1 августа 2008 года. 09:55

Молитва под одним небом

Предстоятели православных церквей не позволили превратить паству в электорат
Главным событием для всего мирового Православия на минувшей неделе стало празднование в Киеве 1020­летия Крещения Руси. Стараниями нынешних украинских властей этот юбилей получил и мощную политическую интригу. В качестве худшего из сценариев рассматривалось углубление церковного раскола на Украине. Однако президент Ющенко, который не покладая рук «трудился» над созданием отдельной от Московского Патриархата украинской церкви, похоже, проиграл. О том, как Киев отмечал 1020­летие Крещения Руси, — корреспондент «Российской газеты» Елена Яковлева.

В воскресенье в Киеве на знаменитой Владимирской горке возле памятника Святому крестителю Руси представители православных церквей служили праздничную литургию по случаю празднования 1020­летия Крещения Киевской Руси. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архипастырь большинства украинских православных, прибывший в страну на праздник, встретил весьма своеобразный политический прием. Складывалось такое впечатление, что его рады оттереть от сердца праздника.

Но это в Москве казалось, что ситуация с запретом размещать плакаты с портретом Святейшего Патриарха Алексия выглядит драматически. В Киеве это все приобрело комический эффект. По стилистике и эстетике рекламная кампания неумолимо напоминала стремление квартирного вора Милославского из известной комедии Гайдая презентовать управдома в качестве грозного царя.

Несколько раз объявлявший о своем намерении создать на Украине единую поместную церковь президент Виктор Ющенко не скрывал своих расчетов: празднование 1020­летия Крещения Руси и приезд Константинопольского патриарха Варфоломея должны придать этому процессу импульс. То, что подобные объединение и разъединение попирают каноны и природу Православной церкви, видимо, скорее радовало, чем смущало украинского президента. Но не все были готовы путать таинства церкви с мистическими пассажами а­ля Гарри Поттер. С самого начала представители православных церквей сомневались в том, что торжества по празднованию встречи 1020­летия Крещения Руси станут прологом к созданию поместной церкви по сценарию Виктора Ющенко.

У стен Киево­Печерской лавры Патриарха Алексия ожидало множество людей. Многие при этом держали неожиданные плакаты, не к нему обращенные. «Варфоломей, мы думали, что вы православный, а вы раскольник!» Неподалеку бежал наэлектризованный молодой человек лет 35 и нервно говорил своему другу по мобильнику: «Иду вот посмотреть на московских попов, приехавших на свои похороны», но близко к верующим не подошел. Тут же рядом его столь же украин­ского вида ровесник уверенно выпевал: «Церковь русская, красуйся и ликуй…».

Вся дорога от Крещатика к Владимирской горке была заполнена людьми, аплодирующими и скандирующими: «Алексий — наш Патриарх». Все попытки ущемить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в протокольно­реверансных отношениях свет­ской власти разбивались об это настойчивое скандирование. Одна из киевлянок в субботу вечером в Лавре попросила у журналистов фотографию Патриарха: «А я сегодня днем была возле памятника княгини Ольги, на встрече патриарха Варфоломея. Я не могла не пойти туда. Нас на работе заставляли подписать бумаги, что мы обязательно пойдем на встречу. Я работаю медсестрой в поликлинике и знаю, что не из одной нашей амбулатории народ под подпись собирали на приветствие патриарха Варфоломея, — признается женщина лет сорока. — Я немного постояла и сбежала, и вот сюда пришла. Мой Патриарх­то здесь».

Антонина и Людмила, прихожанки деревенского храма Великомученицы Параскевы из села Листовицы, вместе со священником отцом Илией («Очень хороший батюшка, и храм у нас райский уголок») тоже приехали на встречу Патриарха Алексия.

— Это же вера наших дедов­прадедов, даже страшно подумать об измене, — говорят бывшие доярки. — Вы знаете, мы в селе ходим по домам и объясняем: не отпевайте своих родных в раскольнической церкви, не венчайтесь. Их венчание и отпевание ничего не значат, они самосвяты, над ними нет апостольского благословения.

