Александр Шевелев: «На «Северстальметизе» можно хорошо заработать»
Компания «Северстальметиз» подвела итоги работы за первый квартал 2008 года. Как заявляет руководство предприятия, он был удачным, многие финансовые планы удалось не просто выполнить, а перевыполнить. «Сегодня перед нами стоят очень амбициозные цели, и мы последовательно движемся к их реализации», — говорит исполнительный директор предприятия Александр Шевелев. О том, что ждет Череповецкий завод (ЧЗ) «Северстальметиз» и его работников в ближайшем и отдаленном будущем, руководитель сегодня рассказывает «Речи».
— Александр Анатольевич, не первый год на Череповецком заводе реализуется программа модернизации производства, которая считается самой мощной в российской метизной промышленности. Каких результатов удалось достичь, какие инвестиции планируются в ближайшее время?
— Основные крупные проекты, в которые было вложено порядка 300 млн рублей, мы завершили еще в 2007 году. Среди них могу выделить, например, производство стабилизированных арматурных прядей. Мы добились высокого качества продукции, и потому она востребована как на внутреннем, так и на экспортном рынках. В этом году инвестиционная программа составит около 190 млн рублей. Она реализуется по трем основным направлениям. Первое — освоение новых и высокопередельных видов продукции (новые виды скреплений для железных дорог, фасонные профили и так далее). Второе направление — это проекты по реорганизации производства и совершенствованию инфраструктуры. Территория ЧЗ сегодня — это 110 гектаров, которые нам достались в наследство от эпохи Госплана. Такие площади проектировались исходя из того, что завод будет выпускать миллион тонн продукции ежегодно. Мы сегодня производим около 560 тыс. тонн, и столь обширная территория нам просто не нужна. Чтобы повысить эффективность работы, улучшить внутризаводскую логистику, мы уже переместили ряд подразделений от периферии к центру. Здания и сооружения, уже не нужные нам, но попрежнему требующие затрат на отопление, обеспечение электричеством, поддержание в исправном состоянии, мы последовательно передаем в аренду сторонним организациям. И наконец, третье направление наших инвестиций — мероприятия по сокращению издержек, модернизация и реконструкция оборудования. Мы разработали ряд специальных программ (самыми крупными из которых являются «Повышение операционной эффективности производства» и «Бережливое производство»), нацеленных на исключение потерь, выявление ценностей клиента, внедрение эффективных идей и предложений, позволяющих улучшать как качество продукции, так и условия труда работников. За счет этих мероприятий в 2008 году мы рассчитываем сэкономить около 200 млн рублей.
— Не секрет, что сокращение издержек на ЧЗ в свое время велось и за счет снижения численности персонала. Предстоят ли сокращения работников?
— Предлагаю сразу разделить понятия «сокращение персонала» и «исключение ненужных, дублирующих функций». Мы занимаемся вторым направлением. Закрытия производств и массового увольнения работников у нас нет, и в планах тоже. С другой стороны, мы активно передаем отдельные функции на аутсорсинг, если это выгодно компании. Но в этом случае обязываем партнера принять к себе весь персонал, обеспечив ему равноценные условия труда и заработную плату. Случается, наши люди даже выигрывают от перехода в специализированную организацию. В то же время сегодня на ЧЗ ведется большая работа по поиску неэффективных и дублирующих функций, и, естественно, когда принимаются решения их исключить или перераспределить, мы сталкиваемся с тем, что часть персонала оказывается невостребованной. Но и в таком случае мы предлагаем людям различные варианты трудоустройства с расширением их профессиональных компетенций. Наша конечная цель в том, чтобы стать мобильным, гибким предприятием с квалифицированным и высокооплачиваемым персоналом. Только такая модель сегодня жизнеспособна.
— По каким профессиям дефицит кадров сегодня ощущается наиболее остро и что ЧЗ делает для привлечения молодых работников?
— В целом по ЧЗ мы сегодня недоукомплектованы на 50 — 60 человек. Это в основном рабочие вакансии: не хватает токарей, фрезеровщиков, электриков… Есть нехватка по тем профессиям, обучение по которым мы проводим самостоятельно: волочильщики, калильщики, операторы различных линий — всего порядка 115 профессий. Привлекать новые кадры нелегко. Но мы предоставляем реальные возможности для заработка. Например, рабочие основных профессий у нас могут получать по 35 — 45 тыс. рублей. А у некоторых зарплата превышает 50 тыс. рублей в месяц. Но это у настоящих трудяг, тех, кто приходит с установкой зарабатывать деньги и кто работает, несмотря на установленные и часто формальные нормативы. Также мы хорошо оплачиваем рационализаторство (человек, подавший предложение, получает 10 % от экономического эффекта). В прошлом году рационализаторы внедрили более 280 рацпредложений и сэкономили предприятию более 34 млн рублей. Я очень рад, что на нашем заводе работает так много активных и творческих людей. В рамках привлечения персонала мы тесно работаем с профучилищем № 38, учащиеся которого проходят у нас практику, участвуем в ярмарках по трудоустройству. Сами повышаем привлекательность рабочих мест. Так, например, у нас действует корпоративная жилищная программа. На сегодня распределено более 140 квартир, на очереди еще около 60, которые сталепрокатчики получат до конца 2008 года. У нас хороший социальный пакет, куда входят льготные и бесплатные медицинские услуги (профилактические медицинские осмотры, содержание заводских здравпунктов). На базе ЧЗ действуют кабинет физиотерапии, бесплатная стоматологическая микрополиклиника. Ежегодно сотрудники ЧЗ и их дети оздоравливаются в санаториипрофилактории «Ивушка», региональных санаториях и пансионатах, здравницах средней полосы России и южного направления, оплачивая только 10 % стоимости путевки.
