8 июля 2008 года. 12:34

Пережить экзамены

О чем нужно помнить абитуриентам и их родителям, чтобы вузовские вступительные испытания не обернулись трагедией
С началом вступительных экзаменов в вузы они начинают работать в тандеме. Приемные комиссии, как им и полагается по названию, принимают абитуриентов, психологи разговаривают с теми, кто оказался за воротами университетов. О том, как поступить в вуз и что делать, если это не вышло, — в интервью с врачом­психотерапевтом центра МСПДМ «Восхождение» Борисом ЕРШОВЫМ.

Баллы, что набирают вчерашние школьники, сдавая ЕГЭ, зачастую становятся причиной трагедии. Причем свою руку к этому прикладывают родители, учителя, да и сами выпускники неустанно бьются над тем же.

— Современные подростки ориентированы лишь на успех. Им так внушают в семье, их так воспитывает общество. Поэтому те ребята, с которыми я общался, видят впереди лишь вуз, другой жизни не представляют. Они уверены, что если не поступят в университет, то успеха в будущем им можно даже не ждать. И еще в школе они начинают испытывать достаточно сильную тревогу и беспокойство. Неуспех воспринимают как катастрофу, что может привести даже к самоубийству, — говорит Борис Ершов.

— В чем же здесь виноваты родители?

— Не воплотив какие­то свои желания, они стремятся, чтобы этого достигли хотя бы дети. Ребенок испытывает большое давление. В итоге получается взрывоопасная смесь: неуверенность в себе у подростка с одной стороны, чувство вины перед родителями оттого, что он не может оправдать их надежды, — с другой. Это заставляет вчерашнего школьника любыми путями поступать в институт, специальность уже не важна. Сейчас я общаюсь с молодым человеком, который кое­как проучился по ненужной ему специальности три года, а теперь понимает, что все это было, в общем­то, зря.

— Какие ребята в большей степени подвержены депрессиям в случае неудач?

— Как правило, это послушные, очень старательные дети, с которыми нет проблем. Они все время стремятся быть хорошими, поэтому напряжение, определенную агрессивность подавляют в себе, настраиваясь на скорый успех. А если он не случается, у таких ребят бывают и психологические срывы. Они впадают в состояние тоски, тревоги, неуверенности. А это, в свою очередь, перерастает в головные боли.

— Что же делать родителям, чтобы не столкнуться с «непонятной» депрессией своего ребенка?

— Не стоит убеждать подростка, что успех в жизни связан лишь с получением высшего образования и если не поступить в университет сейчас же, то случится катастрофа. Я много раз в своей практике встречался с тем, что ребята, ориентируясь на высшее образование, в конце концов испытывали сильное разочарование. У моей клиентки сын окончил институт, а в его бригаде семь электриков с высшим образованием. Для чего они учились — неизвестно. Полезно ориентировать подростка не только на хорошие оценки и баллы ЕГЭ, но и учить его быть более самостоятельным, хозяйственным, не надо бояться разрешать ребенку нести определенную ответственность за себя и свою семью. Институт — это важно, но это не конечная цель. Иногда полезно поработать, послужить в армии, разобраться в себе.

— Появляется ощущение, что ребят, которые слишком болезненно относятся к неудачам на экзамене, становится все больше. Это действительно так?

— По крайней мере, у меня таких пациентов действительно прибывает. Я бы объяснил это достаточно сильным прессингом воспитания.

— А что, раньше детей не воспитывали?

— Вовсе нет. Но сейчас в разы вырос уровень благосостояния, а значит, появляется возможность уделять больше внимания детям. И если раньше три ребенка в семье — это была норма, то сейчас родители, бабушки, дедушки, тети — список можно продолжить — опекают, как правило, одного­единственного ребенка. А у человека энергии много, он рассчитан на 3 — 5 детей. Но дело в том, что ребенок — как растение, ему нужно столько, сколько нужно. И если он не может сопротивляться, то все это глотает. Последствия не заставляют себя ждать…

— Как вести себя родителям, когда они узнают, что их ребенок провалился на вступительных экзаменах?

— Не стоит ругаться и кричать. Я бы посоветовал спокойно сказать что­то вроде этого: ничего страшного, жизнь у тебя вся впереди, найдешь другие возможности, не пропадешь. Все у тебя получится. Кстати, если верить статистике, то более успешны в жизни не отличники, а те ребята, которые учатся на четыре, пять, а иногда получают и тройки. Отличникам бывает сложно общаться с ровесниками, они не всегда способны отстаивать свои идеи, так как всю энергию тратят на учебу.

— Как психологически вчерашнему школьнику лучше подготовиться к экзамену?

— Давайте разберемся, в чем причина волнения. Скорее всего, в боязни показаться несовершенным, мол, если я не так отвечу, то меня осудят. Я бы посоветовал учиться с пониманием относиться к себе, чтобы ни случилось. Мы не идеальны, и что­то всегда может не получиться. Накануне экзамена полезно расслабиться и представить себя уверенно отвечающим преподавателю свой вопрос. И главное — не надо пытаться перед экзаменом и во время него задушить в себе волнение. В одну секунду стать уверенным невозможно, на это просто не способен наш организм. Расслабьтесь, и постепенно волнение исчезнет.

Екатерина Дементьева
№122(22285)
07.07.2008

Источник: Газета «Речь»