Николай Тихомиров: «Надо осторожно подходить к инициативам по предоставлению новых льгот»
18 июля председатель Законодательного собрания области ответил на вопросы журналистов в ходе прессконференции, которую Николай Тихомиров каждый год дает накануне депутатских каникул. «Речь» публикует наиболее интересные ответы спикера областного парламента.
— Как вы оцениваете значение трехлетнего бюджета области, который будет обсуждаться депутатами Законодательного собрания этой осенью?
— Трехлетнее планирование говорит об экономической стабильности. Я помню те времена, когда мы осенью не могли принять бюджет, свести концы с концами. Мы в течение двух лет вступали в новый год без утвержденного бюджета. Трехлетний бюджет — это лучшее планирование основных направлений. Это хорошо и для тех, кто заключает контракты по государственному заказу: одно дело — на год или меньше, другое — уверенность в том, что будет финансирование на более долгий срок. Я думаю, проект бюджета на три года будет внесен в Законодательное собрание раньше, чем вносился бюджет на один год. Для нас это впервые. Тонкости голосования и процедуры мы разложим по полочкам в сентябре. Это не означает, что, утвердив бюджет на три года, мы не можем его корректировать. В этом его смысл и заключается.
— В своем обращении к депутатам Законодательного собрания губернатор Вячеслав Позгалев предложил им сделать своеобразную ревизию социальных обязательств области. Как это отразится на бюджете следующего года? Будет ли сокращен объем предоставляемых льгот?
— В первую очередь Позгалев коснулся 10процентного норматива по оплате ЖКХ. Сказал о том, что надо посмотреть более дифференцированно, кто может платить за коммунальные услуги сполна, а кто нет. Что касается всех социальных обязательств, конечно, они будут финансироваться. Но надо более осторожно подходить к инициативам по предоставлению новых льгот. Бюджет не безграничен. А вообще, любой бюджет социально ориентирован. Задача власти в том, чтобы собрать налоги, сформировать бюджет и профинансировать организации, которые не зарабатывают деньги, некоммерческие.
— На недавней сессии депутаты «делили» 8 миллиардов дополнительных доходов. И некоторые из них вновь говорили о недостаточно хорошей работе по планированию — почему этого нельзя было предусмотреть раньше?
— По поводу планирования я всегда говорю так: выйди на улицу, спроси каждого. Вот, мол, получены дополнительные доходы — это плохо или хорошо? Что ответят? Конечно, надо стремиться к более точным прогнозам. Но одно дело — Госплан, а другое — планирование при частной собственности. Кто планировал, что нефть будет столько стоить? И если представить, что у вас собственная фирма и вас попросят сказать, сколько вы рассчитываете заработать, — наверное, вы дадите прогноз чуть ниже оптимистичного?
— Предпримет ли какието конкретные шаги законодательная власть области для поддержки малого и среднего бизнеса на территории Вологодчины?
— Правительством области подготовлен законопроект о развитии предпринимательства в Вологодской области. После каникул мы начнем его обсуждение. Мы готовы создать необходимые условия, гдето оказать помощь — в рамках соблюдения законодательства.
— Как вы относитесь к переходу разных бюджетных сфер деятельности на собственные принципы оплаты труда работников?
— Когда труд всех оценивается по единой тарифной сетке — это неправильно. В каждой специальности должна учитываться своя специфика. Главный принцип — в том, что новая система не должна сделать так, чтобы люди стали меньше получать. Она должна мотивировать заработать деньги.
— Пока только Череповец и два сельских поселения Череповецкого района подали заявки на получение денег из Фонда содействия развитию ЖКХ. Другие образования не выполнили ряд требований, предусмотренных законом. Законодательное собрание както контролирует эти вопросы?
— Сейчас готовится заявка номер два. Очень активно работает над этим Вологда. На второе полугодие запланированы публичные депутатские слушания по этой теме. Нужно посмотреть, как власть на местах работает. На слушаниях наши предложения обязательно будут высказаны.
— Как вы оцениваете деятельность бывшего главы Вологды Алексея Якуничева?
