25 июля 2008 года. 11:49

Значение Православия для современной молодежи

Когда великого французского писателя, Франсуа Мориак, спросили — в чем он видит надежду на выход из тупика, в котором оказалось современное человече­ство, писатель ответил: «Единственная светлая точка в будущем человечества — это пробуждение веры у современной русской интеллигенции». Такой неожиданный ответ известного французского академика имеет исключительное значение. Мориак — римокатолик, человек западной культуры, полагает надежды не на западную цивилизацию и ее плоды, как можно было бы ожидать, но на веру, которая просыпается в распятом православном русском народе. Вероятно, перед смертью он почувствовал всю притягательность Православия, и был не единственным в Европе, кто ощутил эту его исключительную силу.
Православие на Западе долго оставалось в забвении, если не сказать — в презрении. Для того чтобы Запад оказался способен понять, что за сила заключена в кажущейся «неэффективности» восточного православного христианства, должны были произойти огромные потрясения и в истории западной цивилизации, и в истории Православного Востока.

В Новом Завете мы находим вопрос, который, как нам кажется, человек западного менталитета, сформированного протестантским и римским христианством, веками задавал христианскому Востоку — Нафанаил задает его апостолу Филиппу. После того как апостол Филипп рассказывает Нафанаилу о том, что они нашли долгожданного Мессию, тот удивленно спрашивает: «Из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему, пойди и посмотри!» И после встречи с Христом Нафанаил восклицает: «Равви! Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев» (Ин. 1, 43­49).

Подобное недоуменное отношение к Православному Востоку было характерно для культурно развитого Запада на протяжении многих столетий: с Востока, униженного, истоптанного турецким, татар­ским игом, а позже — современной атеистической идеологией — может ли быть что доброе?! Многие разделяют это мнение и сейчас.

В чем же заключена эта притягательная сила Православия? Что его поддерживает и хранит, что вечно его возрождает? Православие — истинное прославление Бога в человеке и человеком; прославление человека в Боге и Богом; прославление Его непреходящей вечной славы — той славы, которую уготовал Господь от века любящим Его. Истинные вера и добродетель неразделимы между собой, так же, как Бог и человек неразделимы в Самом Христе. Так же, как дерево без корней не может расти и плодоносить, так и без истинной веры не может быть плодоносной жизни.

Православная Церковь — единая и святая, апостольская и соборная. Единая потому, что полагает основание на едином Боге Отце, Сыне и Святом Духе, святая потому, что призвана наполняться святостью единого Бога «единого Святого». Апостольская потому, что стоит на проповеди и предании двенадцати апостолов Христовых, апостольском преем­стве. Соборная потому, что собирает в себе, соединяет Бога и человека, людей и ангелов. Призывает все народы земные стать единым народом Божиим, чтобы все «были едино», как Отец и Сын и Дух Святой, сохраняя при этом свои особенности, свои дары.

Все эти свойства и такой характер делают Православную Церковь современной всегда. Еще в прошлом веке великий русский православный богослов Алексей Хомяков справедливо отметил, что Церковь не является некой авторитарной властью. Авторитет это — нечто внешнее, а власть всегда несет в себе насилие, Церковь не обладает ни видимой властью, ни внешним авторитетом. В Православной Церкви существует свой порядок, устав, но порядок и власть — не одно и то же, Православная Церковь ни разу не поддалась искушению господ­ством и властью. Главная ее цель и призвание — нести свет и святость, спасение миру. Она существует в мире не для того, чтобы мир служил ей, но чтобы послужить миру и, подобно Христу, приносить себя в жертву «за жизнь мира».

Христос в Православии открывается и исповедуется как сокровенная тайна и истина жизни, истина, требующая всей полноты жизни в ней, но никогда как внешняя власть и сила. Однажды и навсегда сказал Он Своим последователям: «Кто хочет следовать за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и ступай за Мной». Именно такая ненасиль­ственность и привлекает молодые души.

