8 июля 2008 года. 12:34

Школа для вундеркиндов

На обучение принимаются дети со всей Вологодчины
Громкое имя за несколько лет Вологодскому многопрофильному лицею (ВМЛ) обеспечили десятки побед учеников на всероссийских и международных олимпиадах и конференциях. 2007/08 учебный год стал для ВМЛ особенно «урожайным»: 67 побед на областных этапах, 15 — на финалах всероссийских олимпиад и 3 международных диплома. Последняя цифра — из разряда триумфов. Лицеисты Саша Толстикова и Игорь Новожилов привезли с естественно­научной олимпиады, проходившей в Китае в конце 2007 года, по два «золота», а старшеклассник Сергей Мельников стал восьмым на международном турнире по программированию в США (лучший результат в российской команде). Но и СМИ, и чиновники говорят об этих успехах все меньше. «Приучили», — пожимают плечами педагоги лицея.

Как лицею удается добиваться таких успехов, как поступить в ВМЛ и что дает выпускникам хорошее образование — об этом в разгар переводных экзаменов корреспондент «Речи» говорил с учителями и учениками лицея.

Экзамены для лицеистов — привычное дело. Ребята поступают в лицей по итогам конкурсных испытаний и потом каждый год сдают переводные экзамены. Так что никакой нервозности в школьных коридорах не чувствуется.

— По рассказам подруг, которые здесь учились, у меня сложилось впечатление о лицее как об элитном заведении с глубокой программой, — вспоминает о причинах своего по­ступления десятиклассница Агнесс Медзяновская. — Учиться здесь сложнее и интереснее. Больше возможностей для того, чтобы развиваться.

За три года обучения в лицее она, в свою очередь, немало сделала для его репутации, став победителем нескольких олимпиад по истории и литературе.

— Я неплохо выступил в девятом классе на всероссийской олимпиаде по истории. И меня пригласили сдать экзамены сюда, — говорит Дмитрий Проворов.

Учиться в лицей он приехал из поселка Семигороднего Харовского района. В этом году Дима окончил многопрофильный лицей. Став победителем всероссийского финала исторической олимпиады, получил право выбрать для обучения любой вуз страны.

— МГУ, — демонстрирует он не оригинальный для выпускника ВМЛ выбор.

Сейчас в лицее учатся 16 человек, которых без конкурса ждут во всех вузах страны.

Никаких проблем с по­ступлением в престижное высшее учебное заведение не будет и у Ильи Малкова. Он учится в лицее с 6­го класса — сдал экзамены, когда комиссия ВМЛ приехала для проведения экзаменов в его родной Великий Устюг.

— Меня родители отправили учиться. Я не очень хотел. А потом понравилось, — говорит вундеркинд.

В этом учебном году восьмиклассник Илья Малков стал одним из победителей всероссийской олимпиады по химии для 9­х классов.

Все они не производят впечатления «знаек», «заумников», «ботаников»… Совершенно нормальные школьники, которые умеют общаться и по любому поводу готовы высказать свою личную позицию. И они довольно трезво относятся к победам или проигрышам на олимпиадах — понимая, что иначе очень просто «перегореть».

— Места на соревнованиях — не самоцель. Если что­то не получилось, можно попробовать снова. Жизнь на поражении не заканчивается, — говорит об этом Агнесс Медзяновская.

— Бывает очень обидно от неудач. Я стараюсь обращать на них меньше внимания. А если тяжеловато, стараюсь уйти в другие дела. Груз ответственности висит над каждым из нас. Но не нужно забивать голову этим слишком сильно. Надо находить время для отдыха, — считает Дмитрий Проворов.

Так же прагматично лицеисты оценивают и важность образования, которое дает ВМЛ.

— После лицея больше шансов по­ступить в хороший вуз, — констатировал Илья Малков.

— Образование — основная возможность для продвижения в жизни. Оно необходимо, в первую очередь, для соб­ственного, личностного развития, — считает Агнесс Медзяновская.

А Илья Проворов напомнил даже о том, что, участвуя в олимпиадах, можно «скопить пусть небольшое, но свое состояние» (имея в виду президентские гранты, которые получают лучшие школьники).

Как учащимся ВМЛ удается добиваться столь серьезных успехов?

Во­первых, им повезло от природы. Вологодский многопрофильный лицей — заведение только для одаренных детей. Во­вторых, повезло с учителями в предыдущей школе: они разглядели эту одаренность и поставили интересы детей выше своих, посоветовав поступить в лицей. Это почти как в спорте: талантливый ученик добавляет плюсов своему наставнику, и не каждый готов такого воспитанника отпустить. В­третьих, система преподавания в ВМЛ обеспечивает высочайший уровень образования.

