30 июня 2008 года. 07:04

Выпускникам школ не хватает реализма

Проблема выбора профессии затрагивает интересы всего общества, а не только семей выпускников. Чтобы экономика работала, необходимо, чтобы дети реалистично выбирали будущую специальность, чтобы они заполняли пустующие ниши на рынке труда, чтобы хватало не только менеджеров и экономистов, но и токарей, сварщиков, электромонтажников, каменщиков и фермеров.
Однако жизнь сюрпризов не преподносит: выпускники стремятся получить престижные профессии, хотя специалистов здесь и так с избытком. Они обрекают себя на безработицу, а экономику — на кадровый голод.

Почему? Сегодня у нас есть возможность ответить на этот вопрос: руководитель социологической лаборатории корпоративного университета «Северсталь» Альбина Мехова рассказала о результатах социологического исследования, предметом которого как раз и стала мотивация выбора будущей профессии выпускниками и их родителями.

— Альбина Анатольевна, ваше исследование проводилось весной, можно сказать, накануне того момента, когда нужно брать аттестат и устраивать свою судьбу дальше. Чего хотят нынешние выпускники? Исходя из каких соображений люди вообще выбирают для себя профессию?

— При выборе профессии, как показал наш опрос, главную роль играют три фактора: чтобы профессия нравилась, хорошо оплачивалась и была востребована, чтобы можно было легко трудоустроиться.

— Все четко, все понятно. И как, определились череповецкие выпуск­ники?

— Вы знаете, даже сейчас определились с выбором далеко не все. На вопрос: «Задумывались ли Вы над своим будущим, над выбором профессии?» — более половины всех опрошенных поставили значок в графе анкеты «Думали, но не приняли решение». Причем, это касается не только девятиклассников (определилось 36 %), но и одиннадцатиклассников (определилось 47 %). Получается, что самый главный в жизни выбор делается многими спонтанно, в по­следний момент, исходя из внешних, порой случайных обстоятельств, а не из внутренних побуждений, и даже не из прагматического расчета.

— Значит, зря обвиняют нашу молодежь в прагматизме? Школьники XXI века — романтики?

— Отнюдь. Если нынешним школьникам и присущ некоторый романтизм, то только не в отношении профессионального выбора. Ни о покорении космоса, ни о дальних плаваниях, ни о том, чтобы стать астрономом или артистом, или о другой какой «романтической» профессии дети давно не мечтают. Другая у нашего времени романтика — всем хочется быть богатыми бизнесменами, юристами, чиновниками, экономистами — именно так выстроили школьники рейтинг привлекательности профессий. Следом по привлекательности идут компьютерщики и переводчики.

Вроде бы, куда уж прагматичнее. Но прагматик — это человек, который выстраивает свою систему по­ступков, дел и взглядов на жизнь для того, чтобы получить практически полезный результат… Все, что ВНЕ этих результатов, все, что не способствует или препятствует достижению этих результатов, прагматик избегает.

Мечты сегодняшних выпускников псевдопрагматичны. Они нереалистичны. Чтобы стать успешным экономистом, мало иметь диплом — рынок труда в Череповце ими перенасыщен. Надо идти на предприятие, врастать, обзаводиться связями и уж потом по ходу дела получать образование экономиста — вот что такое прагматичный подход. А поступление на экономический факультет выпускника средней школы граничит с идеализмом, с прекраснодушными мечтаниями. Представления молодежи о лично своих возможностях и перспективах на рынке труда в большинстве своем иллюзорны, оторваны от действительности.

Процесс принятия решений о выборе профессии часто бывает продиктован лишь приоритетом внешних статусных ценностей.

— Но, может быть, у людей просто мало информации? Может быть, они не то чтобы не хотят, а просто не могут принять решение, нет данных?

— Ничего подобного. Исследование показало, что и родители, и выпускники знают реалии рынка труда, знают, что самыми востребованными на сегодня в нашем городе являются квалифицированные рабочие, особенно нужны они на металлургическом комбинате ОАО «Северсталь». Но идти в рабочие наши дети не хотят.

Это связано с тем, что 80 % выпуск­ников школ стремятся получить выс­шее образование. Получается, что выбор будущей профессии реализуется, в основном, в тех рамках, которые предлагают вузы города — ассортимент специальностей, конкурс, количество бюджетных мест и т. п.

Уже при поступлении закладывается разрыв между желаемым и дей­ствительным, основание для того, что большая доля выпускников вузов не будет работать по полученной специальности. Вуз зачастую не воспринимается как ступенька подготовки к профессиональной карьере. В основном это отсрочка во времени — глядишь, на студенческой скамье и определишься, наконец, с выбором. Для многих мальчишек, чего греха таить, это еще и возможность подольше в армию не ходить, а в таком случае, где учиться — все равно.

— И что же получается?

— Массовый выбор пути после школы таков: нравится одно, учимся другому, а работать будем по третьему.

Кстати, знаете, что меня встревожило в опросе родителей? Около 40 % всех родителей работают не по той специальности, которую они получили в вузе! Может, именно поэтому только очень малая доля опрошенных взрослых назвала свою работу любимым делом, меньше четверти хотели бы, чтобы их дети имели такую же работу, как у них сейчас! И уж совсем не мыслят, что их ребенок станет рабочим.

— Ну и зря. Мне кажется, что в такой ситуации у квалифицированного рабочего гораздо больше возможностей на уважение и доходы, чем у скороспелого «белого воротничка».

