24 июля 2008 года. 10:03

Николай Тихомиров: «Надо осторожно подходить к инициативам по предоставлению новых льгот»

18 июля председатель Законодательного собрания области ответил на вопросы журналистов в ходе пресс­конференции, которую Николай Тихомиров каждый год дает накануне депутатских каникул. «Речь» публикует наиболее интересные ответы спикера областного парламента.
— Как вы оцениваете значение трехлетнего бюджета области, который будет обсуждаться депутатами Законодательного собрания этой осенью?

— Трехлетнее планирование говорит об экономической стабильности. Я помню те времена, когда мы осенью не могли принять бюджет, свести концы с концами. Мы в течение двух лет вступали в новый год без утвержденного бюджета. Трехлетний бюджет — это лучшее планирование основных направлений. Это хорошо и для тех, кто заключает контракты по государственному заказу: одно дело — на год или меньше, другое — уверенность в том, что будет финансирование на более долгий срок. Я думаю, проект бюджета на три года будет внесен в Законодательное собрание раньше, чем вносился бюджет на один год. Для нас это впервые. Тонкости голосования и процедуры мы разложим по полочкам в сентябре. Это не означает, что, утвердив бюджет на три года, мы не можем его корректировать. В этом его смысл и заключается.

— В своем обращении к депутатам Законодательного собрания губернатор Вячеслав Позгалев предложил им сделать своеобразную ревизию социальных обязательств области. Как это отразится на бюджете следующего года? Будет ли сокращен объем предоставляемых льгот?

— В первую очередь Позгалев коснулся 10­процентного норматива по оплате ЖКХ. Сказал о том, что надо посмотреть более дифференцированно, кто может платить за коммунальные услуги сполна, а кто нет. Что касается всех социальных обязательств, конечно, они будут финансироваться. Но надо более осторожно подходить к инициативам по предоставлению новых льгот. Бюджет не безграничен. А вообще, любой бюджет социально ориентирован. Задача власти в том, чтобы собрать налоги, сформировать бюджет и профинансировать организации, которые не зарабатывают деньги, некоммерческие.

— На недавней сессии депутаты «делили» 8 миллиардов дополнительных доходов. И некоторые из них вновь говорили о недостаточно хорошей работе по планированию — почему этого нельзя было предусмотреть раньше?

— По поводу планирования я всегда говорю так: выйди на улицу, спроси каждого. Вот, мол, получены дополнительные доходы — это плохо или хорошо? Что ответят? Конечно, надо стремиться к более точным прогнозам. Но одно дело — Госплан, а другое — планирование при частной соб­ственности. Кто планировал, что нефть будет столько стоить? И если представить, что у вас собственная фирма и вас попросят сказать, сколько вы рассчитываете заработать, — наверное, вы дадите прогноз чуть ниже оптимистичного?

— Предпримет ли какие­то конкретные шаги законодательная власть области для поддержки малого и среднего бизнеса на территории Вологодчины?

— Правительством области подготовлен законопроект о развитии предпринимательства в Вологодской области. После каникул мы начнем его обсуждение. Мы готовы создать необходимые условия, где­то оказать помощь — в рамках соблюдения законодательства.

— Как вы относитесь к переходу разных бюджетных сфер деятельности на собственные принципы оплаты труда работников?

— Когда труд всех оценивается по единой тарифной сетке — это неправильно. В каждой специальности должна учитываться своя специфика. Главный прин­цип — в том, что новая система не должна сделать так, чтобы люди стали меньше получать. Она должна мотивировать заработать деньги.

— Пока только Череповец и два сельских поселения Череповецкого района подали заявки на получение денег из Фонда содействия развитию ЖКХ. Другие образования не выполнили ряд требований, предусмотренных законом. Законодательное собрание как­то контролирует эти вопросы?

— Сейчас готовится заявка номер два. Очень активно работает над этим Вологда. На второе полугодие запланированы публичные депутатские слушания по этой теме. Нужно по­смотреть, как власть на местах работает. На слушаниях наши предложения обязательно будут высказаны.

— Как вы оцениваете деятельность бывшего главы Вологды Алексея Якуничева?