— Среди наших учителей много кандидатов наук. Классы очень небольшие. И это дает возможность заниматься индивидуально с каждым ребенком. Только так можно достичь хороших результатов даже на международном уровне, — считает зам. директора лицея Александр Дрижук.

В средних классах для лицеистов начинается специализация — они выбирают для себя естественно­математиче­ское или гуманитарное направление.

— Но часто бывает и так, что один ученик участвует и в олимпиаде по химии, и в соревнованиях по истории. Ребята всегда могут заняться тем предметом, который им интересен. Наши педагоги в этом всегда идут навстречу, готовы тратить личное время на занятия, — утверждает руководитель информационно­аналитического центра Елена Резико.

Очень важна и воспитательная составляющая. Все одаренные дети — это люди с непростой психикой.

— В юном возрасте все зависит от того, в какие условия попадет человек, кто будет окружать его, — говорит директор Вологодского многопрофильного лицея Галина Хлебникова. — У нас был, например, недавно очень необычный мальчик. В лицее он начал заниматься музыкой, играть в театре — и это помогло ему раскрыться. В итоге он стал успешным человеком, профессионалом в своем деле.

По словам Галины Ивановны, ни одного школьника в лицее не теряют из виду. Чтобы найти «ключик» к каждому, работает психологическая служба.

— Проблема адаптации существует. К нам приходят дети, которые в своей школе были, как правило, лучшими учениками класса. А здесь выясняется, что это уже не так. На этой почве бывают сложности, определенные конфликты. Но со временем все встает на свои места. К выпуску класс вырастает до очень дружного коллектива, — добавляет Александр Дрижук.

— Вообще, концептуальная идея состоит в том, что обучение идет в комплексе с воспитанием — во второй половине дня лицеисты с удовольствием занимаются в творческих коллективах. Есть три театра: для начальной школы, средних и старших классов. Действуют ансамбль «Веснушки», театр моды, много внимания уделяется спорту. Летом работает профильный лагерь «Математик». Мы используем комплексный подход, который оправдывает себя, — говорит Елена Резико.

Об успехах своих подопечных учителя говорят с большой гордостью. С плохо скрываемой горечью — о том, что этих побед могло бы быть намного больше. Если бы общежитие было больше, если бы появилась еще хотя бы одна лаборатория, если бы система распределения учительских грантов была другой…

— В некоторых других регионах учителя за успехи учеников (гораздо более скромные, чем у нас) получают в течение года 15­процентную надбавку к зарплате. А я могу за «золото» на международной олимпиаде выделить из внебюджетного фонда учителю всего тысячу рублей! Один наш учитель уже несколько лет не может пробиться через требования для получения гранта — потому что у учеников стабильно высокие результаты. А нужно показывать динамику! — горячится директор.

Очень скептически учителя лицея относятся и к ЕГЭ — для оценки знаний их учеников он, мягко говоря, не очень подходит. По мнению Александра Дрижука, уровень образования в последние годы значительно снизился «благодаря» школьной реформе.

Впрочем, если это так, Вологодскому многопрофильному лицею на этом фоне будет только проще выделяться — жаль только, учиться в нем могут далеко не все.

Вологодский многопрофильный лицей был создан в 2003 году путем объединения ГОУ «Вологодский естественно­математический лицей» и МОУ «Гуманитарно­эстетическая гимназия «Гармония», имеет дневное, заочное и дошкольное отделения.

Лицей — учебное заведение полного основного (среднего) образования повышенного уровня для наиболее одаренных детей в области наук естественно­математического (математика, физика, химия, информатика) и гуманитарного (русский и иностранные языки, литература, история искусства, обществознание) циклов.

В лицее работают шестнадцать кандидатов наук, один доктор физико­математических наук, пять аспирантов. Для иногородних учащихся имеется общежитие.

100 % выпускников лицея по­ступают в вузы, причем от 40 % до 90 % от выпуска поступают в МГУ им. М.В.Ломоносова (в основном на механико­математический и химический факультеты). Они также становятся студентами МФТИ, МГТУ им. Баумана и других лучших российских вузов.

Как поступить в лицей?

Конкурсный отбор на естественно­математиче­ское отделение проходит с 3 по 8 мая и 8 — 20 ян­варя ежегодно. Для учащихся из районов Вологодской области проводится в течение всего года. Для этого достаточно подать заявление на отбор (возможно по телефону) и приехать в ВМЛ в назначенное время для прохождения экзаменов.

Конкурсный отбор на гуманитарное отделение осуществляется в конце учебного года при наличии свободных мест в классах.

(Информация с сайта ВМЛ http://www.vml.vologda.ru/)

Алексей Варламов
№122(22285)
07.07.2008

Источник: Газета «Речь»