— Так же думают люди, знающие законы карьеры; те, кто строит будущее, как строят здание — с фундамента. Но есть стереотипы мышления.

Все родители хотят видеть своих детей более успешными и обеспеченными, чем они сами, это понятно.

Далее — и родители, и дети убеждены, что рабочий человек неуважаем, что на предприятиях города к нему относятся пренебрежительно, начальством не признается значимость его труда, не оплачиваются по достоинству издержки, связанные с тяжелыми условиями. По представлениям школьников (и их родителей, кстати), рабочему надо вкалывать руками, а не головой; это скучная и монотонная работа с механизмами, а не разнообразная и интересная с людьми; рабочим помыкают. Кто захочет такой судьбы для своих детей?

Школьники очень мало знают о том, что должен делать человек той или иной профессии непосредственно на рабочем месте, в чем суть его обязанностей.

Ушло понимание важности рабочего на производстве, а вместе с этим ушло и стремление стать мастером своего дела, профессионалом­виртуозом, тем, кого называют «золотые руки».

О последствиях нетрудно догадаться. Впрочем, наше исследование делает эти догадки научно подтвержденным фактом: около 60 % всех выпускников стремятся стать руководителями.

— А что же в этом печального?

— Да то, что в жизни так не бывает. Представления не всегда совпадают с возможностями и способностями самого ребенка. Сколько из тех, кто сегодня мечтает стать начальником, действительно им станет? Один из тридцати? Один из пятидесяти? Снова закладывается разрыв между желаемым и действительным: нереализованные амбиции будут порождать неудовлетворенность собой, работой, жизнью.

— В общем, невеселая получается картина. На нашем рынке труда самый большой дефицит — квалифицированные рабочие руки, но наша молодежь восполнять его не стремится. Это кризис в экономике. Выпускники и их родители стараются не загадывать, что там будет после вуза, — это кризис в их судьбах. Что же делать?

— Есть очень много вещей, которые нужно было делать еще вчера, а сегодня делать просто необходимо. Необходимо перестраивать систему оценки эффективности школ. Сегодня она, по большому счету, исходит из количества поступивших в вуз — чем больше, тем лучше. Необходимо менять сложившееся у детей убеждение, что студент вуза — орел, а будущий рабочий — неудачник.

Очень хотелось бы изменить и представления школьников о том, что на работе, на производстве хорошо только начальникам. Правильно, если молодой человек хочет стать лидером… Но лидер — это не всегда начальник, и начальник — не всегда лидер. Было бы здорово, чтобы вновь все в городе знали лидеров­сталеваров, лидеров­токарей, лидеров­каменщиков. Давайте по­настоящему ценить труженика, давайте добиваться того, чтобы высокое звание трудящегося опять звучало гордо. Кстати, это лучше всех других мер сработает на авторитет рабочих профессий. Если человек на своем предприятии, не будучи начальником, чувствует себя хорошо, если он понимает, что он нужен, что его ценят, уважают и достойно оплачивают, — он и своих детей с легкой душой отправит по своим стопам.

Нужны новые формы профориентационной и профконсультационной работы. Дети хотят знать не только славную историю предприятия, но и то, чем непосредственно занят рабочий той или иной профессии на своем рабочем месте, как складывается его карьера, какие возможности открывает предприятие для новичков.

— Результаты вашего исследования не назовешь оптимистическими.

— Я так не думаю. В общем­то, проблемы не новы. Противоречие между тем, кем хочется стать, и тем, кто нужен сегодня, были и будут всегда. Вопрос в том, что их, эти проблемы, нужно видеть, понимать, вовремя находить действенные пути решения. Мы привыкли к словам о том, что дети — наше будущее. Вот и давайте делать так, чтобы это будущее стало успешным для детей и полезным для города.

Светлана Корсакова, руководитель кадрового центра корпоративного университета «Северсталь». Кадровый центр осуществляет исследования рынка труда и занимается подбором кадров для предприятий группы «Северсталь»:

— Мне очень симпатична позиция наших родителей, вообще старшего поколения, которые говорили своим детям: «Институт — это хорошо, но потом. Ты сначала научись зарабатывать на кусок хлеба!» И выпускники становились слесарями, механизаторами, сварщиками, а уже потом поступали в вузы. Посмотрите, большинство нынешних топ­менеджеров, по­настоящему крупных руководителей именно так и начинали свою карьеру. Кстати, сами они сегодня уже не отправляют своих детей на самую первую ступеньку карьерной иерархии, на рабочую должность. Но где учатся их дети? В МИСиСе, в Бауманке, в МХТУ им. Менделеева, в строительных вузах получают востребованные рынком труда специальности. Будьте уверены, к этим ребятам проявят интерес еще задолго до того, как они получат диплом, их ждут на производстве, на них рассчитывают и им готовы сразу хорошо платить. Так что у них карьерных перспектив намного больше, чем у тех, кому родители купили высшее образование в комфортном вузике, хотя и не очень представляют, что с ними, этим образованием и этим дипломом, делать.

Зато это очень быстро и очень жестко разъясняет рынок. Он есть и в нашем городе, и не очень отличается от рынка столиц или каких­то других городов. Так что если вы хотите счастья своим детям — пусть они учатся, чтобы прокормить себя, своих детей и своих родителей.

Юрий Сторожев
№117(22280)
30.06.2008

Источник: Газета «Речь»