Но то, что понятно простым верующим, закрыто от президента, регулярно собирающего в Софийском соборе странные общие моления — с главами двух раскольнических ветвей от православия, католиков, иудеев, мусульман и парой сектантов в завершение. Надо обладать крайним религиозным безвкусием или мнить себя государственным жрецом, чтобы не понимать бессмысленность, каноническую недопустимость таких толерантных молений.

— Фарс все это, — говорит киевская прихожанка Мария о религиозных опусах президента. И попытках дополнительного политического возвеличивания Константинопольского патриарха за счет показного протокольного небрежения светской власти к Патриарху Московскому и всея Руси. — Многих смущает титул «Вселенский Патриарх». Алексий, дескать, только Московский, — поясняет она. — Так ведь этот титул — всего лишь дань истории.

Действительно, титул «Вселенский Патриарх» остался у Константинопольского патриарха со времен Византийской империи; границы той «вселенной», которая сегодня уже не существует, совпадали с границами той империи. Патриарх Варфоломей, по комментариям современных церковных историков, живет сегодня в Турции под гнетом идеологических призывов турецких националистов выселить его из страны. Паства в мире рассеяна и достаточно немногочисленна — около трех миллионов человек. Украинская православная церковь, принятая под юрисдикцию Константинопольского патриархата, — чрезвычайно лакомый кусок, но решение вопросов церковной истории в стиле политического комикса, видимо, отшатнули патриарха Варфоломея. Во время знаменитого собрания на Софийской площади он без пафоса отозвался на призыв президента Ющенко и напомнил ему, что он чув­ствует себя в гостях, прежде всего у Московского Патриарха, поскольку это его каноническая территория. Патриарх Алексий II поблагодарил патриарха Варфоломея за приверженность каноническим устоям. Не имевшая запланированного успеха встреча на Софийской площади была к тому же сильно заглушаема роскошным рок­концертом, устроенным Международным фондом «День единства православных народов». На нем пели Юрий Шевчук, знаменитые «Братья Карамазовы», группа «С.К.А.Й.».

Из Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II после Божественной литургии на Владимирской горке в Киеве 27 июля 2008 года: — …Мы хорошо знаем и помним, что у истоков Православия на Руси стояла святая Константинопольская церковь, пастыри которой крестили киевлян в днепровской купели. Мы с благодарностью вспоминаем патриарха Константинопольского Дионисия, который от лица Церкви­матери благословил в далеком уже от нас ХVII веке воссоединение некогда единой, но затем по стечению исторических обстоятельств разделенной русской церкви. Нужно дорожить этой историей, ибо, подвергнув сомнению именно то, что всеми считалось бесспорным на протяжении столетий, мы подвергаем опасности наше общее будущее… Единство русского Православия не может препятствовать полноценной жизни суверенных государств, являющихся преемниками Киевской Руси. Наша церковь с уважением относится к их суверенитету и заинтересована в укреплении и процветании их народов. Она открыта самому тесному взаимодействию на основе Евангельских ценностей с властями тех стран, в которых пребывает ее паства.

Юрий Шевчук, рок­музыкант:

— Мне трудно говорить о том, каким был наш концерт, хвастаться — это негоже, нехорошо. И пока шел концерт, я не думал об успехе. Но сейчас могу сказать, что праздник состоялся на все сто процентов. И дух витал над площадью, и народ был добрый, мирный, счастливый, понимающий. Президент Ющенко заказал три поезда народа с Западной Украины в поддержку себя, но все эти люди пришли к нам на концерт. Спасибо, что оплатил расходы наших поклонников. Добро победило, народное чувство брат­ства и любви очень глубоко в нас заложено и понятно всем. Россия, Украина и Белоруссия — это все действительно Святая Русь. Не надо ссор, жить надо по­доброму, широко, свободно и мощно. Мы на концерте пытались до этой идеи дотянуться.

. №141(22304)
01.08.2008

Источник: Газета «Речь»