— Наверное, сложно однозначно оценивать работу любого из нас, чиновников. Вы вспомните, что значило быть главой города в 90х? Это годы, когда была политическая нестабильность, невыплаты зарплаты, банкротство предприятий… Я отдаю должное выдержке главы, потому что от этого очень много зависело. Конечно, хотелось бы, чтобы Вологда развивалась более динамично, более быстро, чтобы быстрей строились спортивные комплексы, жилье, решались вопросы с аварийным и ветхим жильем. Я в целом оцениваю его работу за все годы удовлетворительно. А новому главе что я могу пожелать — более активно работать над благоустройством города. Проблемы города родились не вчера. В Череповце — я знаю, как город строился — были крупные заказчики. Какой был бум строительства с 1974 года, с рождения «Аммофоса». В этом отношении Вологде было сложней. Вологжане заслужили, чтобы город более быстрыми темпами преображался, чтобы было красиво и комфортно. Но для этого надо очень много сделать, в том числе самим вологжанам.
— Президент Татарстана недавно заявил о том, что стоило бы обсудить возвращение к выборам губернаторов. Каково ваше мнение?
— Я считаю, это делать нецелесообразно. С февраля 2005 года началось наделение полномочиями губернаторов через законодательные органы по представлению президента. Эта система должна устояться. Мы не в игрушки играем, роль высшего должностного лица региона очень серьезна. В дальней перспективе вопрос возвращения к выборам рассматривать можно. Когда жизнь улучшится и многие проблемные вопросы будут решены, местное самоуправление наберет обороты — вот тогда, с точки зрения демократичности, почему бы и нет? С другой стороны, когда ввели изменения схемы наделения властными полномочиями губернаторов, появилось очень много предложений о назначении мэров областных центров, чтобы прослеживалась вертикаль исполнительной власти. Мы сегодня пока еще имеем много проблем, и вертикаль работает более эффективно. На мой взгляд, примеры, когда президент представляет парламентам кандидатуры, положительны. Здесь есть заслуга хорошего отбора. Я твердо убежден: на роль губернатора может претендовать только человек очень подготовленный, не каждый может тут работать. Когда я работал на «Северстали», во времена Горбачева мы выбирали руководителей вплоть до начальников цехов. Сколько наломали дров! Вместо хороших специалистов выбирали тех, кто много обещал. Через годполтора такого руководителя снимали за развал работы или он сам уходил.
— Как реагируют федеральные органы власти на обращения Законодательного собрания области?
— За два с половиной года мы приняли 31 обращение. Ответов получили 17. Из них 12 — отрицательные. Пять ответов — полностью или частично предложения были учтены. В целом у меня есть мысль обратиться к председателю правительства России с анализом этой работы, чтобы показать, как реагируют, чтобы там получше относились к нам. Мы ведь по серьезным вещам обращения принимаем.
Но с другой стороны, когда мы в своем обращении предложили принять меры для борьбы с ростом цен на бензин, наш сенатор Валерий Федоров после этого через день или два доложил, что вопрос рассмотрен. Они обратились в ФАС, потом Путин сказал: если не будут приняты меры, возможны кадровые решения. ФАС зашевелилась немного.
— Руководитель вологодского управления Федеральной антимонопольной службы Александр Сазонов депутатами Законодательного собрания был очень жестко раскритикован за свою деятельность. Но понимают ли депутаты, что одна ФАС с подорожанием бензина ничего сделать не может?
— Депутаты понимают. Но ФАС не должна говорить, что такое вот, мол, законодательство, что ничего нельзя сделать. И Сазонов после с этим согласился. Что толку в письмах — езжай в Москву, добивайся встреч и так далее. Под лежачий камень вода не течет. Конечно, более эффективно надо было работать. Я согласен с тем, что такие вопросы, как цены на топливо, надо решать в целом. Но ФАС для того и есть, чтобы в этой работе играть первую скрипку.
— Сейчас много говорят о грядущем повышении транспортного налога. А некоторые чиновники предлагают включать этот налог в стоимость бензина.
— Это не новое предложение. С одной стороны, оно рационально: чем более мощная у тебя машина, тем больше бензина сжигаешь, тем больше налог. Такое предложение было у депутатов Свердловской Думы, есть опыт других стран. Что касается увеличения налога, все у нас должно решаться в соответствии с Налоговым кодексом. На сегодня он говорит о том, что ставки налога в регионах устанавливаются в зависимости от мощности двигателя и не могут превышать более чем в пять раз ставки, установленные кодексом. У нас в Вологодской области уже есть пятикратный размер. Новое повышение ставок потребует изменений в федеральном законодательстве. Если это будет сделано, мы можем обсуждать повышение. Но сплеча рубить нельзя — надо думать о доходе людей.
— Какие инициативы федеральных или региональных органов власти за последнее время показались вам интересными?
— Безусловно, те, что связаны с социальными вопросами — пенсии наших ветеранов, в первую очередь. И те, которые говорят о внимании властей к семье.
Алексей Варламов
№135(22298)
24.07.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →