1 июля 2008 года. 07:09

Видеокамеры приступают к службе на дорогах

Инспектора ГИБДД получили право штрафовать водителей на основании показаний видео­ и фотокамер
На Октябрьском мосту будут внедрены первые системы видеоконтроля за дорожным движением в Череповце. Об этом вчера на пресс­конференции в ГИБДД, посвященной вступлению в действие с 1 июля ряда поправок к Административному кодексу, сообщил зам. начальника отдела автоинспекции Александр Андреев.

«Приборов видеофиксации в городе пока нет, и я могу лишь на словах объяснить, как примерно будет работать эта схема», — предупредил инспектор. Итак, с сегодняшнего дня в Кодексе об административных правонарушениях РФ появились статьи, из которых следует, что инспектора ГИБДД теперь имеют право штрафовать водителей на основании показаний видео­ или фотокамер. Как только нарушение зафиксировано, материалы поступают по электронным каналам в отдел ГИБДД, где принимается решение о санкции, после чего выписывается постановление о наложении штрафа, которое и направляется собственнику транспортного средства почтой на адрес прописки.

Простая, на первый взгляд, схема таит ряд подводных камней. Во­первых, владелец машины отныне частично лишен презумпции невиновности: «Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации админист­ративного правонарушения транспортное средство находилось во владении или использовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц», — говорится в новой статье КоАП.

То есть если машиной управлял не собственник, а например, кто­то по доверенности (весьма распространенный случай), то владелец автомобиля, на адрес которого придет квитанция о штрафе, должен написать в ГИБДД заявление и предоставить доказательства, что он на самом деле ничего не совершал, а вся вина лежит на другом человеке. «Проблема здесь в том, что средствами видеофиксации запрещено снимать лицо человека, сидящего за рулем: это трактуется как вмешательство в частную жизнь. В связи с этим будут определенные трудности при установлении личности водителя в спорных ситуациях. Конкретный механизм пока не проработан», — заметил Александр Андреев.

В целом по Вологодской области планируется закупить 55 портативных приборов видеоконтроля и несколько стационарных камер, из которых в Череповце первые появятся на Октябрьском мосту. Как говорят инспектора, именно мосты станут первыми в очереди на монтаж нового оборудования, так как здесь происходят аварии с наиболее тяжелыми последствиями. Портативные же камеры будут использоваться непосредственно патрульными нарядами: при помощи видеофиксации ГИБДД намерена исключить конфликты с водителями насчет того, имел место факт нарушения или же он «показался» инспектору.

Ключевая функция систем видеоконтроля — контроль за соблюдением скоростного режима, хотя подобные системы могут определять и другие нарушения (неверные перестроения, проезд под красный свет и так далее). В ряде случаев речь идет о таком превышении скорости, которое влечет лишение прав. В такой ситуации в дело, как и сейчас, включается мировой суд: именно он будет разбираться с нарушителем и принимать решение о лишении его водительских прав.

По словам инспекторов ГИБДД, первые портативные системы видеофиксации появятся в Череповце уже в августе, но заработают они чуть позже — после обучения сотрудников. Все инспектора, кстати, будут сдавать соответствующий зачет. В ГИБДД пообещали, что о первых результатах работы видеокамер сообщат череповчанам через СМИ, не утаив и проблем, с которыми наверняка придется столкнуться.

Андрей Ненастьев
№118(22281)
01.07.2008

Источник: Газета «Речь»