Значительную долю социальных расходов в бюджете предприятия составляют дотации на питание. Рабочие вредных профессий обеспечиваются молоком. Сталепрокатчики пользуются льготами при приобретении абонементов в фитнесклубы. Традиционными для нас стали молодежные спартакиады, семейные физкультурноспортивные праздники, туристические слеты, внутризаводские чемпионаты. Ежегодно организуются новогодние елки со сладкими подарками для детей.
Кроме того, мы большое внимание уделяем адаптации новичков. Так, за каждым вновь пришедшим учеником закрепляется наставник, который помогает осваивать премудрости профессии. Ученикам на период обучения выплачивается стипендия дополнительно к действующей системе оплаты труда. В этом году она повышена с 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей.
А еще все молодые рабочие Череповецкого завода принимают участие сначала в символическом посвящении, а затем — в ежегодном конкурсе «Лучший молодой рабочий». Победители и их наставники получают хорошие призы. Этот список можно продолжать еще и еще.
— В последнее время ходит слух, что компания планирует отказаться от выплаты своим пенсионерам заводских доплат к государственной пенсии. Это правда?
— В ближайших планах этого нет. Наши пенсионеры, а это около трех тысяч человек, стабильно получают выплаты. На социальную поддержку этой категории граждан, в том числе участие в программе негосударственного пенсионного обеспечения, завод ежегодно расходует более 24 млн рублей. Но идет пенсионная реформа, недавно принят новый закон о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке. Возможно, в перспективе эта инициатива государства и повлияет какимто образом на концепцию построения корпоративных пенсионных программ.
— Чем руководствуетесь, передавая какието функции на аутсорсинг?
— Мы его используем только в тех случаях, когда есть экономическая целесообразность. Если мы видим, что аутсорсинг повлечет за собой снижение издержек, повысит скорость и качество обслуживания, гарантирует нашим работникам условия, равноценные существующим в «Северстальметизе», то решение будет положительным. С 2003 года мы передали на аутсорсинг 11 направлений, начиная с питания и уборки и заканчивая ремонтами электрических машин и изготовлением запасных частей. Нам удалось снизить затраты в этих сферах деятельности до 15 %, а это 10 млн рублей экономии ежегодно.
— Насколько активно используется потенциал других подразделений «Северстальметиза» на череповецкой площадке?
— Как известно, у компании есть заводы в Орле, Волгограде, на Украине (Днепропетровск) и в Великобритании. Существует отлаженный механизм обмена опытом между ними. Например, ежеквартально мы делимся лучшими практиками по использованию энергоресурсов, выбираем оптимальное решение и внедряем его на всех площадках. Проводим регулярные экспертные советы, на которые собираются ведущие специалисты со всех заводов. Мы активно используем наработки наших западных коллег, так как у них есть чему поучиться: скажем, выработка на одного работника у них выше в 2 — 3 раза, чем на российских предприятиях компании. Также мы привлекаем их в качестве консультантов при запуске новых производственных проектов.
— Недавно «Северстальметиз» завершил покупку украинского предприятия «Днепрометиз», став владельцем 95 % акций. Зачем это приобретение и планируется ли дальнейшая экспансия в зарубежье?
— Вопервых, это сам по себе интересный актив, обладающий рядом преимуществ по сравнению с российскими предприятиями: более выгодные условия производства, тарифы на перевозки, удачная логистика. Наши экспортные продажи удобно осуществлять именно через Днепропетровск. Вовторых, «Днепрометиз» — это центр компетенций в низкоуглеродистом направлении, куда постепенно переносится производство этих продуктов со всех заводов группы. А также это лидер украинского рынка.
Дальнейшая экспансия также возможна, все зависит от наличия активов, с помощью которых мы смогли бы еще увеличить конкурентоспособность компании «Северстальметиз».
Андрей Ненастьев
№118(22281)
01.07.2008
![](https://wobla.ru/news/previews/2023/f03ac5f6d37eff9dd5fa27159748e085.jpg)
Дистанционные мошенники обирают вологжан в среднем на 2 миллиона рублей каждый день
За первые пятнадцать дней наступившего года пострадали уже 59 наших земляков →
![](https://wobla.ru/news/previews/2023/5595ac20b65c92af7a5a69a898643421.jpg)
Полиция Вологды всю ночь искала пропавшего 10-летнего школьника
Найти мальчика удалось только под утро →