Школа для вундеркиндов
На обучение принимаются дети со всей Вологодчины
Громкое имя за несколько лет Вологодскому многопрофильному лицею (ВМЛ) обеспечили десятки побед учеников на всероссийских и международных олимпиадах и конференциях. 2007/08 учебный год стал для ВМЛ особенно «урожайным»: 67 побед на областных этапах, 15 — на финалах всероссийских олимпиад и 3 международных диплома. Последняя цифра — из разряда триумфов. Лицеисты Саша Толстикова и Игорь Новожилов привезли с естественнонаучной олимпиады, проходившей в Китае в конце 2007 года, по два «золота», а старшеклассник Сергей Мельников стал восьмым на международном турнире по программированию в США (лучший результат в российской команде). Но и СМИ, и чиновники говорят об этих успехах все меньше. «Приучили», — пожимают плечами педагоги лицея.
Как лицею удается добиваться таких успехов, как поступить в ВМЛ и что дает выпускникам хорошее образование — об этом в разгар переводных экзаменов корреспондент «Речи» говорил с учителями и учениками лицея.
Экзамены для лицеистов — привычное дело. Ребята поступают в лицей по итогам конкурсных испытаний и потом каждый год сдают переводные экзамены. Так что никакой нервозности в школьных коридорах не чувствуется.
— По рассказам подруг, которые здесь учились, у меня сложилось впечатление о лицее как об элитном заведении с глубокой программой, — вспоминает о причинах своего поступления десятиклассница Агнесс Медзяновская. — Учиться здесь сложнее и интереснее. Больше возможностей для того, чтобы развиваться.
За три года обучения в лицее она, в свою очередь, немало сделала для его репутации, став победителем нескольких олимпиад по истории и литературе.
— Я неплохо выступил в девятом классе на всероссийской олимпиаде по истории. И меня пригласили сдать экзамены сюда, — говорит Дмитрий Проворов.
Учиться в лицей он приехал из поселка Семигороднего Харовского района. В этом году Дима окончил многопрофильный лицей. Став победителем всероссийского финала исторической олимпиады, получил право выбрать для обучения любой вуз страны.
— МГУ, — демонстрирует он не оригинальный для выпускника ВМЛ выбор.
Сейчас в лицее учатся 16 человек, которых без конкурса ждут во всех вузах страны.
Никаких проблем с поступлением в престижное высшее учебное заведение не будет и у Ильи Малкова. Он учится в лицее с 6го класса — сдал экзамены, когда комиссия ВМЛ приехала для проведения экзаменов в его родной Великий Устюг.
— Меня родители отправили учиться. Я не очень хотел. А потом понравилось, — говорит вундеркинд.
В этом учебном году восьмиклассник Илья Малков стал одним из победителей всероссийской олимпиады по химии для 9х классов.
Все они не производят впечатления «знаек», «заумников», «ботаников»… Совершенно нормальные школьники, которые умеют общаться и по любому поводу готовы высказать свою личную позицию. И они довольно трезво относятся к победам или проигрышам на олимпиадах — понимая, что иначе очень просто «перегореть».
— Места на соревнованиях — не самоцель. Если чтото не получилось, можно попробовать снова. Жизнь на поражении не заканчивается, — говорит об этом Агнесс Медзяновская.
— Бывает очень обидно от неудач. Я стараюсь обращать на них меньше внимания. А если тяжеловато, стараюсь уйти в другие дела. Груз ответственности висит над каждым из нас. Но не нужно забивать голову этим слишком сильно. Надо находить время для отдыха, — считает Дмитрий Проворов.
Так же прагматично лицеисты оценивают и важность образования, которое дает ВМЛ.
— После лицея больше шансов поступить в хороший вуз, — констатировал Илья Малков.
— Образование — основная возможность для продвижения в жизни. Оно необходимо, в первую очередь, для собственного, личностного развития, — считает Агнесс Медзяновская.
А Илья Проворов напомнил даже о том, что, участвуя в олимпиадах, можно «скопить пусть небольшое, но свое состояние» (имея в виду президентские гранты, которые получают лучшие школьники).
Как учащимся ВМЛ удается добиваться столь серьезных успехов?
Вопервых, им повезло от природы. Вологодский многопрофильный лицей — заведение только для одаренных детей. Вовторых, повезло с учителями в предыдущей школе: они разглядели эту одаренность и поставили интересы детей выше своих, посоветовав поступить в лицей. Это почти как в спорте: талантливый ученик добавляет плюсов своему наставнику, и не каждый готов такого воспитанника отпустить. Втретьих, система преподавания в ВМЛ обеспечивает высочайший уровень образования.
