст череповецких педагогов 42 — 43 года, проблема ухода­неухода учителя на пенсию становится больной.

— За последние пять лет мы серьезно постарели. Около 52 % моих учителей имеют педагогический стаж свыше двадцати лет. В прошлом году мы взяли лишь трех выпускников. Еще только пять лет назад 33 % учителей имели опыт от года и до 10 лет, — рассказывает директор школы № 25 Светлана Смирнова.

Кстати, в школу № 25 взяли лишь одну выпускницу ЧГУ этого года. Еще будучи студенткой­пятикурстницей, она успешно работала здесь же педагогом­психологом. Другой выпускнице, но уже филологического факультета, которая пожелала начать профессиональную деятельность в школе № 25, повезло куда меньше. В учителях русского языка и литературы школа сегодня уже не нуждается.

— Об уровне подготовки молодых учителей говорят очень много. Лично у меня никаких претензий к ним не было. На нашего молодого педагога­психолога я смотрю как на коллегу, а не как на студентку, — улыбаясь, говорит Светлана Смирнова. — И кроме того, выпускники прекрасно знакомы с современной техникой, их не надо отправлять на специальные компьютерные курсы.

В школе № 12 днем с огнем готовы искать учителей начальных классов. Набрав первоклассников, директор школы № 12 Нина Агафонова задумалась над тем, куда пропадают вчерашние студенты, получившие специальность «Педагогика и методика начального образования». Тот же вопрос стоит на повестке дня еще в десяти школах.

— Первоклассников все больше и больше. Учителей начальных классов — напротив. Конечно, чтобы привлечь молодых специалистов, надо поднять им заработную плату или хотя бы выплатить разовое денежное вознаграждение, — с мечтательными интонациями проговорила Нина Агафонова.

Молодой учитель, оставив в школе еще пахнувший типографской краской диплом и трудовую книжку, получит лишь 7 — 8 тысяч рублей в месяц. Чуть больше повезет выпускникам с красным дипломом: у них ставка будет не 3148 рублей, а 3402.

— В новой системе оплаты труда учителей для молодых специалистов предусмотрен специальный коэффициент. Он будет начисляться в течение трех лет и если и не поднимет заработную плату молодому специалисту, то, по крайней мере, не позволит сделать ее еще ниже. Ведь размер заработной платы будет зависеть от количества учеников в классе, — объясняет Светлана Смирнова.

Что нужно, чтобы выпускники педвузов пошли в школу?

— Наверное, зарплата в 30 — 35 тысяч рублей. Но я и при таких условиях вряд ли пошел бы в школу. Это же постоянный стресс из­за работы с детьми. Когда я был на практике, у меня создалось впечатление, что современные подростки на учебники даже смотреть без дрожи не могут, — считает выпускник филологического факультета ЧГУ Илья Антонов.

Потратив несколько месяцев на поиски работы в Вологде и Череповце, выпускница вологодского педагогического университета Влада Шиловская отправилась искать вакансии в район.

— В этом году только в Бабаеве вместе с работой молодым учителям предлагали однокомнатную квартиру, — рассказывает Влада. — Ясно одно: чем крупнее город, тем меньше жди благ. И деньги, в общем­то, не главное. Если не хватает мужества и мастерства — не стоит занимать чужое место и отбивать у детей интерес к предмету, а тем более к школе.

Низкая заработная плата не смущает молодого педагога английского языка школы № 25 Ксению Синяеву:

— Есть такое слово «репетиторство». Кроме английского языка, я знаю немецкий и итальянский. Так что зарабатывать буду точно не 7 — 8 тысяч. К тому же я училась пять лет вовсе не для того, чтобы спрятать потом диплом куда­нибудь подальше.

Вакансии в школах (на 1 июня 2008 года).

Учителя начальных классов — 11 вакансий (школы №№ 12, 22, 27, 28, 30, 33, 34, 38, 39, 41, 43).

Воспитатели групп продленного дня — 13 вакансий (школы №№ 1, 13, 15, 16, 17, 22, 25, 26, 28, 30, 39, женская гуманитарная гимназия, школа для слабослышащих и глухих детей).

Учителя русского языка и литературы — 9 вакансий (школы №№ 6, 16, 19, 21, 25, 26, вечерняя школа).

Учителя английского языка — 9 вакансий (школы №№ 6, 15, 16, 18, 19, 2025, 33).

Учителя истории и обществознания — 6 вакансий (школы №№ 6, 18, 19, 33, ЖГГ, вечерняя школа).

Учителя немецкого языка — 5 вакансий (школы №№ 5, 12, 16, 25, 33).

Учителя географии — 3 вакансии.

Учителя труда — 2 вакансии.

Учителя музыки, химии, биологии — 1 вакансия.

Екатерина Дементьева
№143(22306)
05.08.2008

Источник: Газета «Речь»