14 июля 2008 года. 07:43

Назад — в будущее

Смена поколений: движение по нисходящей?
Сегодня политика государства направлена на увеличение рождаемости. Но в погоне за «количеством» не теряем ли мы «качество»? Например, уже никто не удивляется, увидев ребенка с сигаретой и бутылкой пива в руке. Почему это происходит? Наше общество деградирует? Мы решили узнать мнения людей, имеющих непосредственное отношение к процессу воспитания.

По нашей просьбе ситуацию комментирует Надежда ПОВЫШЕВА, преподаватель ЧГУ:

— Я не считаю, что деградация общества происходит в полной мере. Да, в целом показатель образования падает, но это связано не с ухудшением всего поколения, а с тем, что выросла необходимость в получение высшего образования. Теперь учиться в институте стало не столько престижным, сколько необходимым. В институт пытаются поступить все старшеклассники.

Получать высшее образование стало легче, чем десять лет назад. Теперь каждый, кто не смог поступить в бюджетную группу, может выбрать себе специальность на платном обучении. Раньше такого не было, учились только те, кому было реально необходимо образование.

И в моральном же плане — я тоже не могу твердо сказать, что ребята стали хуже. Конечно, некоторые ценности поменялись, но и амбиций стало больше. Теперь для того чтобы что­то заполучить, ребята прикладывают намного больше усилий, чем другое поколение в их возрасте.

С преподавателем согласны и студенты. Они не считают, что их поколение является свидетельством деградации общества. Однако сам факт деградации не отрицают — и связывают ее с более молодым поколением. Они предполагают, что изменения стали происходить в период перестройки. Когда стало больше свободы и возможностей.

Говорит преподаватель средней школы № 10 Надежда КОСТЮК, учитель русского языка и литературы с тридцатилетним стажем:

— Количество «слабых» ребят возросло. В среднем звене (8 — 9 классы) дети не то что не знают элементарных понятий — например, что такое «эволюция», «эпоха», — но даже не могут выражать свои мысли последовательно, в виде самостоятельных суждений. Они отвечают односложными предложениями. Недостаток развития речи и несамостоятельность мышления проявляются в слабости творческих работ. Кроме этого, результаты ЕГЭ с каждым годом становятся хуже. Все это свидетельствует о деградации поколений. Но нельзя сказать, что она полная; есть классы, в которых этих проблем нет. Все зависит от формирования класса. Если большинство ребят положительные, то остальные подражают им, и наоборот. Если в классе, например, большинство ребят курит, то и остальные тоже начнут. Как говорится, пример заразителен. Например, мат на уроках — теперь обычное явление.

Большая вина лежит на родителях. В школе ребенок проводит четвертую часть суток. Где он проведет остальное время — зависит от родителей.

Светлана ОЖИГИНА, заместитель директора по учебно­воспитательной работе средней школы № 5:

— Родителям сейчас проще включить мультфильмы и не заниматься с детьми. Но их можно понять: нужно выживать, они очень много работают, и на детей ни времени, ни сил не остается. Это рождает чувство безответственности. Им проще пристроить детей к бабушкам или в группу продленного дня. Это привело к тому что, что дети, которые сегодня приходят в начальную школу, безусловно, отличаются от тех, которые учились двадцать лет назад, когда я начинала работать. Большинство детей не хотят учиться. Они ищут более легкие пути. Им гораздо проще нажимать кнопки на компьютере, чем приложить некоторые усилия, в том числе и интеллектуальные. Именно в этом и проявляется деградация: дети не хотят работать с книгами и заставлять себя проявлять волю, прикладывать усилия.

В настоящее время изменилось даже само понятие «учитель». Если раньше это был человек, чье мнение неоспоримо, то теперь любой ученик может поставить свои условия и вступить в дискуссию с педагогом.

Десять лет назад в любом третьем классе, состоящем из 40 человек, стабильно учились на отлично 4 — 5 школьников. Сейчас столько же отличников приходится примерно на 100 человек. Ситуация в первых классах еще более пугающая: десять лет назад из 36 человек 30 занимались на 4 и 5, сейчас в 14 начальных классах (350 человек) — 8 отличников.