— Среди наших учителей много кандидатов наук. Классы очень небольшие. И это дает возможность заниматься индивидуально с каждым ребенком. Только так можно достичь хороших результатов даже на международном уровне, — считает зам. директора лицея Александр Дрижук.
В средних классах для лицеистов начинается специализация — они выбирают для себя естественноматематическое или гуманитарное направление.
— Но часто бывает и так, что один ученик участвует и в олимпиаде по химии, и в соревнованиях по истории. Ребята всегда могут заняться тем предметом, который им интересен. Наши педагоги в этом всегда идут навстречу, готовы тратить личное время на занятия, — утверждает руководитель информационноаналитического центра Елена Резико.
Очень важна и воспитательная составляющая. Все одаренные дети — это люди с непростой психикой.
— В юном возрасте все зависит от того, в какие условия попадет человек, кто будет окружать его, — говорит директор Вологодского многопрофильного лицея Галина Хлебникова. — У нас был, например, недавно очень необычный мальчик. В лицее он начал заниматься музыкой, играть в театре — и это помогло ему раскрыться. В итоге он стал успешным человеком, профессионалом в своем деле.
По словам Галины Ивановны, ни одного школьника в лицее не теряют из виду. Чтобы найти «ключик» к каждому, работает психологическая служба.
— Проблема адаптации существует. К нам приходят дети, которые в своей школе были, как правило, лучшими учениками класса. А здесь выясняется, что это уже не так. На этой почве бывают сложности, определенные конфликты. Но со временем все встает на свои места. К выпуску класс вырастает до очень дружного коллектива, — добавляет Александр Дрижук.
— Вообще, концептуальная идея состоит в том, что обучение идет в комплексе с воспитанием — во второй половине дня лицеисты с удовольствием занимаются в творческих коллективах. Есть три театра: для начальной школы, средних и старших классов. Действуют ансамбль «Веснушки», театр моды, много внимания уделяется спорту. Летом работает профильный лагерь «Математик». Мы используем комплексный подход, который оправдывает себя, — говорит Елена Резико.
Об успехах своих подопечных учителя говорят с большой гордостью. С плохо скрываемой горечью — о том, что этих побед могло бы быть намного больше. Если бы общежитие было больше, если бы появилась еще хотя бы одна лаборатория, если бы система распределения учительских грантов была другой…
— В некоторых других регионах учителя за успехи учеников (гораздо более скромные, чем у нас) получают в течение года 15процентную надбавку к зарплате. А я могу за «золото» на международной олимпиаде выделить из внебюджетного фонда учителю всего тысячу рублей! Один наш учитель уже несколько лет не может пробиться через требования для получения гранта — потому что у учеников стабильно высокие результаты. А нужно показывать динамику! — горячится директор.
Очень скептически учителя лицея относятся и к ЕГЭ — для оценки знаний их учеников он, мягко говоря, не очень подходит. По мнению Александра Дрижука, уровень образования в последние годы значительно снизился «благодаря» школьной реформе.
Впрочем, если это так, Вологодскому многопрофильному лицею на этом фоне будет только проще выделяться — жаль только, учиться в нем могут далеко не все.
Вологодский многопрофильный лицей был создан в 2003 году путем объединения ГОУ «Вологодский естественноматематический лицей» и МОУ «Гуманитарноэстетическая гимназия «Гармония», имеет дневное, заочное и дошкольное отделения.
Лицей — учебное заведение полного основного (среднего) образования повышенного уровня для наиболее одаренных детей в области наук естественноматематического (математика, физика, химия, информатика) и гуманитарного (русский и иностранные языки, литература, история искусства, обществознание) циклов.
В лицее работают шестнадцать кандидатов наук, один доктор физикоматематических наук, пять аспирантов. Для иногородних учащихся имеется общежитие.
100 % выпускников лицея поступают в вузы, причем от 40 % до 90 % от выпуска поступают в МГУ им. М.В.Ломоносова (в основном на механикоматематический и химический факультеты). Они также становятся студентами МФТИ, МГТУ им. Баумана и других лучших российских вузов.
Как поступить в лицей?
Конкурсный отбор на естественноматематическое отделение проходит с 3 по 8 мая и 8 — 20 января ежегодно. Для учащихся из районов Вологодской области проводится в течение всего года. Для этого достаточно подать заявление на отбор (возможно по телефону) и приехать в ВМЛ в назначенное время для прохождения экзаменов.
Конкурсный отбор на гуманитарное отделение осуществляется в конце учебного года при наличии свободных мест в классах.
(Информация с сайта ВМЛ http://www.vml.vologda.ru/)
Алексей Варламов
№122(22285)
07.07.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →