Сухая скважина
В условиях дефицита нефти автомобиль вновь превратится из средства передвижения в роскошь
Пожар на буровых установках в Северном море, а также очередное падение доллара по отношению к евро спровоцировали очередной рывок цен на нефть. В минувшую среду они перешли границу в 140 долларов за баррель и установили новый исторический рекорд: 140,42 доллара (рекорд 1973 года в нынешних ценах составляет всего 57 долларов за баррель; рекорд 1981 года эквивалентен нынешним 98 долларам). Словом, дружно высмеянный январский прогноз экспертного агентства Goldman Sachs о том, что отметка 150 долларов за баррель будет преодолена уже до конца июня, вполне может сбыться. Теперь эксперты уже гадают, будет ли к концу года взята отметка в 200 долларов за баррель.
Крупнейшие экспортеры тоже умело подогревают ажиотаж. К примеру, в июле Парламент Саудовской Аравии (Шура) начнет обсуждать предложение, стоит ли сокращать поставки нефти остальному миру, чтобы растянуть на более долгое время свои запасы? По мнению газеты «АльРияд», «производство должно быть привязано к потребностям саудовцев, а не потребителей других стран». Немало влиятельных арабов считает, что «сокращение производства нефти — хорошая инвестиция, поскольку цена будет только расти». Да и глава Газпрома Алексей Миллер недавно заявил, что в «обозримой перспективе» цена нефти превысит 250 долларов за баррель и цена газа тоже будет только расти, и если ктото хочет его покупать, то пусть имеет это в виду. Если бы Миллер был брокером, то можно было бы подумать, что он специально «гонит волну», чтобы привлечь инвесторов в сырьевой сектор. Но Миллер торгует газом на основе долгосрочных контрактов, и поэтому если он «гонит волну» с ценой на нефть, то, значит, считает, что высокие цены устоятся и, следовательно, увеличится спрос на газ. Когда оба крупнейших производителя энергоресурсов одновременно посылают такие сигналы, становится страшно и воображение начинает рисовать картину будущего, где автомобили гниют на обочинах, все передвигаются на ослах, читают при свечах и стучат зубами зимой, в то время как автомобили, путешествия и отопление вновь, как в уже забытом прошлом, становятся привилегией богатых. Или же наоборот: ради того, чтобы «накормить» любимый джип, люди отказывают себе в еде, не заводят детей и ходят в обносках.
Резкое подорожание нефти породило целый ряд теорий. Самый известный американский финансовый спекулянт Джордж Сорос заявил перед Конгрессом США, что на рынке нефти и других сырьевых товаров формируется пузырь, связанный с тем, что инвесторы из развитых стран стали рассматривать сырьевые индексы как надежный класс активов. По мнению Сороса, аналогичное решение ранее привело к формированию пузыря на американском ипотечном рынке, а следовательно, к нынешнему кризису. «Инвестиции в сырьевые индексы напоминают сумасшествие при скупке портфельных страховок, которые привели к краху рынка в 1987 году», — заявил Сорос. Сами нефтяники тоже считают, что в росте цен виноваты финансовые спекулянты. Генеральный секретарь ОПЕК Абдалла эльБадри по этому поводу заявил: «Мы не очень довольны ростом цен на нефть в этом году, он не имеет ничего общего с действиями ОПЕК». А один из топменеджеров ExxonMobil на заседании специальной сенатской группы, пытаясь отвлечь критику от гигантской прибыли компании, заявил, что «спекуляции и дешевый доллар оторвали цены на нефть от реальных трендов».
Общемировой энергетический ажиотаж реанимировал еще одну теорию — теорию «пиковой» нефти. Она основывалась на предположении известного геолога Мариона Хубберта, который в 1950х сделал прогноз, что к концу XX века мировая добыча нефти достигнет пика и начнет снижаться изза исчерпания ресурсов. Эту идею долго не воспринимали всерьез, поскольку, по мнению критиков, она недооценивала остающиеся запасы нефти, не учитывала технологических изменений и игнорировала роль рынков в обеспечении будущего предложения. Но при нынешнем уровне цен эта теория находит все больше сторонников. Ведь надежды на то, что в начале XXI века будут найдены десятки новых гигантских месторождений за пределами ОПЕК, не сбылись. Тот факт, что добыча в России за первые три месяца 2008 года упала на 0,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тоже не добавил критикам теории оптимизма. Россия как второй крупнейший производитель нефти в мире, где средние темпы роста добычи составляли 12 % на протяжении последних пяти лет, была одной из больших надежд мировой нефтяной отрасли. Но сочетание целого ряда факторов — от уменьшения возможностей для иностранных инвестиций до окончания периода восстановительной добычи на западносибирских месторождениях — приостановил этот впечатляющий рост.
