28 июля 2008 года. 07:56

Мусорная диверсия

Стихийные свалки и помойки могут ликвидировать лишь систематические и скоординированные усилия властей
Статья «Отбросы общества» («Речь» от 23 июня), рассказывающая о критическом состоянии городской свалки и планах мэрии построить новый полигон твердых бытовых отходов, вызвала большой резонанс. Причем большинство читателей, писавших и звонивших в редакцию, в первую очередь волновали совсем другие, с позволения сказать, объекты — несанкционированные свалки и банальные помойки в черте города и его окрестностях.

«Многие череповчане просто не замечают мусор, потому что привыкли жить и работать среди него, — пишет Елена Никифорова, — а мне даже пластиковая бутылка на зеленой траве режет глаз…» «Как можно отдыхать на Черной речке, если там под каждым вторым деревом следы воскресного времяпрепровождения?! — удивляется пенсионер Николай Сергеевич. — Сейчас даже в радиусе двадцати километров от город­ской черты трудно найти незагаженное место для отдыха». «Вы уже писали о земле, превращаемой в свалку строительного мусора за улицей Олимпийской («Речь» от 11 июня), — напоминает Алексей Ирихин. — Вы думаете, ваша статья кого­нибудь остановила? Как бы не так — через неделю «КамАЗы» вновь повезли хлам на эти участки». «Конечно, планы городских властей насчет строительства нового полигона очень интересны, — говорит работник меткомбината Павел Андреевич, — однако сложно строить планы на будущее, если настоящее столь беспризорно. Кто у нас в городе следит за «мусорными пиратами»? Несколько лет назад хотя бы экологические посты пытались установить. А сейчас, похоже, и на это нет у власти ресурсов…»

Три года назад, в июне 2005 года, вышло постановление мэра Череповца «Об организации экологических постов». В соответствии с ним одни чиновники должны были «определить места несанкционированных свалок отходов производства и потребления», другие — организовать круглосуточные экологические посты на дорогах, ведущих к местам этих свалок; третьи — привлечь к административной ответственности лиц, допустивших размещение отходов в неустановленных местах. На финансирование этого проекта было выделено 1 миллион 600 тысяч рублей. «Больше стихийных свалок мы не допустим, — заявлял тогдашний мэр города Михаил Ставровский. — Мы пойдем на затраты, но установим посты на выходах из города, где особенно часто появляются машины с мусором. Безнаказанным это не останется. Особое внимание будет уделено основным дачным массивам: Ирдоматке, Пулово­Борисову и причалам вдоль реки Ягорбы…» Всего власти планировали поставить пять постов. Однако уже через девять месяцев после начала работы и они были закрыты. Дело в том, что за все время существования будок не было задержано ни одной машины с мусором. По свидетельству сотрудников охранных предприятий, дежуривших на экопостах, было несколько случаев, когда водители разворачивали грузовики и уезжали обратно, заметив шлагбаум. Но ни разу охране не пришлось устраивать разбирательства с нелегалами. Скорее всего, они просто нашли обходные пути. Власти же решили, что более полутора миллионов рублей улетучиваются из бюджета на ветер; что дальнейшее существование шлагбаумов, пресекающих нелегальный вывоз мусора, экономически неэффективно.

Не все согласились с таким аргументом. «Эти посты уже сами по себе отпугивали нарушителей, — говорит Николай Архипов, депутат Законодательного собрания области. — Вот, кстати, оставшиеся за Матурино будка, шлагбаум, знак «Контроль» до сих пор играют свою роль — поле вдоль дороги на Кабачино не загажено свалками». Получается, что уже один только шлагбаум играет свою превентивную роль. Однако, по словам Николая Александровича, по­настоящему эффективными экопосты могли стать только вкупе с ежедневными рейдами, которые должны были проводить сотрудники управления охраны окружающей среды и инспекции по контролю за содержанием и благоустройством города.

Проехав Северный район, мы сворачиваем к дачным кооперативам на берегу Ягорбы. На обочинах дороги со стороны реки, прямо напротив проездов в лабиринты дачных участков — вонючие помойки. Гниющие пищевые отходы перемешаны со старой рухлядью, пластиковыми бутылками, консервными банками, обрезанными ветками кустов и деревьев, тряпьем, обрывками рубероида, полиэтилена, бумаги… Все это могло бы стать содержимым стандартного мусорного контейнера. Но увы, ни городские власти, ни члены кооперативов не проявляют инициативы на этот счет. Видимо, и тех, и других устраивают загаженные берега Ягорбы. «В прошлом году мы со школьниками провели акцию «Чистый берег», — говорит Николай Архипов, — так для того, чтобы вывезти все собранное отсюда, пришлось заказывать несколько грузовиков». Интересно, сами дачники заметили, что за ними убрали? Или они действительно привыкли жить среди мусора?

Сворачиваем на дорогу, ведущую к 8­му причалу. Через километр, за поворотом, свалка иных масштабов. Здесь уже отбросы человеческой жизнедеятельности вываливались не ведрами и тачками, а целыми самосвалами. Ко всему вышеперечисленному добавились строительные отходы — щебень, битое стекло и кирпич, старые рамы, ржавая арматура… Места, где наши сограждане опорожнились многотонно, можно найти на пустырях за улицей Олимпийской и вдоль дороги до Городища. Помойками усеяны берега Шексны и Рыбинского водохранилища.

— Горы мусора появляются, потому что в городе нет четкой и регулярной системы контроля за мусором, — повторяет Николай Архипов. — Нет ответственных, нет взаимодействия между управлением охраны окружающей среды, инспекцией по благоустройству и другими структурами мэрии. Особенно важно наладить контроль в выходные дни и в рабочие дни после 18 часов. Ведь именно в это время водители грузовиков совершают экологические диверсии. Они­то знают, что риск напороться на проверяющих в это время равен нулю. Поэтому я еще раз настаиваю: нам необходима четкая система управления окружающей средой, определяющая роль и место каждого чиновника, начиная от мэра и заканчивая рядовым инспектором. Пока же никакой системы нет: управление по охране кивает на инспекцию по благоустройству, и наоборот; и там и здесь любят рассуждать о своем, якобы, бесправии… Пользуясь этим, безответственные предприниматели, которые заняты строительством, реконструкцией зданий и ремонтом квартир, чтобы не платить собственные денежки за вывоз мусора, сбрасывают его не на свалку, а туда, где ближе. А ведь у нас в мэрии кроме природоохранных структур есть комитет по имуществу, есть архитектура, есть проектные организации, где согласовываются не только крупные стройки, но и работы по реконструкции и переделке простых квартир. Так вот: уже на стадии согласования работ необходимо утверждать объемы строительного мусора и выдавать разрешение на его вывоз. Можно воспользоваться опытом талонной системы, которая практиковалась на металлургическом комбинате в 90­х годах. Тогда, напомню, промплощадка ЧМК была сильно захламлена, и для того чтобы очистить авгиевы конюшни, была разработана эта система: каждый цех получал талоны на вывоз мусора, сопутствующего производственной деятельности. В первое время начальники подразделений, бывало, забывали погасить свои талоны, но они неизменно становились объектом крутой директорской взбучки на еженедельных оперативках. И буквально через полгода территория комбината преобразилась. Поэтому еще раз говорю: нужна системная работа — инспектора должны систематически проводить рейды, мэр должен систематически проводить экологические семинары и совещания с привлечением руководителей всех промпредприятий города. Пока же у нас нет этой целенаправленной работы, нет мониторинга, нет информации, которая могла бы образумить тех, кто не желает убирать за собой.

По мнению депутата, активизировать борьбу с несанкционированными свалками и помойками должно также резкое ужесточение санкций. Николай Архипов напомнил, что Законодательное собрание внесло изменения в Кодекс Вологодской области об административных правонарушениях, в соответствии с которыми штраф для юридических лиц за нарушение порядка сбора и вывоза бытовых, промышленных отходов и мусора увеличен до 50 тысяч рублей. Должностные лица за соответствующие прегрешения рискуют быть оштрафованы на сумму от 3 до 20 тысяч рублей. Простые же граждане за ведро помоев, опорожненное в ближайших кустах, могут выложить от 500 до трех тысяч рублей штрафа. При этом, как сказано в пояснительной записке к новому областному закону, «с целью своевременного реагирования на нарушения в данном вопросе и привлечения виновных лиц к административной ответственности предусматривается расширение полномочий должностных лиц органов местного самоуправления путем увеличения перечня статей, по которым они имеют право составления протоколов».

В настоящий момент экологиче­ским порядком в городе занимаются три структуры: управление по охране окружающей среды, инспекция по контролю за содержанием и благоустройством города и административная комиссия. Управление и инспекция уполномочены выявлять нарушителей и направлять материалы на рассмотрение административной комиссии. Комиссия на основании этих материалов привлекает нарушителей к ответственности. Чаще всего это штраф (может быть и письменное предупреждение — общественное порицание). Все учреждения руководствуются в своей работе КоАП (Кодексом об административных правонарушениях) Вологодской области.

По просьбе газеты все три структуры представили отчеты о проделанной работе.

Управление по охране окружающей среды проводит как плановые проверки, так и проверки по жалобам горожан. План работы согласовывается с департаментом природных ресурсов Вологодской области и мэрией Череповца. Дальнейшую информацию по просьбе управления приводим без купюр: «за нарушения требований в области обращения с отходами производства и потребления в 2006 году применялись статьи 6.10, 8.5, 8.7 КоАП Вологодской области. В 2006 году были привлечены к ответственности 37 человек на сумму 60,5 тыс. руб. С 2007 года управлению по охране окружающей среды были переданы полномочия по государственному контролю и соответственно право использовать дополнительные статьи 8.1, 8.2. КоАП Российской Федерации. Вследствие этого, к административной ответственности привлечено уже 85 человек на сумму 232,5 тыс. руб. В 2008 году такая работа будет продолжаться».

Инспекция по контролю за содержанием и благоустройством города (в штате 4 инспектора) работает и по жалобам горожан, по заявкам департамента ЖКХ. В 2006 году оформлены 7 материалов (4 протокола и 3 постановления с письменным предупреждением). В 2007 году — 16 материалов (8 протоколов и 8 постановлений). В первом полугодии 2008 года — 10 административных протоколов. Суммы взысканных штрафов не приведены, поскольку штрафы взыскивает административная комиссия.

Административная комиссия рассматривает протоколы, составленные должностными лицами органов местного самоуправления (в том числе инспекцией и управлением), УВД, РОВД. В 2006 году рассмотрено 16 материалов (сжигание мусора, сброс мусора в неустановленных местах) — сумма штрафов составила 21 тысячу рублей. В 2007 году соответственно 21 материал и 40 тыс. рублей. В первом полугодии 2008 рассмотрено 10 материалов.

Сергей Бегляк
№137(22300)
28.07.2008

Источник: Газета «Речь»