Никогда еще человек не подвергался такому давлению и манипулированию, как в наше время. К сожалению, в истории существует немало примеров манипулирования людьми, не только во имя безбожия, но во имя ложных богов, искаженных понятий о Боге. Красота православного Христа заключена именно в Его бесконечном уважении человеческой личности и человеческой свободы, в Его Боже­ственной деликатности. С другой стороны, это безграничное уважение человека и его свободы обязывает и призывает к такой же безграничной жертве, какой была Христова жертва и Его богочеловеческая любовь. Православная Церковь обладает еще одним свойством, имеющим исключительно важное значение для воспитания молодежи. Она с самого начала по самой природе своей — Церковь мучеников. Сам Христос — верный свидетель Истины, которую Он Сам свидетельствует распятием и мученической кровью. И подобно Своему свидетельству об Отце Небесном, Он посылает в мир Своих последователей, чтобы они стали Его верными свидетелями до конца времен. Такими свидетелями стали Его апостолы, святые мученики и все святые, одни свидетельствовали о Господе своим словом, делом и мученической кровью, другие тем, что называется «мученичеством совести», бескровным мученичеством, то есть непрестанным духовным подвигом, терпением, борьбой со страстями, со всяким злом в себе и вокруг себя. Тех, кто свидетельствовал о Христе своей кровью, было множест­во во все времена, но мы с уверенностью можем сказать, что ни одна эпоха не дала столько мучеников, свидетелей своей верности и любви к Нему, как наше столетие. Откуда это мученичество Православной Церкви? Единственный правильный ответ на этот вопрос дает святой Макарий Египетский — «Где Дух Святой, там и гонение». То есть там, где Истина, где истинная Церковь, как носитель и хранитель Духа Святого, там возникают самые страшные гонения, потому что исконная цель зла — изгнание из мира и человека Духа Святого. История свидетельствует, что Православная Церковь была и есть гонимая Церковь. Как это ни парадоксально, но это самое сильное доказательство того, что она Церковь истинная, что ее действительно ведет и хранит непобедимая сила Духа Святого. Очевидно, что и сегодняшняя миссия Церкви в мире имеет спасительное и искупительное значение. Православие сегодня, так же, как когда­то распятый и уничиженный Христос, открывает современному миру, в чем его спасение и полнота. Его «ранами» сегодня, как когда­то Христовыми, исцеляются «раны» мира. Это распятие Православия и жертвенная голгофская любовь, которую православные свидетельствуют собственной кровью, и есть тот елей всечеловече­ской любви, «любви, которая не ищет своего», который Православие щедро изливает в мир, как единственное лекарство от ран, болезней и зла.

Подчеркнем еще одно важное свойство Православия, благодаря которому оно вечно возрождается и воскресает. Православная Церковь — Церковь святого евхаристического общения. Христос Своими Телом и Кровью, которыми мы причащаемся на Литургии, присутствует среди нас и в нас, силой Духа Святого. Именно в Литургии Христос является и открывается как жертвенная любовь и вечное человеколюбие, именно на Литургии мы учимся у Него изо дня в день «сами себя и весь живот свой Христу Богу» предавать, принимая от Него Самого эту любовь, как единственный путь жизни, жизни в бесконечном взаимном боголюбии и человеколюбии. На Литургии мы в каждом узнаем своего вечного брата во Христе Боге, единственном человеколюбце, на Литургии происходит истинное человеческое единение, настоящее человеческое общение и единение людей с Богом. В Литургии вся жизнь Церкви, жизнь всех Ее членов достигает своей полноты и совершенства.

Церковь, как евхаристическая община, утоляет жажду современного человека, — а молодого особенно, — жажду истинного общения и единения. В ней открывается и даруется великая тайна самоотверженной чистой любви, как высшая тайна жизни.

Митрополит Черногорско­Приморский Амфилохий (Радович)
№136(22299)
25.07.2008

Источник: Газета «Речь»