Кадры решают все
«Российское общество — это демократия, а не средневековая деспотия», — напомнил президент Медведев
В середине июля Московский окружной военный суд приговорил к длительным срокам заключения четырех граждан, которые обвинялись в торговле государственными должностями. Неделей позже президент России Дмитрий Медведев признал, что в стране существует огромная проблема с подбором кандидатов на высокие руководящие посты и даже на должности губернаторов. «Каждый раз ломаем головы, как найти кадры для замещения высших должностей в регионах», — признал президент. При этом Медведев выразил возмущение тем, что в России государственные должности можно купить за деньги.
Ситуация, когда занять вожделенный кабинет можно за деньги, на просторах Родины — не очень редкая. А вот угодить за это в тюрьму всегда было проблематично. Так что процесс в Московском окружном военном суде стал показательным, хотя и проходил он за закрытыми дверями. На скамье подсудимых оказалась очень интересная группа граждан, возглавляемая полковником МЧС Александром Кацевым. За получение госдолжности обвиняемые вымогали у любителей солидных постов десятки миллионов рублей. Например, одному из потерпевших предлагалось ни много ни мало как за деньги возглавить таможню в Новороссийске. Другому — пост губернатора. Эта команда, которую следователи называют организованной преступной группой, имела чтото вроде прайслиста, согласно которому можно было прикупить не только руководящие должности в различных госструктурах, но и в администрации президента. По данным Генпрокуратуры, обвиняемые представлялись родственниками руководителей силовых структур и органов власти. Мошенники организовали ассоциацию по типу конторы Остапа Бендера «Рога и копыта». Только современные «Рога» назывались солиднее — торговофинансовым союзом. Это заведение располагалось в непосредственной близости от здания ФСБ — на улице Малая Лубянка. Там в одном из строений размещался их офис. Официально структура занималась консалтинговыми операциями, а на самом деле оказывала «содействие в продвижении и реализации различных «кадровых и коммерческих проектов»: назначении на должности руководителей органов государственной власти в различных субъектах РФ, государственной поддержке бизнеспроектов». На рассмотрение суда следователи предложили 33 эпизода мошенничества на сумму больше 81 миллиона рублей. В качестве потерпевших в деле фигурируют 18 человек и несколько организаций. Но информация о том, кто эти люди и что за структуры, не разглашалась.
«Решения о замещении должности порой принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или, что наиболее отвратительно, за деньги, то есть должности продаются», — признание это президент Медведев сделал на специально созванном совещании, которое прошло в подмосковных Горках в новом для Кремля формате. В обсуждении принимали участие все семь полномочных представителей главы государства в федеральных округах, глава администрации президента Сергей Нарышкин, его первый заместитель Владислав Сурков, вицепремьер Сергей Собянин, помощники президента Лариса Брычева и Олег Марков, начальник управления администрации Кремля по вопросам госслужбы Сергей Дубик и секретарь Общественной палаты Евгений Велихов. Президент пообещал, что встречи в таком составе будут теперь проходить регулярно. Медведев начал с того, что признал существование такой проблемы, как кадровый голод. «Это касается и руководителей регионов, — сообщил он. — Нет скамейки запасных. Каждый раз ломаем головы, как найти кадры для замещения высших должностей в регионах». И тут же поставил задачу: «Необходимо создать полноценную систему резерва управленческих кадров в общенациональном масштабе, нужно найти специалистов и подготовить базу данных. Существующие сейчас системы архаичны, эти службы похожи на кадровые отделы советского периода, только работают менее эффективно. А ведь в стране в больших количествах проживают конкретные люди, которые хотят заниматься своим делом, обладающие знаниями, целеустремленностью и волей. Новая система должна таких людей обнаружить и отправить работать на государство». Медведев строго оговорил, что новая система должна быть открытой абсолютно для всех. При этом уточнил: «Включение в любой список не должно вести к автоматическому продвижению по служебной лестнице». По задумке президента, новая система ни в коем случае не должна продолжать традиции СССР, «когда один раз человек попал, и до пенсии его сопровождают». Помимо создания общенациональной системы резерва Медведев намерен самостоятельно заниматься формированием так называемой президентской квоты управленческих кадров.
Президент пообещал, что попасть в этот суперсписок будет не просто, «чтобы присутствие в этой квоте было не симпатичной рамочкой, а реальным знаком качества». В ней должны быть «настоящие специалисты, а не лица, которые нравятся, попали по знакомству или по коррупционной схеме», отметил Медведев.