— Наверное, сложно однозначно оценивать работу любого из нас, чиновников. Вы вспомните, что значило быть главой города в 90­х? Это годы, когда была политическая нестабильность, невыплаты зарплаты, банкротство предприятий… Я отдаю должное выдержке главы, потому что от этого очень много зависело. Конечно, хотелось бы, чтобы Вологда развивалась более динамично, более быстро, чтобы быстрей строились спортивные комплексы, жилье, решались вопросы с аварийным и ветхим жильем. Я в целом оцениваю его работу за все годы удовлетворительно. А новому главе что я могу пожелать — более активно работать над благоустройством города. Проблемы города родились не вчера. В Череповце — я знаю, как город строился — были крупные заказчики. Какой был бум строитель­ства с 1974 года, с рождения «Аммофоса». В этом отношении Вологде было сложней. Вологжане заслужили, чтобы город более быстрыми темпами преображался, чтобы было красиво и комфортно. Но для этого надо очень много сделать, в том числе самим вологжанам.

— Президент Татарстана недавно заявил о том, что стоило бы обсудить возвращение к выборам губернаторов. Каково ва­ше мнение?

— Я считаю, это делать нецелесообразно. С февраля 2005 года началось наделение полномочиями губернаторов через законодательные органы по представлению президента. Эта система должна устояться. Мы не в игрушки играем, роль высшего должностного лица региона очень серь­езна. В дальней перспективе вопрос возвращения к выборам рассматривать можно. Когда жизнь улучшится и многие проблемные вопросы будут решены, местное самоуправление наберет обороты — вот тогда, с точки зрения демократичности, почему бы и нет? С другой стороны, когда ввели изменения схемы наделения властными полномочиями губернаторов, по­явилось очень много предложений о назначении мэров областных центров, чтобы прослеживалась вертикаль исполнительной власти. Мы сегодня пока еще имеем много проблем, и вертикаль работает более эффективно. На мой взгляд, примеры, когда президент представляет парламентам кандидатуры, положительны. Здесь есть заслуга хорошего отбора. Я твердо убежден: на роль губернатора может претендовать только человек очень подготовленный, не каждый может тут работать. Когда я работал на «Северстали», во времена Горбачева мы выбирали руководителей вплоть до начальников цехов. Сколько наломали дров! Вместо хороших специалистов выбирали тех, кто много обещал. Через год­полтора такого руководителя снимали за развал работы или он сам уходил.

— Как реагируют федеральные органы власти на обращения Законодательного собрания области?

— За два с половиной года мы приняли 31 обращение. Ответов получили 17. Из них 12 — отрицательные. Пять ответов — полностью или частично предложения были учтены. В целом у меня есть мысль обратиться к председателю правительства России с анализом этой работы, чтобы показать, как реагируют, чтобы там получше относились к нам. Мы ведь по серь­езным вещам обращения принимаем.

Но с другой стороны, когда мы в своем обращении предложили принять меры для борьбы с ростом цен на бензин, наш сенатор Валерий Федоров после этого через день или два доложил, что вопрос рассмотрен. Они обратились в ФАС, потом Путин сказал: если не будут приняты меры, возможны кадровые решения. ФАС зашевелилась немного.

— Руководитель вологодского управления Федеральной антимонопольной службы Александр Сазонов депутатами Законодательного собрания был очень жестко раскритикован за свою деятельность. Но понимают ли депутаты, что одна ФАС с подорожанием бензина ничего сделать не может?

— Депутаты понимают. Но ФАС не должна говорить, что такое вот, мол, законодательство, что ничего нельзя сделать. И Сазонов после с этим согласился. Что толку в письмах — езжай в Москву, добивайся встреч и так далее. Под лежачий камень вода не течет. Конечно, более эффективно надо было работать. Я согласен с тем, что такие вопросы, как цены на топливо, надо решать в целом. Но ФАС для того и есть, чтобы в этой работе играть первую скрипку.

— Сейчас много говорят о грядущем повышении транспортного налога. А некоторые чиновники предлагают включать этот налог в стоимость бензина.

— Это не новое предложение. С одной стороны, оно рационально: чем более мощная у тебя машина, тем больше бензина сжигаешь, тем больше налог. Такое предложение было у депутатов Свердловской Думы, есть опыт других стран. Что касается увеличения налога, все у нас должно решаться в соответствии с Налоговым кодексом. На сегодня он говорит о том, что ставки налога в регионах устанавливаются в зависимости от мощности двигателя и не могут превышать более чем в пять раз ставки, установленные кодексом. У нас в Вологодской области уже есть пятикратный размер. Новое повышение ставок потребует изменений в федеральном законодательстве. Если это будет сделано, мы можем обсуждать повышение. Но сплеча рубить нельзя — надо думать о доходе людей.

— Какие инициативы федеральных или региональных органов власти за последнее время показались вам интересными?

— Безусловно, те, что связаны с социальными вопросами — пенсии наших ветеранов, в первую очередь. И те, которые говорят о внимании властей к семье.

Алексей Варламов
№135(22298)
24.07.2008

Источник: Газета «Речь»