31 июля 2008 года. 07:11

Валерий Федоров: «Общество должно самоочищаться, как пруд в лесу»

1 августа члену Совета Федерации от Вологодчины Валерию Федорову исполняется 65 лет. В преддверии юбилея мы встретились с Валерием Ивановичем.
— Ваша статья «Коррупционеров надо сажать, сажать и сажать», увидевшая свет несколько лет назад, ярко демонстрирует, что для вас мздоимство — больная тема. Но что, по­вашему, нужно предпринять, чтобы коррупционеров стало меньше? Может, ужесточить законы? Многие считают, что только жесткостью законодательства можно победить коррупцию…

— На Руси борьба с мздоимцами велась всегда. Иван Грозный боролся, коммунисты пробовали, разные правительства пытались. Но сейчас, по­моему, само общество созрело для того, чтобы искоренить зло, которое поразило все сферы. Вы правы в том, что нужно ужесточать законодательство. Его величество Страх должен действовать на чиновника, на тех, кто на руку нечист. Это одно из лучших лекарств. Но меры наказания должны быть реальными, а не условными: украл — за решетку. Да и конфискация имущества очень действенная мера. Необходимо также разворачивать интенсивную пропаганду. Вплоть до того, чтобы член семьи чиновника напоминал ему, уходящему на работу: «Смотри, будь благоразумен!» Поможет и юридическая экспертиза законов, и некоторые ограничения для вхождения во власть. Случайных людей «у руля» быть не должно. Декларирование доходов — обязательно. 100 тысяч заработал, 110 — потратил. Где взял 10 тысяч? Нашел? Надо проверить. Почему, кстати, мы стесняемся детектора лжи, мне, например, непонятно. Цивилизованная практика, которую нужно и у нас внедрять. В любом случае национальный план по борьбе с коррупцией, который сейчас разрабатывается, даст ответы на многие вопросы.

— А вам не предлагали взяток? Вы ведь возглавляли УВД в Пермской области. Высокий пост, большие возможности.

— Лично мне не предлагали, но под меня деньги брали. Однажды поступила информация, что следователь в районном центре требует у подозреваемого деньги для закрытия уголовного дела. Тот спрашивает: «Почему так много?» Следователь отвечает: «Так генерал Федоров уходит в отпуск, с ним тоже поделиться надо». И правда, через десять дней я уезжал на отдых. Ну, я сел в машину, 250 километров до того райцентра. Поговорил со следователем, привлекли его к уголовной ответственности. В органах он больше не работал. Честно признаюсь, что в Пермской области все знали: Федоров денег не берет. Даже когда повсеместно не давали зар­плату, я подписал приказ, чтобы жалованье начальнику УВД выплачивалось в последнюю очередь.

— Кто, на ваш взгляд, больше виноват в коррупции: тот, кто берет, или тот, кто дает?

— Оба в равной степени. Виноваты еще обстоятельства и пробелы в законе. Чиновник же порой сам провоцирует на дачу взятки: придите завтра, сложный вопрос, дело трудно разрешить, но можно подумать. Это стандартные уловки. Я всегда выступал за большую информированность спецслужб, нужно сообщать о потенциальном взяточнике. Да, он получит деньги, но на них уже будет написано «взятка», и запачканные руки выдадут мздоимца. В Европе человек выбросил пустую бутылку на дорогу — десять человек позвонят в участок и расскажут о нарушителе. У нас же никто не обратит внимания. Считается наушничеством, а зря. Общество должно самоочищаться, как пруд в лесу.

— Валерий Иванович, ведь о коррупции говорят как о национальной катастрофе. Якобы страна погрязла в ней. Но тогда почему так мало уголовных дел возбуждается? И все, простите, мелковато. Взяла директор детского сада тысячу рублей с родителей на покупку игрушек — ее хвать за руку и на скамью. А где же большая рыба? Или у нее большие покровители?

— Ну почему же нет громких дел?! Вот на днях бывшему члену Совета Федерации девять лет дали. Так что крупная рыба тоже попадается, просто у нас пока слишком большие ячеи в сетке, иногда проскальзывает. Не забывайте, что коррупционеры — не дураки, они же придумывают целые схемы, комбинации. Ему и счет откроют, и путевку на Мальдивы купят. Вроде и денег напрямую не получал, а выгода налицо.

— Перейдем к более мирным темам. В свое время, когда в парламенте заговорили о снижении брачного возраста до 14 лет, вы выступили категорически против этой идеи. Не пересмотрели точку зрения? Что ж плохого, если два человека любят друг друга и решили создать семью именно в таком возрасте?

— Есть страны, где и в 12 лет замуж выходят. Но это не российский вариант. Создание семьи предполагает рождение детей. Как 14­летние собираются кормить своих чад, если их самих еще содержать надо?! Конечно, можно родить ребенка, а потом отдать его на попечение государства. Но это же не дело! Вот Запад, наоборот, идет на повышение брачного возраста. Встал человек на ноги, имеет стабильный доход, можно и семью заводить. А что такое семья? Это уголок спокойствия, куда ты приходишь со своими печалями и радостями, где тебя любят и ждут. И жениться — я убежден — надо всего один раз и навсегда.

— Вы представляете Вологодчину в Совете Федерации от правительства области. Скажите, как удается отстаивать интересы нашего региона? Какие решения удалось пролоббировать?

— Например, строительство областной детской больницы. Мы неоднократно с депутатом Госдумы Георгием Шевцовым приходили с этим вопросом в министерство, встречались с министрами здравоохранения Шевченко и Зурабовым, писали письма. И общими усилиями свой интерес отстояли. Конечно, основная заслуга в этом — губернатора Вячеслава Позгалева. Но и я, полагаю, свою лепту маленькую внес. Организовывали почту Деда Мороза в его вотчине, вели переговоры по строительству зоопарка там же. Родина Деда Мороза — это замечательный проект федерального масштаба. В Страсбурге на сессии ПАСЕ (Федоров входит в состав российской делегации в этом европейском органе — авт.), когда обсуждали проблемы туризма, я привел в пример Великий Устюг. Нам удалось увеличить количество туристов с трех тысяч до 150 тысяч человек. Разве это не показатель развития региона?!

— Валерий Иванович, вам часто приходится общаться с представителями федеральной власти. Как оценивают нашу область в центре?

— Когда я прихожу в правитель­ство и другие федеральные структуры, зачастую такую реплику слышу: «Ну ты ведь из Вологды!» Вы знаете, это, пожалуй, самая простая оценка, но очень высокая. Этой фразой все сказано. Вологодчину оценивают как стабильный регион с грамотными, профессиональными руководителями. В московских магазинах (за продукты в семье я отвечаю) то и дело приходиться слышать: «Вологодский кефир есть? А ряженка?» То есть для простых москвичей «сделано в Вологде» — это знак качест­ва.

— Приближается ваш юбилей. 1 августа вам исполняется 65 лет. Солидный возраст, мы от души поздравляем. И желаем, прежде всего, здоровья. Вы, кстати, в прекрасной физической форме. Как удается?

— Летом я обязательно проезжаю на велосипеде по восемь километров ежедневно, обязательно — зарядка. Зимой — утренние прогулки с любимой овчаркой, по выходным — бассейн. Со спортом я дружу. И всем советую.

Игорь Павлов
№140(22303)
31.07.2008

Источник: Газета «Речь»