1 августа 2008 года. 09:55

«Железная дорога мне снится»

Восемнадцать лет назад Алексей Звонов пришел на «железку» за длинным рублем, а сегодня готов работать бесплатно
Одна из самых удивительных профессий в нашей жизни — это, несомненно, профессия железнодорожника. Из окна поезда можно увидеть что угодно и кого угодно. Леса, поля, реки и прочие прелести нашей необъятной родины, людей, населяющих ее. У железной дороги своя романтика, своя жизненная философия. Вся человеческая жизнь — в общем­то, дорога, путь. А для кого­то и железная дорога — судьба. Как для машиниста тепловоза железнодорожного цеха «Аммофоса» Алексея Звонова. Восемнадцать лет жизни отдал Алексей Борисович «железке». Как честно признается, пошел в машинисты корысти ради — за длинным рублем. А сегодня не променяет профессию железнодорожника ни на что на свете. Говорит, что готов работать на железной дороге даже бесплатно.

А случилось все, как это часто бывает в нашей стране, не благодаря, а вопреки. После службы в армии работал Алексей на автобазе водителем. Но денег тогда показалось маловато. Встретил он как­то знакомого­железнодорожника. Приятель и «завербовал» Звонова на железную дорогу, посулив большую зарплату. И парень пошел учиться. Сначала набирался знаний в Череповецком депо, став помощником машиниста, потом — окончил Вологодскую дортех­школу, получив специальность машиниста электровоза. Хотя сегодня, спустя годы, Алексей Борисович считает, что учиться профессии машиниста надо всю жизнь.

Главные качества машиниста, по его мнению, — внимательность и ответственность. К тому же доставка грузов на одно из крупнейших промпредприятий области — «Аммофос» — дело серьезное. Шутка ли, смена продолжительностью в 12 часов! Физическая выносливость еще та требуется.

— Сложности встречаются в любой профессии, и это закаляет характер, — считает Алексей Борисович. — А в нашем деле надо, в первую очередь, голову на плечах иметь!

До сих пор в памяти первая — в роли машиниста тепловоза — поездка из Череповца в Вологду. Случилось это в самый муж­ской день в году — 23 февраля. А год тогда шел 1987­й. Помощником у машиниста Звонова был молодой парень Гриша Малеев. Контролировал работу инcтруктор Валерий Голубев.

— Эту поездку я никогда не забуду! Ощущение, что управляешь таким механизмом, — непередаваемое, — вспоминает Звонов. — Дух захватило от мощи электровоза. В вагоне такого не почувствуешь. А с Гришей Малеевым мы до сих пор лучшие друзья…

Кстати, о дружбе. Железная дорога сплачивает на годы. Коллектив здесь — как одна большая семья. Случайных людей, как правило, не бывает. Хотя многое, конечно, за эти годы изменилось, кто­то ушел с железной дороги, кого­то уже в живых нет. Да и у самого Звонова был период, когда уходил из профессии. Но не смог без любимого дела — вернулся.

— Пришел я тогда к заместителю начальника Череповецкого депо Александру Карпову и сказал, что мне железная дорога по ночам снится… Он засмеялся, берем, говорит, тебя обратно…

В «железнодорожной» судьбе Звонова разные случаи бывали. И курьезные, и совсем не смешные… По­следних — больше. Не случайно профессия машиниста значится в списке самых нервных и стрессовых. Да и на заслуженный отдых железнодорожники уходят на пять лет раньше.

— Как­то, помню, двое ребятишек уселись на рельсы играть прямо перед движущимся электровозом, — рассказывает Алексей Борисович. — Словами не передать, какой ужас я испытал, когда понял, что лишу их сейчас жизней. Не знаю, что их тогда подтолкнуло, но они заметили поезд и отбежали в сторону…

За годы работы Звонов в совершенстве овладел навыками вождения, доведя их до полного автоматизма. Сегодня он машинист треть­его класса, благодарностей и почетных грамот — не счесть. Профессионализм, серьезный подход к делу, ответственность и в то же время юмор, умение пошутить — вот что отличает нашего героя. Не случайно он пользуется большим уважением. Под началом Алексея Борисовича постигают азы профессии «зеленые» новички.

— Смотришь на них и сразу видишь: этот парень останется и будет работать дальше, — делится своими наблюдениями наставник. — А другому — еще лет пять не доверил бы управление машиной. Он только из деревни приехал, железной дороги толком не видел, а его уже и график не устраивает, и с девчонками надо на дискотеке погулять. Такие ребята обычно не задерживаются…

В свободное время увлекается машинист Звонов рыбалкой, играет на гитаре. Гармошка — на особом счету. В узких кругах Алексей Борисович широко известен как талантливый гармонист… Юморист и балагур, он — душа любой компании. А для гармошки даже самостоятельно мелодии сочиняет. Одну в шутку «Вальс Мендельсона — Звонова» назвал, доработав на свой манер знаменитое произведение классика. Знакомые считают, что, если бы не железная дорога, из него вышел бы отличный телеведущий или шоумен. А он своей жизни без железной дороги не мыслит.

Профессиональный праздник, День железнодорожника, машинист встретит с семьей — женой Ольгой и дочерью Светой — на базе отдыха «Сосновка».

— Буду кататься. Но не на тепловозе, а на катамаране по реке Суде, — шутит он.

Общаясь с Алексеем Звоновым, я еще раз убедилась в справедливости фразы: «Дорога у нас железная, а люди — золотые». На таких, как он, и держатся наше производство, промышленность, страна…

Ольга Подольская
№141(22304)
01.08.2008

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

ТГК-2 назвало новые сроки включения горячей воды в центре Вологды

Водоснабжение должны были восстановить сегодня утром

Последнее в рубрике

Отопление веранды в межсезонье

Вологодская область характеризуется холодным климатом, особенно в осенне-зимний период, когда температура может опускаться ниже -20°C. Если у вас есть открытая веранда в загородном доме, важно правильно выбрать систему отопления, чтобы создать комфор