Непроходимые 55 шагов
Как жители деревни Бугры стали заложниками детского лагеря
Жителям деревни Бугры и череповецким дачникам этой деревни нужна дорога. Небольшая, 55 шагов вдоль детского лагеря «Лукоморье» к переправе на реке Мологе. Для них это не просто участок пути, а «дорога жизни». У «Лукоморья» сменился собственник — и дорогу закрыли.
Результатом переписки жителей небольшой деревеньки Бугры (порядка 50 дворов) с властью и судебных разбирательств за последние три года стали горы бумаг. Разобраться в ситуации попытались на минувшей неделе депутатыединороссы Законодательного собрания области Николай Архипов, Наталия Рябова, Геннадий Малышев, Игорь Журавлев. На встречу были приглашены Игорь Гусев, генеральный директор ООО «Акварели», купившей «Лукоморье»; Алексей Шарагин, зам. прокурора межрайонной природоохранной прокуратуры; Ирина Зеленина, начальник юридического отдела администрации Череповецкого района.
Поначалу депутаты долго выясняли юридические тонкости вопросов собственности. В итоге выяснилось: фирма «Акварели» приобрела «Лукоморье» на законных основаниях и вправе огородить частную территорию забором. Вход на территорию лагеря запрещен. Под запрет попал и небольшой участок дороги к переправе. Но как быть с жителями деревни Бугры? Историю деревни рассказал депутат Николай Архипов, который лично выезжал на место и отмерял эти самые «закрытые» 55 шагов.
— Так уж сложилось исторически. Много лет назад, когда не было автомобильного транспорта, а были быки и лошади, люди ездили в деревню Бугры (Устюженского района) через деревню Малая Липенка (Череповецкого района), — начал издалека Николай Александрович. — Река Молога пролегла водной границей между двумя районами. Люди подъезжали на правый берег на лошадях, садились на лодки и переправлялись на левый берег, где стоит деревня Бугры. Сейчас приезжают на автомобилях. В деревне порядка 40 — 50 дворов. Это наши местные жители, половина из них череповецкие дачники. Есть среди них и участники Великой Отечественной войны, которым сейчас за 80 лет. Дорога была, теперь ее закрыли.
Еще острее ставят вопрос сами жители, для которых это не просто участок пути, а «дорога жизни».
«Связь с внешним миром, — пишут они в своем обращении к депутату Государственной Думы Георгию Шевцову (документ фигурировал на встрече череповецких депутатов), — осуществляется через деревню Малая Липенка, а это магазин, почта, автобус, похороны. Зимой автолавка приходит только в Малую Липенку. До райцентра Устюжны — 40 км условно проезжей дороги, поскольку автобус по ней не хаживал. Если из Череповца добираться до деревни Бугры через «Лукоморье» — это 80 км пути. В объезд через Устюженский район — 180 км».
Что же произошло? Когда «Лукоморье» принадлежало «Азоту», никаких вопросов не возникало. Жители Бугров без проблем переправлялись на левый берег Мологи. В 2006 году собственником «Лукоморья» стало ООО «Акварели» (фирма, купившая также детский лагерь «Искра»; ее основной профиль — туристический бизнес). Новые хозяева заявили: свободного доступа к территории детского оздоровительного лагеря быть не должно. Возник конфликт.
Игорь Гусев не стал уходить от острой проблемы, на встрече с депутатами Законодательного собрания высказал свою позицию открыто.
— Да, я понимаю, народ раньше заходил и заезжал на берег, оставлял там свои автомобили, потом возвращался, выливал масло на берегу. А у нас там, между прочим, питьевой водозабор. Проблема дороги возникла еще при мэре Михаиле Ставровском. Городские власти просили решить ее без ругани. Жители деревни Бугры пришли к нам и заявили, что им нужен открытый доступ на территорию лагеря. Но это категорически запрещено. Мы не сказали им «нет». Мы выделяем полоску в 4 метра нашей территории вдоль забора. Забор, а он старый, полуразвалившийся, мы перенесем. Хотите — складывайтесь деньгами, делайте подсыпку, вырубайте ивняк, прокладывайте дорогу. Мы не против, но и табором ходить по лагерю, ездить на машинах, кому куда вздумается, тоже нельзя. Жителям мы предложили: давайте встретимся еще раз, все обсудим. Но после первой встречи — тишина, а потом выяснилось, что они на нас подали в суд. Суд мы выиграли.
Но и сейчас собственник утверждает, что готов пойти на мировую. Однако Николай Архипов в ходе встречи резонно заметил, что участок шириной в 4 метра — это сплошные болотные топи и ивняк. Превратить его в нормальную дорогу будет трудно. Кстати, построить дорогу за свой счет предложил жителям деревни не только собственник детского лагеря.
«Представители районной администрации предложили пенсионерамдачникам за свой счет построить подъездную дорогу на берег. Но мы это расцениваем как издевательство над нами», — пишут в своем обращении к депутату Госдумы жители Бугров.
А что по этому поводу думают в прокуратуре? Комментирует Алексей Шарагин:
— По поводу законности нахождения там дороги я вам пояснить ничего не могу, эти вопросы обращайте к администрации Череповецкого района. Но Водный кодекс РФ содержит следующие положения: в статье 6 закреплен принцип общедоступности водных объектов общего пользования. К ним относится, в частности, и река Молога, на которой расположен лагерь «Лукоморье». Водный кодекс также устанавливает, что береговая полоса шириной 20 метров должна быть свободна и любой гражданин вправе иметь доступ к ней. Любые ограждения, возведение заборов, построек, сооружений, ограничивающих доступ на эту территорию, являются нарушением водоохранного законодательства. Следовательно, нарушитель должен освободить от построек прибрежную полосу и соблюдать принцип общедоступности. Но прибрежная полоса и дорога к ней — две разные вещи.
Такой вот получился диалог власти и народа. Добавим к сказанному, что деревня Бугры попала в зависимость сразу от трех территорий. Дачники — это муниципальный округ, город Череповец. Земли под «Лукоморьем» — зона ответственности администрации Череповецкого района. Сама деревня Бугры находится в Устюженском районе.
Татьяна Ковачева
№119(22282)
02.07.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →