1 августа 2008 года. 09:55

До свиданья, наш ласковый Миша

«Речь» нашла в Вологде людей, которые были на «ты» с актером Михаилом Пуговкиным
Отец Федор, прораб в пробковом шлеме, Яшка­артиллерист, кинорежиссер Якин, капитан Врунгель… Актер Михаил Пуговкин породил огромное количество ярчайших образов советской кинокомедии. Однако и образов, и самих комедий могло бы не быть, если бы накануне сорокалетия Пуговкин не оказался в вологодском драмтеатре в качестве штатного артиста. Ведь именно в Вологде он понял, что хочет быть исключительно киноартистом. Корреспондент «Речи» встретился со свидетелями последнего театрального спектакля Михаила Пуговкина.

«Я никогда не праздную юбилеев: сам стараюсь не вспоминать о них и другим не напоминаю, — поделился со мной однажды секретом долголетия столичный артист и череповецкий уроженец Юрий Каюров, известный благодаря роли Ленина, сыгранной им почти два десятка раз. — Живет себе человек, живет. Вдруг бац — юбилей: цветы, поздравления, концерты разные. Глядишь, вскоре и нет человека — переволновался». На прошлой неделе Михаил Пуговкин стал еще одним доказательством каюровской теории: двух недель не прожил Михаил Иванович после того, как отметил 85­летие. За полтора года работы в вологодском драмтеатре (был в жизни Пуговкина и такой опыт) юбилеев актер не отмечал, зато отметил здесь 37­й день рождения, от каковой цифры — помните у Высоцкого? — «в момент слетает хмель».

О вологодских годах (с 1958­го по 1960­й) Михаил Пуговкин вспоминать не то чтобы не любил — не считал нужным, потому что для него этот период не был особенной вехой в профессиональной карьере. То ли дело Мурманск или Вильнюс, где театральное дарование Пуговкина по­настоящему реализовалось. Однако нашу областную столицу народному артисту СССР все ж таки приходилось вспоминать, в особенности когда журналист прижмет вопросом о первой жене (всего их было три). «Я проработал в московском театре Ленинского комсомола восемь лет, сыграл в десяти спектаклях, а у моей жены, актрисы того же театра Надежды Надеждиной, дела там не заладились, — неоднократно рассказывал Пуговкин. — Ради ее творческой судьбы мы тогда и переехали в Вологду, играть в тамошнем театре». Версия супруги актера Надежды Надеждиной (они были сокурсниками в школе­студии МХАТ) несколько отличается от воспоминаний экс­мужа: по словам актрисы, в Ленкоме ее ценили и не скупились на заметные роли. Даже псевдоним ей именно там придумали — по паспорту Надежда Надеждина, так и не пожелавшая стать Пуговкиной, носила ко многому обязывающую, но для актрисы беспокойную фамилию Ленина. В Вологду же Надежда Владимировна, по ее словам, сорвалась и мужа со­рвала из­за роли Федры, которую ей предложил тогдашний главный режиссер местного драмтеатра и ее хороший знакомец Александр Шубин. Между тем театральная сплетня, которая, будучи полита каплей факта, вырастает до небес, гласила: Надеждина бросилась в Вологду с мужем и маленькой дочерью не за Федрой, а за Шубиным, с которым у нее якобы был роман. Подогрели эти слухи и главные роли, которые актрисе достались тут же по приезде. «Я в это не верю, да и не могло этого быть, — говорит «Речи» легендарная актриса вологодского драмтеатра Тамара Елисеева, некогда сама пережившая роман со звездой — актером Леонидом Марковым. — Я отлично знала и Надеждину с Пуговкиным, и Шубина с его женой Мариной Щуко. Никакого романа не было, это все наветы. После того как Надежда развелась с Мишей и покинула Вологду, мы с ней вместе в омском театре работали и очень сдружились. Так вот, она никогда, даже в шутку, ничего плохого о Пуговкине не говорила, хотя по­настоящему была счастлива не с ним, а с другим человеком». Сама Надеждина не распространялась, зато ее родственники и подруги с журнали­стами были куда словоохотливее. Одна из них поведала об истинной причине разрыва между Михаилом и Надеждой. Якобы во время жизни в Вологде от недостатка ролей и недооцененности Пуговкин злоупотреблял алкоголем и по всякому поводу и без ревновал жену с применением физической силы, каковой уроженцу яро­славской деревни, носившему в актерской среде прозвище Кресть­янин, было не занимать. Впрочем, свидетельские показание этого опять­таки не подтверждают — либо это снова наветы, либо Надеждина и Пуговкин умели отлично гримировать синяки (у одной от побоев, у другого похмельные).

Прима драмтеатра Светлана Трубина, до сих пор занятая в половине спектаклей труппы, нетрезвого Пуговкина припомнить не смогла. «Он умел быть веселым и без алкоголя. Улыбка не сходила с его губ. Его любили абсолютно все, и всегда вокруг Миши крутилась толпа. Такого анекдотчика, как Пуговкин, я в своей жизни больше не встречала. Простой, открытый, не терпел обращения на «вы» и даже от меня, девчонки, требовал говорить ему «ты». А ведь его тогда вся страна знала благодаря ролям в кино», — вспоминает она. Вчерашняя школьница Света Трубина пришла в театр в 1957 году — решительно постучалась однажды в дверь кабинета Александра Шубина и высказала заветное желание: «Хочу быть актрисой». Следующий сезон упертая девушка, не имеющая профессионального образования, но клятвенно пообещавшая главному режиссеру ночевать на лестнице вплоть до первой роли, играла эпизоды. Доказав свою состоятельность, на будущий сезон была принята в труппу. А тут и Пуговкин с женой приехали. «У меня где­то в старых альбомах лежит настоящая реликвия — местная газета, в которой на по­следней странице объявление о новых артистах драмтеатра, принятых в текущем году. Там всего три фамилии: Пуговкин, Надеждина и Трубина. Я очень берегу эту газету. Я хорошо помню, как мы ездили на гастроли по районам. В одной бригаде были, в одном спектакле играли. Назывался он «Дальняя дорога», Пуговкин в одной из главных ролей выходил, а я крохотный эпизодик играла».

Из ролей, сыгранных на вологодской сцене, сам Михаил Пуговкин, хорошенько почесав затылок, вспоминал разве что «Слугу двух господ» по пьесе Гольдони, где сыграл прохиндея Труффальдино, сумевшего прислуживать двум хозяевам одновременно. В 1960 году, устав скандалить с женой и совмещать кино с театром, Пуговкин выбирает одного «господина» — кино, которому не изменит до конца своих дней. В Москву уезжает один, свободный, как ветер, — в паспорте стоит штамп о разводе. Уже через год женился вторично. Впереди его ждут поистине звезд­ные роли. Фраза «В сорок лет жизнь только начинается», ставшая пословицей после выхода фильма «Москва слезам не верит», в отношении Пуговкина — правда. Спустя три года после отъезда из Вологды сорокалетний артист знакомится с режиссером Гайдаем, для которого стал своего рода талисманом и снялся почти во всех его комедиях. Всего же фильмография Михаила Пуговкина насчитывает порядка ста картин.

Сергей Виноградов
№141(22304)
01.08.2008

Источник: Газета «Речь»