28 июля 2008 года. 07:56

Адекватный ответ

В ответ на американские ПРО у своих границ Россия может направить свои стратегические бомбардировщики на Кубу
Новая концепция российской внешней политики, презентованная президентом Дмитрием Медведевым, обретает реальные очертания. С одной стороны, на минувшей неделе Россия окончательно урегулировала все территориальные споры с Китаем. С другой — пригрозила Америке в ответ на противоракетные системы в Восточной Европе развернуть военно­стратегические базы на Кубе и в Венесуэле.

Медведевская концепция внешней политики отличается от всех предыдущих (ельцинской 1993 года и путинской 2000­го) ярко выраженным лейтмотивом: Россия наконец­таки встала с колен. Это утверждение в разных вариациях повторяется в тексте концепции не менее десяти раз: «Новая Россия, встав на твердую почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах»; «Россия оказывает сущест­венное влияние на формирование новой архитектуры международных отношений»; «Россия располагает реальным потенциалом, чтобы занять достойное место в мире»; «Россия вносит заметный вклад в обеспечение стабильности глобальной экономики и финансов»; «Россия, используя свой донорский потенциал, проводит активную и целенаправленную политику в сфере содействия международному развитию»… А ведь еще в 2000 году российская дипломатия горько сетовала на то, что «не оправдались расчеты, связанные с формированием новых равноправных взаимовыгодных отношений России с окружающим миром». Теперь никаких подобных жалоб нет, ибо в Кремле уже верят, что с ненавистным однополярным миром фактически покончено. Чтобы соответствовать новым амбициям России, концепция выдвигает новые смелые цели. К примеру, став политическим полюсом, Россия не скрывает своего намерения побороться еще и за полюс географиче­ский — тема разработки природных ресурсов в Арктике упоминается в тексте концепции трижды, причем в самых неожиданных контекстах.

Другое новое слово в концепции внешней политики России — «энергоресурсы». Еще восемь лет назад использование энергетики как рычага для решения внешнеполитических проблем не упоминалось ни разу. Теперь же авторы концепции с удовлетворением отмечают, что Россия «использует все имеющиеся в ее распоряжении экономические рычаги и ресурсы, а также конкретные преимущества для защиты своих национальных интересов».

Не слишком смущает кремлев­ских стратегов то обстоятельство, что окружающий мир все еще склонен воспринимать Россию в роли «сырьевого придатка». Козни Запада объясняются его же слабостью. «Реакция на перспективу утраты историческим Западом своей монополии на глобализационные процессы находит свое выражение, в частности, в инерции политико­психологической установки на «сдерживание» России»,— уверяет концепция Медведева. Документ полон идей о том, как нужно реформировать окружающий мир, чтобы он удовлетворял Россию. Наверное, самым амбициозным оглашенным проектом Кремля является замена ОБСЕ новой общеевропейской структурой. Для этого должен быть созван общеевропейский саммит и заключен новый договор о европейской безопасности — очевидно, взамен Заключительному хельсинкскому акту 1972 года. Про уже существующую ОБСЕ говорится лишь, что эта структура должна «добросовестно выполнять возложенную на нее функцию — форума для равноправного диалога государств».

Очевидно, переделано должно быть и СНГ. Если в концепции восьмилетней давности простодушно утверждалось, что Россия «добивается добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми странами СНГ», то отныне РФ «выстраивает отношения с каждым из государств СНГ на основе учета интересов друг друга». Ярким примером служит единственное упоминание Украины и Грузии: Москва обещает и дальше бороться против их вступления в НАТО. А построение Союзного государства с Белоруссией больше не числится в списке приоритетов.

Ничего хорошего, очевидно, не ждет и НАТО, так как «традиционные громоздкие военно­политические союзы уже не могут обеспечить противодействия всему спектру современных вызовов и угроз». Много говорится в концепции и о реформе ООН, но при этом отмечается, что «статус пяти постоянных членов СБ ООН должен остаться неизменным».

Авторы нового документа последовательно клеймят некие силы (не называя при этом США напрямую), которые прибегают к односторонним действиям, «дестабилизируя международную обстановку, провоцируя международную напряженность и гонку вооружений, усугубляя межгосударственные противоречия, разжигая национальную и религиозную рознь, создавая угрозу безопасности других государств». Однако, как заметили эксперты журнала «Коммерсантъ­ВЛАСТЬ», новая концепция при этом наконец­то содержит признание в том, что Россия стремится стать новыми США и не прочь перенять их манеру поведения. Кульминацией новой концепции, видимо, следует считать следующий пассаж: «Если партнеры не будут готовы к совместным действиям, Россия для защиты своих национальных интересов будет вынуждена дей­ствовать самостоятельно, но всегда на основе международного права». «Это предложение является едва ли не прямой цитатой из речей Джорджа Буша образца 2002 — 2003 годов (перед войной в Ираке), — пишет издание. — Нынешняя американская администрация, всякий раз действуя самостоятельно, точно так же выражала свою приверженность международному праву».

Впрочем, в Кремле понимают, что идти на принцип с Западом можно только лишь после того, как все будет улажено на Востоке. Поэтому на минувшей неделе поставлена точка в пограничном размежевании с Китаем, переговоры по которому заняли 40 лет. Китайцам отошли остров Большой на реке Аргунь (Читинская область) и значительная часть островов Тарабаров и Большой Уссурийский при слиянии Амура и Уссури неподалеку от Хабаровска. «Это политическое решение абсолютно верное, — заявил глава МИДа Сергей Лавров, — оно закрыло, возможно, самую болезненную проблему в истории наших отношений». Однако не все столь отимистичны. Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок полагает, что Россия сделала очень опасный шаг. «Китай для РФ представляет большую опасность, чем НАТО, — заявил он в журнале «Эксперт». — Китайцы же до сих пор говорят, что большая часть Восточной и Западной Сибири и Казахстан — китайская территория. По сей день военная доктрина Китая — наступательная. Китайские вооруженные силы, достигнув уровня российских (примерно через 10 — 15 лет), станут угрозой для нашей страны. Высокая плотность населения рано или поздно заставит китайцев искать выход. А в ином направлении, кроме как на север, им двигаться некуда: на юге — густонаселенная Индия, Гималаи; на востоке — Япония, Тихий океан. Единственная территория, на которую может претендовать Китай, — это Россия и Казахстан. И сегодняшний шаг по передаче части островов непременно станет прецедентом». Впрочем, логична и противоположная точка зрения, которая гласит, что с окончательным урегулированием территориальных споров мы не оставляем Пекину повода для конфронтации. И Москва, дескать, может теперь сосредоточиться на адекватном ответе агрессивным поползновениям Запада.

Главным раздражителем здесь, безусловно, является система ПРО, разворачиваемая американцами в Чехии и Польше. По информации газеты «Известия», Москва в ответ на эти планы рассматривает возможность полетов стратегической авиации на Кубу. Как сообщалось, российские самолеты дальней стратегической авиации Ту­160 (летчики называют его «Белый лебедь») и Ту­95МС (натовцы прозвали его «Медведь») не только технически способны долететь до Кубы, но и якобы уже садятся на острове Свободы. Кроме того, кубинцы были бы не против, если бы Россия вновь развернула посты радиотехнической разведки на базе Лурдес, закрытой в 2001 году (в советское время этот объект работал в системе предотвращения ядерного нападения). «Это будет хороший ответный шаг на попытки разместить базы НАТО вблизи российских границ, — заявил экс­главком ВВС РФ генерал армии Петр Дейнекин. — Я не вижу в этом ничего предосудительного, ведь с нами не считаются, когда располагают авиационные базы и радиотехнические посты на сопредельных с нами территориях».

Кстати, горячий привет от кубинского лидера Фиделя Кастро привез в Москву президент Венесуэлы Уго Чавес. «Фидель говорил о кризисе здравомыслия в мире, особенно в некоторых мощных странах; о том, что Россия, к счастью, восстановила это здравомыслие», — сообщил в Кремле Чавес, после чего отметил, что внимательно читал речи нового российского президента, в том числе обнародованную концепцию внешней политики России. «Я полностью разделяю ваше видение, особенно те документы, где вы говорите о многополярности», — заверил Медведева гость. Можно себе представить, как раздражают эти речи политиков в Вашингтоне. Но еще больше их шокирует энергетический альянс между Россией и Венесуэлой. «Последние 5 — 6 лет мы шли по этой дороге и сегодня подписали соглашения, которые позволят продвинуть участие России в нефтегазовой сфере не только Венесуэлы, но и всей Латинской Америки», — заявил во вторник Чавес журналистам. А Дмитрий Медведев, развивая тему энергетического сотрудничества, вспомнил и об идее создания в газовой сфере организации наподобие ОПЕК, что тоже должно страшно не понравиться энергозависимому Западу. Мало того: рассматривается перспектива военного сотрудничества между Россией и Венесуэлой. Причем речь идет не только о крупных контрактах на поставку различного российского оружия, но и о размещении ряда военных объектов на ее территории. Такой вот получается симметричный ответ.

Сергей Бегляк
№137(22300)
28.07.2008

Источник: Газета «Речь»