В нашей школе в первом классе по стандартной школьной программе не может обучаться треть учеников, а еще треть — середнячки, которые плавают с 3 на 4. Такая ситуация сохраняется на протяжении последних семи­восьми лет.

Деградация продолжается, и это пугает. Безусловно, нужно менять содержание образования, критерии оценок, менять форму выдачи аттестата, в том числе выдавать его с неудовлетворительными оценками. Нужно искать новые подходы к образованию, иначе последствия будут ужасающими.

Александр ФИЛИЧЕВ, ученик 9в класса школы № 10:

— Я считаю, что на нас влияют взрослые. Мы привыкли к тому, что надо подражать старшим, поэтому копируем их отрицательные стороны. Курение, алкоголь, наркотики — это все от них. В нашей школе начиная с пятого класса многие ребята курят и даже не скрывают это. Влияние таких сверстников на других — очень велико. Даже отличники — и те начинают пить и курить. Я не знаю, можно ли это изменить. Надо начинать с семьи. И сделать так, чтобы алкоголь и табак не попадали в руки детям.

— Итак, школьники уже «привыкли» подражать в плохом взрослым. Когда успели? Когда все это начинается — с детского сада?

— Я полностью согласна с тем, что происходит деградация общества. На маленьких детях это очень заметно. Они еще не научились лукавить и врать. На них все «развитие» поколений можно увидеть без микроскопа, — рассказывает Надежда КОРЕПИНА, работающая воспитателем в детском саду № 21 уже 23 года. — С каждым поколением ухудшается поведение детей, знания, даже здоровье. Люди стали жить лучше, родители теперь во всем потакают детям, балуют их. А они, в свою очередь, быстро привыкают к этому. Если дома все внимание обращено на них, то и в детском саду дети требуют того же. Но у воспитателя не один ребенок, и внимание надо уделить каждому. Соответственно ухудшается поведение. В последнее время все больше становится агрессивных детей. Они недоброжелательны по отношению друг к другу. Теперь вместо того, чтобы копировать положительные качества, они копируют отрицательные — и друг у друга, и, в первую очередь, у родителей. Я считаю, что дети не виноваты в сложившейся ситуации, виноваты родители — и в слабом здоровье детей, и в плохом поведении. У нас в саду очень много ребят, которые состоят на учете у невропатолога.

Своей точкой зрения делится Наталья СМИРНОВА, мать двоих детей (сыну 24 года, дочери 15 лет):

— Сын старше дочки почти на десять лет, и разница в их поведении в одном и том же возрасте огромна. Сейчас Маша ведет себя свободно, непринужденно. Она делает все, чтобы показать мне свою независимость. Последнее слово всегда должно оставаться за ней. Иногда ее желания и просьбы огромны. Если она чего­то хочет, то сделает все, что бы я ей это дала или купила. Постоянно напоминает мне о демократии, о своих правах, о свободе слова. Но почему­то не помнит о своих обязанностях. Я не считаю, что в поведении Маши полностью моя вина. Мне кажется, что на ее поведение повлияла школа, знания, которые им дают там. Я не против образования, просто сама воспитывалась по­другому. Сын же был совсем не таким в ее возрасте. Всегда слушался, помогал мне. Был тихим, спокойным. Во многом виновато время. Именно оно диктует правила поведения. Нельзя обвинять в деградации общества родителей! Многие из них делают все, чтобы воспитать достойного человека. Но сейчас для многих детей мнение родителей ничего не значит. Они охотнее слушают своих сверстников или совсем чужих людей. Не знаю почему, но сейчас нет такого уважения к родителям, как раньше. Возможно, именно это и приводит к конфликтам детей и родителей, а отсюда — к деградации общества.

Дмитрий Годунов, Наталья Кротова
№127(22290)
14.07.2008

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

ТГК-2 назвало новые сроки включения горячей воды в центре Вологды

Водоснабжение должны были восстановить сегодня утром

Последнее в рубрике

Отопление веранды в межсезонье

Вологодская область характеризуется холодным климатом, особенно в осенне-зимний период, когда температура может опускаться ниже -20°C. Если у вас есть открытая веранда в загородном доме, важно правильно выбрать систему отопления, чтобы создать комфор