24 июля 2008 года. 10:03

15 рублей за проезд в автобусе

Такую сумму называют частные перевозчики Череповца и грозятся снять автобусы с линий
Частные предприниматели, занимающиеся пассажирскими перевозками, обратились к городским властям с просьбой пересмотреть тарифы на проезд в общественном транспорте. Одна из главных причин — резкий скачок цен на ГСМ, в частности на дизтопливо. При тарифе в 10 рублей за одну поездку литр дизельного топлива сейчас стоит 26 руб. Частники заявляют, что они на грани разорения.

— Сегодня утром к нам поступила информация, пока неофициальная, о том, что частные перевозчики останавливают работу автобусов с большим потреблением дизельного топлива, — сообщил вчера мэр Олег КУВШИННИКОВ на пресс­конференции журналистам городских СМИ. — Одна из причин — рост цен на ГСМ. Как следствие, резкое снижение рентабельности пассажирских перевозок, увеличение убытков. Новость для меня неожиданная, по­скольку мы договорились с перевозчиками, что до конца года тарифы на проезд в общественном транспорте менять не будем. Сегодня я дал указание финансовому управлению и транспортному отделу мэрии провести тщательное расследование, досконально проанализировать создавшуюся ситуацию, темпы роста цен на ГСМ, структуру себестоимости наших автотранспортных предприятий, в том числе и муниципальных, и выяснить, что происходит.

Действительно, новость прозвучала как гром среди ясного неба. Последний раз цена на проезд в общественном транспорте выросла «мягко»: с 1 января 2008 года за билет вместо 9 руб. мы стали платить 10 руб. (хотя перевозчики просили больше). К хорошему привыкаешь быстро. И мы давно привыкли, что общественный транспорт в Череповце ходит как часы. Вплотную заниматься проблемами общественного транспорта городские власти начали еще при мэре Вячеславе Позгалеве, продолжил начатое мэр Михаил Ставров­ский. Вот уже больше десяти лет Череповец не без основания гордится стабильностью ситуации. Пассажирские автобусы курсируют по городу регулярно с интервалом в 2 — 3 минуты. Цена проезда в общественном транспорте одинакова для всех перевозчиков: и для частников, и для муниципальной автоколонны № 1456 (чем не может по­хвастаться, к примеру, Вологда). А цена билета никогда не вызывала резкого недовольства населения, поскольку даже с учетом ежегодного увеличения не била резко по карману горожан. Приемлемой и по сей день считают пенсионеры цену льготного 200­рублевого проездного. Нас все устраивает. А что не устраивает перевозчиков?

Веские аргументы индивидуальные предприниматели изложили в письменном обращении к мэру Олегу Кувшинникову. Приведем ряд из них в сокращенном варианте. «Мы перевозим льготных пассажиров, не получая компенсацию в полном объеме». «200­рублевый льготный проездной и установленная стоимость проезда в автобусе в 10 рублей не окупает наших затрат». «При цене на билет в 6 руб. цена 1 литра дизельного топлива составляла 8 руб. 50 коп., сейчас при цене в 10 руб. за поездку цена дизтоплива 24 руб. 70 коп.» (по последним данным — 26 руб.).

«Зарплата водителя и кондуктора определяется процентом от полученной выручки, увеличение же эксплутационных расходов не дает возможности выплачивать людям достойную зарплату, в результате чего люди увольняются». «Подорожали масло, авторезина, запчасти и материалы». И как вывод: «По нашим подсчетам, реальная себестоимость перевозки в городе сегодня составляет 14 рублей, для качества обслуживания пассажиров стоимость проезда должна быть не ниже 15 рублей». Под обращением подписались 68 предпринимателей.

Мы попросили прокомментировать ситуацию руководителя одного из крупных частных перевозчиков в городе — ООО «Новотранс».

— Думаю, убытки терпят не только частные перевозчики, но и муниципальная автоколонна, — говорит директор ООО «Новотранс» Владимир НАЗАРКОВ. — Сегодня частные перевозчики сами недовольны тем, что пришли к необходимости повышения цены проезда. Причина одна — резкий скачок цен на ГСМ. На топливо перевозчики тратят 42 % выручки. То есть почти половину того, что люди собирают на маршруте, они отвозят на заправки. По сути, автобусы являются сборщиками денег для топливных компаний. В этом году практически рухнула программа обновления автобусного парка. Многие взяли кредиты на эти цели и не могут их вернуть. По­этому непринятие мер, пусть и непопулярных среди населения, может привести к необратимым процессам.

Как утверждают частные перевозчики, сегодня нерентабельны уже практически все городские маршруты. По словам Владимира Назаркова, 39­й маршрут вообще возит пассажиров за свой счет. В числе терпящих ощутимые убытки — №№ 31, 27, 23, 202. К слову, особенно обидно для перевозчиков то, что 2 марта 2008 года, в день выборов президента (о чем тоже говорится в письме к мэру), они возили горожан бесплатно в надежде на компенсацию их затрат со стороны властей. Однако до сих пор перевозчики не получили ни копейки.

Кстати, у «муниципалов» положение не лучше, чем у частников. Говорит Евгений ДЕМИН, директор МУП «Череповецкая автоколонна № 1456»:

— Мы прибыль не получаем. У нас за первый квартал убытки 7 млн руб. За полугодие еще нет данных. Наши маршруты и раньше были нерентабельны. О какой прибыли говорите? Экономим на чем можем, в том числе и на зарплате.

Как мы уже говорили выше, мэр Олег Кувшинников отдал распоряжение финансовому управлению и транспортному отделу мэрии тщательно проанализировать ситуацию с себестоимостью городских пассажирских перевозок.

— Мы этим занимаемся, — говорит Игорь Волков, начальник транспортного отдела, — финуправление обсчитывает себестоимость, затраты предприятий на обновление автопарка, приобретение ГСМ и прочее. Ситуация действительно сложилась непростая. В декабре прошлого года, когда мы утверждали тариф в 10 рублей, при расчетах учитывалась цена за 1 литр дизельного топлива в размере 17 рублей, а сейчас 1 литр дизтоплива это 26 руб. Топливо растет ежедневно, солярка стоит дороже марки 95­го бензина — абсурд!

Татьяна Ковачева
№135(22298)
24.07.2008

Источник: Газета «Речь»