До сих пор в Кремле не принято было заикаться о нехватке кадров, хотя некоторые эпизоды явно указывали на существование этой проблемы. Так, бывший глава Чукотки олигарх Роман Абрамович несколько раз пытался уйти со своего поста, но его несколько лет не пускали и отставку приняли лишь в июне этого года. Другого известного бизнесмена Виктора Вексельберга в 2005 году пытались отправить на Камчатку. Однажды полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский даже включил кандидатуру миллиардера в список претендентов, но сам Вексельберг, хотя и заявлял, что не прочь поработать на госслужбе, всерьез эту перспективу не воспринимал. В 2005 году во главе Иркутской области оказался железнодорожник Александр Тишанин, который в апреле этого года ушел в отставку не в последнюю очередь потому, что не сумел найти общий язык с местной элитой. Но, пожалуй, самым экзотическим образом Кремль решил проблему в Амурской области, где на пост губернатора был предложен никому не известный до этого депутат татарского госсовета Николай Колесов. Опыт оказался явно спорным: регион продолжают сотрясать скандалы в связи с тем, что почти половина администрации Колесова оказалась под следствием, а самому главе области всего через год после назначения прочат отставку.
Откуда же Медведев намерен брать новые бюрократические кадры? Президент уверен, что на госслужбу могут переходить работники негосударственного сектора, которых рекомендуют. «Это должны быть сообщающиеся сосуды, — убежден он. — Но в настоящее время ситуация прямо обратная. Сегодня государство находится с одной стороны, храня свою чистоту, которой нет, а бизнес — с другой… Стены не должно быть». По мнению Медведева, такая же виртуальная стена разделяет и разные регионы. «Очень редко я подписываю распоряжения о перемещении из одного региона в другой», — признался глава государства. Медведев уверен, что многие успешные сотрудники частных структур готовы пойти работать на государство, им надо только объяснить, как это сделать. По его словам, до сих пор на решение кадровых проблем «государство не очень тратит время, нет целостной системы». Президент предлагает привлекать к отбору кадров для госслужбы гражданское общество, действовать совместно с экспертным сообществом, профсоюзами. Собственно, ничего революционно нового в этом предложении нет. Существует целый бизнес, так называемые «хедхантерские агентства», которые занимаются подбором топменеджеров для частных компаний. Они активно мониторят рынок и знают всех менеджеров компаний. Например, бывший министр экономического развития Герман Греф, придя на должность председателя Сбербанка, заполнял практически все вакантные должности при помощи хедхантеров. А Сергей Кириенко в бытность полпредом в Приволжском федеральном округе нанимал федеральных инспекторов путем анкетирования через интернет.
Однако если в процессе переманивания сотрудника из одной частной структуры в другую не последнее место занимают материальные стимулы, то государство конкурировать на рынке зарплат не сможет. Одна из наиболее острых проблем в деле рекрутирования квалифицированных кадров на госслужбу — размер оплаты труда. «Госслужба везде по уровню зарплаты отстает от частного бизнеса, — констатировал Дмитрий Медведев, — поэтому нужны другие стимулы. Необходимо в корне поменять подходы, образ мысли, тогда изменятся и люди, которые идут на госслужбу. Но это не значит, что государство будет принуждать работать на себя «за спасибо».
Эксперты считают, что неожиданное выступление президента по кадровому вопросу говорит о том, что проверенный годами способ отбора кадров в соответствии с питерской пропиской и личным знакомством начал давать сбои. «Полагаю, что это действительно заявка на создание Дмитрием Медведевым собственной команды, — говорит в газете «Коммерсантъ» генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. — У нас есть несколько точек в управлении, где напрашивается ротация, в первую очередь речь идет о региональных руководителях. Думаю, что Дмитрию Анатольевичу было бы комфортнее работать со своими сверстниками, а значит, должна быть заменена часть губернаторского корпуса». «У нас подчас потому и не меняют некоторых губернаторов десятилетиями, что заменить некем, — заявил в газете «Время новостей» заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. — Долгие годы основным кадровым резервом был питерский. И вторая когорта, которая стала кадровой элитой, — это силовое сообщество. Понятно, что эти кадровые резервуары не бездонны». И еще многие комментаторы отметили, что радикально поменять ситуацию к лучшему может лишь возвращение полноценной политической конкуренции, когда свобода СМИ и реальная выборность чиновников обеспечивает ротацию управленческих команд, стимулирует их эффективную работу и необходимый «кадровый сквознячок». В этих рецептах нет ничего сенсационного.
Сергей Бегляк
№142(22305)
04.08.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →