28 июля 2008 года. 07:56

Сносить нельзя восстановить

Новым собственникам здания, где раньше располагался горком КПРФ, не разрешают построить на его месте офис
Нешуточные страсти разгорелись вокруг заброшенного нежилого деревянного здания на пр. Луначарского, 1 (напротив Соляного парка), где раньше располагался горком КПРФ. Главные участники возникшего спора — новый собственник здания, предприниматель Ирина Баскакова, и областной комитет историко­культурного наследия. Бизнес­леди хочет построить на месте халупы офис в несколько этажей, комитет настаивает на восстановлении старой постройки в ее первоначальном виде. Пока идет спор, памятник культуры облюбовали бомжи, по вине которых в доме не так давно случились пожар и убийство.

Здание горкома КПРФ, где раньше также временно размещался комитет солдатских матерей, было выставлено на торги в 2006 году, после того, как депутаты приняли решение переселить коммунистов на пр. Строителей, 34, в связи с необходимостью приватизации непрофильного муниципального имущества. Купила строение Ирина Баскакова (примерно за 6 млн рублей) в надежде по­строить здесь офис в несколько этажей.

— Мы осознали, что «Бизнес­Центра» на Советском проспекте, которым мы владеем, становится мало, — рассказывает представитель г­жи Баскаковой (она сейчас живет в Москве) Галина Родина. — Мы спрашивали в управлении архитектуры, можно ли будет снести здание КПРФ и построить офис. Тогдашний главный архитектор сказал, что можно будет сделать все. Мы планировали офисное здание. Когда мы купили эту постройку, она находилась в очень плохом состоянии: раньше там была аптека, от которой осталась целая яма испорченных медикаментов. Стояли разбитые машины, которые потом, правда, увезли коммунисты. В августе 2007 года бомжи устроили здесь пожар, полностью сгорела кровля. Мы пригласили несколько строительных предприятий, и все они сказали, что восстановить дом невозможно. То есть его нужно сносить. Мы обратились в областной департамент культуры, но оттуда пришел ответ, из которого следует, что мы не имеем права сносить здание.

Более того, как следует из ответа департамента, предприниматель Ирина Баскакова грубо нарушила условия охранного обязательства на здание, так как не организовала охрану дома и не приняла мер противопожарной безопасности, что привело здание в еще худшее состояние по сравнению с изначальным. На это бизнесменам есть что ответить: ни одна страховая компания не хочет страховать развалину, как ни одно охранное агентство не берет его под охрану. Что не удивительно: в доме постоянно живут бомжи, из­за чего здесь имел место не только пожар, но и убийство — асоциальные элементы что­то не поделили…

— Мы брали под это здание кредит, который до сих пор платим, как и налог на имущество, — переживает Галина Родина. — Уже год как мы пытаемся его продать, но никто не покупает, так как оно проблемное, оно памятник истории. Теперь мы собираемся обратиться в комитет историко­культурного наследия (в начале года этот комитет был выделен из областного департамента культуры именно для решения вопросов охраны памятников, — авт.) с просьбой исключить здание из реестра объектов культурного наследия.

Здание было включено в этот реестр по той причине, что в 1917 году именно здесь проходило первое организационное собрание Череповецкой группы РСРДП(б). По мнению новых собственников строения, роль коммунистической партии в последнее время ослабла и есть все основания вернуть здание в статус «обычных», после чего на его месте можно будет строить что угодно.

— Чтобы исключить здание из такого реестра, потребуется историко­культурная экспертиза, но ее сейчас вряд ли можно сделать, — пояснил «Речи» сотрудник комитета историко­культурного наследия, не пожелавший представиться.

— Кто ее должен оплачивать?

— Эти вопросы должно регулировать положение, которое пока не разработано. Срок там до 2010 года. Пока нет положения, не сделать и экспертизы. Мы сами работаем с января, опыта по таким делам практически никакого нет. Пусть пишут нам заявление с приложением строительных экспертиз, после чего будем разбираться.

— Но шансы есть?

— Шансов мало. Здание, в принципе, можно исключить из реестра в случае его полной утраты…

— То есть его дожечь надо?

— Нет, если они его сожгут, то будут восстанавливать только в том же виде, в каком было, то есть из дерева, в тех же габаритах и так далее.

По словам ведущего специалиста ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры» (Вологда), закрепленного за Череповцом, Анатолия Ермакова, построить на месте бывшего офиса КПРФ многоэтажное здание не получится в любом случае. Предпринимателям предложено возвести примерно такое же одноэтажное строение: допускаются разве что отклонения в плане использования не дерева, а более огнестойких материалов.

— Замечательный мог бы получиться одноэтажный офис, и что они все гонятся за высотными зданиями? — рассуждает Анатолий Ермаков. — Нужно сделать обмерные чертежи, добиться разрешения на снос, если восстановление невозможно, и построить такое же здание. Несколько этажей никто делать не даст точно, сейчас с этим очень строго стало.

— Одного этажа нам маловато будет, — констатирует Галина Родина. — Может быть, кто­то это здание все­таки купит, кому именно столько места нужно…

— Мы категорически против того, чтобы это здание сносили и строили на его месте офис, — заявил «Речи» лидер череповецких коммунистов Валерий Зинин. — Мы должны помнить свою историю такой, какая она есть, и не допускать больше ошибок. Конечно, наше бывшее здание не должно было в свое время вообще уходить в частные руки, хотя мы понимаем, что власти тогда просто исполняли закон…

— Не надо его сносить, и офис тут тоже не надо — пробурчал неизвестный бомж, которого мы застали мирно отдыхающим внутри развалившегося здания. — Я тут живу.

Андрей Ненастьев
№137(22300)
28.07.2008

Источник: Газета «Речь»