14 июля 2008 года. 07:43

В кругу избранных

В Японии Дмитрий Медведев дебютировал в ансамбле «большой восьмерки»
На японском острове Хоккайдо прошел очередной саммит «большой восьмерки», где президент России Дмитрий Медведев дебютировал в качестве члена этого «закрытого клуба». Вместе с ним главы США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Италии обсуждали проблемы выброса парниковых газов и поддержки развивающихся стран Африки, роста мировых цен на продовольствие и энергоресурсы, а также глобального финансового кризиса. Медведев изложил предложения Москвы по решению этих проблем, однако особого восторга они не вызвали. Ход дискуссий на саммите по сути подтвердил, что, несмотря на остроту ситуации, ведущие экономиче­ские державы не могут выработать единую позицию по борьбе с глобальными мировыми кризисами.

Лидеры «большой восьмерки» перед началом обсуждения вопросов защиты окружа­ющей среды и борьбы с вредными выбросами посадили по одному дереву нового селекционного вида лиственницы. Это растение, официально названное «чистой лиственницей», отличается особенно высоким уровнем по­глощения углекислого газа. Посадка деревьев, очевидно, задумывалась как наглядное подтверждение готовности «восьмерки» сообща бороться с парниковыми газами. Японские организаторы надеялись, что результаты саммита лягут в основу нового соглашения, которое заменит Киотский протокол, рассчитанный до 2012 года. Они предложили сократить выбросы парниковых газов до 2050 года аж вдвое. Однако из­за противоречий сторон ни один итоговый документ саммита не содержит упоминания о «базовом годе», от которого следует вести отсчет сокращения парниковых выбросов. Япония, которая пока не укладывается даже в рамки Киотского протокола, предлагает взять за основу уровень выбросов 2000 — 2005 годов. Европейские страны, наоборот, настаивают на том, чтобы оставить в силе 1990 год, определенный Киотским протоколом. Для Европы это более выгодно, так как в 1990­х годах к ЕС присоединились менее развитые в промышленном отношении восточноевропейские страны. В результате общеевропейская квота на вредные выбросы увеличилась. По оценкам специалистов Международного энергетического агентства, для выполнения задачи уполовинивания выбросов потребуются инвестиции космического масштаба — около 45 трлн долларов. Только на научные и исследовательские цели нужно до 100 млрд долларов ежегодно.

Целый день главы индустриально развитых стран посвятили Африке. К исходу восьмого года плотного интереса к этой части света представители «восьмерки» осознали, что одной финансовой помощью, которая согласно решению предыдущего саммита должна составить до 2010 года 60 млрд долларов, результатов добиться очень сложно. Несмотря на довольно хорошие темпы экономического роста и некоторое снижение числа вооруженных конфликтов, ситуация со здравоохранением и образованием в Африке не улучшилась на столько, на сколько рассчитывали страны «восьмерки». Слишком много средств уходит в песок коррупционноемких африканских режимов. И хотя на «восьмерке» был подготовлен очередной план действий по оказанию содей­ствия африканскому развитию, в российской делегации высказывали опасения, насколько Африка готова брать на себя ответственность за реализацию посвященных ей программ, а также налаживать механизмы взаимодействия между отдельными странами. Ведь теперь страны «восьмерки» хотят оказывать помощь не отдельным странам Африки, а направлять деньги на программы по образованию, подготовке кадров, борьбе с инфекционными заболеваниями.

Вообще­то приглашенных на саммит лидеров Алжира, Ганы, Сенегала, Нигерии, Танзании, Эфиопии и ЮАР интересовали больше не экологические проблемы, а продовольственный кризис. По данным Всемирного банка, продовольственная инфляция является причиной снижения ВВП на 5 — 10 % в этом ряде африканских стран. А рост цен на пшеницу, рис и кукурузу стоил развивающимся странам 324 млрд долларов. Африканцы считают, что во всем виноваты западные эксперименты с биотопливом. И даже если развивающиеся страны снимут ограничения на экспорт, это вряд ли решит продовольственную проблему. Дмитрий Медведев на саммите предложил свои рецепты удержания цен на зерно. «Нами было выдвинуто два новых предложения: о необходимости учреждения нового формата внутри «восьмерки» — формата, в котором принимают участие министры сельского хозяйства. Это предложение было поддержано», — пояснил президент России. Кроме того, по его словам, Россия высказалась за «проведение такой специальной сессии, как «зерновой» саммит, где бы обсуждались причины роста цен на зерно и возможности стабилизации ситуации в этой сфере». По словам Медведева, лидеры G8 договорились о создании специальных фондов, а также об адресной помощи пострадавшим от продовольственного кризиса государствам. Комментируя эти предложения, глава Минсельхоза РФ Алексей Гордеев заявил, что настало время, когда крупным странам, как производителям, так и потребителям зерна, необходимо координировать свои действия, поскольку именно зерно является одним из важных элементов мировой сельскохозяйственной политики. Не исключено, что лихорадка мировых цен приведет к созданию зернового ОПЕК, а «зерновой» саммит, скорее всего, поможет скоординировать действия стран­участниц в области регулирования мировых цен на зерно. И России важно сейчас найти баланс между стимулирующим влиянием высоких цен на зерно и их негативным влиянием на экономику.

Дмитрий Медведев призвал лидеров «восьмерки» подумать и над новыми документами в области энергетического диалога. «Мы подчерк­нули, что те решения, которые «восьмерка» принимала еще в Санкт­Петербурге, — когда говорили об энергетической безопасности в мире, — являются актуальными. С этим все согласны. Но задача состоит в том, чтобы увязать интересы стран­производителей, стран­потребителей и транзитных государств, — пояснил Медведев. — Это достаточно сложно, но возможно. В этой связи есть необходимость подумать над подготовкой новых решений на эту тему. Для нас очевидно, что ряд международных конвенций, таких, как Энергетическая хартия, не работают или работают непродуктивно». Практически все лидеры «восьмерки» «выражали озабоченность ростом цен на энергоносители». Способы влияния на этот процесс предполагаются рыночные: «В ближнесрочной перспективе странам­производителям нефти рекомендовано наращивать ее добычу своими силами». При этом понятно, что среди членов «восьмерки» только одна страна — Россия — является крупным производителем и экспортером нефти.

В среднесрочной перспективе государства «восьмерки» будут помогать нефтедобывающим странам в этом деле — прежде всего, своими инвестициями в добычу, разведку и обновление добывающих мощностей. И наконец, необходимо будет развивать конкуренцию на открытых нефтяных рынках. В заявлении G8 сказано, что чем больше рынков нефти будет, тем лучше для мировой экономики. Разумеется, ситуация, когда уровень цен на нефть своими закрытыми решениями пытается определять ОПЕК, не устраивает ведущих потребителей.

Россия оказалась в сложном положении: с одной стороны, членство в G8 располагает к согласию по этим вопросам, а с другой, Россия, что уж тут говорить, вряд ли играет себе на руку. По крайней мере, из комментариев в западной прессе можно сделать вывод: в Японии Россия не брала на себя никаких повышенных обязательств по добыче нефти. Хотя бы потому, что для начала Москве нужны гарантии прозрачного спроса.

На итоговой пресс­конференции после саммита новый российский президент заявил: «У меня действительно свежий взгляд. И я был приятно удивлен уровнем глубины дискуссии. Это не тусовка, где встречаются руководители и обсуждают заготовленные шерпами документы. Это заинтересованный, глубокий диалог по самым ключевым и глобальным проблемам. Я считаю, что у «восьмерки» очень хороший потенциал, потому что у нее рабочий формат, где главы государств способны глаза в глаза быстро в неформальном ключе получить ответы на самые актуальные вопрос. Такого не удается достигнуть ни на двухсторонних встречах, ни во время официальных визитов».

Однако вот беда: первое появление на «восьмерке» Дмитрия Медведева в материалах западных СМИ прошло почти незамеченным. The Financial Times напоминает, что россий­ский лидер лишь только «создает впечатление» политика, готового «улучшить напряженные отношения между Москвой и Западом». «Медведев не сказал ни слова по таким важным вопросам, как смерть Александра Литвиненко, закрытие представительств Британского совета или ситуация вокруг концерна ТНК­ВР», — сокрушается финансовая газета.

The Guardian вторит: на встрече с британ­ским премьером Гордоном Брауном Медведев показал себя «скорее драчливым, чем склонным к умиротворению». «Может быть, он беспокоился… за то, чтобы казаться таким же тертым калачом, как его предшественник­боксер Владимир Путин», — гадает газета.

Западная печать по­прежнему отказывается видеть в российском президенте независимого политика, у которого есть личная позиция по ключевым мировым проблемам. Даже с США, пишет The Times, новый президент обещал строить отношения на фундаменте, заложенном его предшественником Путиным. При этом он перенял дружеский тон, который второй президент РФ использовал, общаясь с Джорджем Бушем.

А вот французская Le Monde, напротив, подметила справедливость замечания Буша, охарактеризовавшего Медведева как «умного парня». «Это представитель нового поколения, далекий от тех убийственных фразочек, что позволял себе Путин», — цитирует газета неназванного европейского дипломата.

Сергей Бегляк
№127(22290)
14.07.2008

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

ТГК-2 назвало новые сроки включения горячей воды в центре Вологды

Водоснабжение должны были восстановить сегодня утром

Последнее в рубрике

Отопление веранды в межсезонье

Вологодская область характеризуется холодным климатом, особенно в осенне-зимний период, когда температура может опускаться ниже -20°C. Если у вас есть открытая веранда в загородном доме, важно правильно выбрать систему отопления, чтобы создать комфор