Чтобы российская нефтедобыча вновь начала расти, потребуются значительные инвестиции, особенно в новые нефтеносные провинции (что, собственно, получило отражение в новых налоговых инициативах). Но этого может оказаться недостаточно. Так, вицепрезидент российского ЛУКОЙЛА Леонид Федун в недавнем интервью Financial Times заявил, что уровень добычи в России, возможно, уже достиг пика и вряд ли превысит 10 млн баррелей в сутки.
При этом Саудовская Аравия, крупнейший производитель и экспортер нефти, объявила о временной приостановке планов расширения мощностей. Так, саудовский министр нефти Али альНаими заявил, что прогнозы спроса поддерживают расширение мощностей не более чем до 12,5 млн баррелей в сутки — такой уровень будет достигнут в 2009 году в результате инвестиций в размере 20 млрд долларов. «Решение саудовцев ставит большой вопрос: эта страна в принципе может увеличить добычу или же после десятилетий масштабной добычи ее крупнейшие нефтяные месторождения мира уже не могут давать значительного прироста?» — рассуждает в интервью «Эксперту» старший экономист лондонского Центра глобальных энергетических исследований Манушер Такин. Парадокс, но сегодня на рынке сложилась такая ситуация, что даже когда Саудовская Аравия решает увеличить добычу нефти (как было в конце мая), это не оказывает большого влияния на цены, которые продолжают расти. Дело в том, что увеличение добычи сокращает свободные мощности, а это создает опасения по поводу будущих поставок. Результатом является рост, а не падение цен, как можно было бы предположить на первый взгляд.
Ажиотаж подогревает и то, что Саудовская Аравия и ряд других стран ОПЕК отказываются проводить международный аудит своих ресурсов. «В течение восьмидесятых и девяностых страны ОПЕК кратно увеличивали объемы объявленных запасов нефти, но при этом не допускали внешних наблюдателей на месторождения. Отсутствие проверенных данных вынуждает прибегать к мерам, больше напоминающим шпионские фильмы. Так, аналитики банка Sandford Bernstein отслеживали активность на буровых в Саудовской Аравии по спутниковым снимкам. После девяти месяцев наблюдений за месторождением Гавар, которое дает половину всей добычи Саудовской Аравии и содержит 75 — 83 млрд баррелей нефти, они пришли к мнению, что арабам приходится инвестировать гораздо больше средств, чем раньше, чтобы поддерживать добычу на прежнем уровне. При этом месторождение Гавар, разрабатываемое с 1948 года, — это типичный пример. Сегодня 20 % всей добываемой в мире нефти производится на месторождениях, где добыча началась более сорока лет назад. За последние тридцать лет не обнаружено ни одного месторождения, которое могло бы производить более 1 млн баррелей нефти в сутки (Гавар дает 5 млн). Общее же число новых месторождений резко сократилось, несмотря на улучшение методов разведки. Добыча на существующих месторождениях постоянно падает. Месторождение Кантарелль в Мексике, открытое в 1976 году, достигло пика (2,1 млн баррелей в сутки) в 2004 году и с тех пор находится в стадии падающей добычи. Пик на месторождении Бурган в Кувейте (втором крупнейшем в мире после Гавара) был достигнут в 2005 году. В результате почти две трети вновь вводимых мощностей в мировой нефтедобыче сегодня годятся лишь на то, чтобы покрыть снижение добычи на старых месторождениях. Надежду критикам теории «пиковой» нефти дают лишь открытые в 2007 году у берегов Бразилии месторождения Тупи и Кариока, чьи суммарные запасы составляют 30 — 45 млрд баррелей. Но, вопервых, два месторождения не меняют общей картины. Вовторых, добыча на них начнется лишь через несколько лет, тогда и можно будет более точно судить о реальном масштабе запасов.
Вообщето с точки зрения экономической теории, резкий рост цен должен привести к снижению спроса. Но пока этого не происходит: хотя за последний год цены удвоились, мировое потребление нефти выросло на 700 тысяч баррелей. Все дело в том, что бум потребления в развивающихся странах перекрывает снижение спроса в странах развитых. Скажем, в США сегодня насчитывается 250 млн автомобилей, в Китае — 37 миллионов. Удвоение или утроение китайского автопарка, которое рано или поздно произойдет, потребует значительно больших уровней потребления нефти, чем сегодня. Рост потребления в развивающихся странах обусловлен и тем, что половина населения мира живет в условиях топливных субсидий. Это означает, что четверть бензина в мире продается ниже рыночных цен. Так, литр бензина в Венесуэле стоит всего 5 центов, в Саудовской Аравии — 15. В странах ЮгоВосточной Азии бензин стоит 50 — 65 центов за литр (и это уже после повышения тарифов на 25 — 40 % в течение последних недель). В то время как в США литр бензина обходится потребителям в 1,04 доллара, а в Британии — в 2,29 доллара. Фактически это означает, что потребители во многих развивающихся странах не будут реагировать на растущие цены, пока они так сильно защищены ценовыми субсидиями. Поэтому они продолжают наращивать потребление нефти, подталкивая спрос и цены вверх.
Сергей Бегляк
№112(22275)
23.06.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →