23 июня 2008 года. 09:48

уМестный патриотизм

Покупая продукты не вологодских производителей, мы укрепляем бюджеты других регионов
Правительство области бьет тревогу: Вологодчина резко снизила объемы продаж продукции местных производителей. Так, в прошлом году областной бюджет недосчитался 40 млн руб. акцизов по алкогольной продукции (их «вес» в казне области — более 1 млрд руб. в год). Наш регион сдает позиции под натиском крупного бизнеса Москвы, Санкт­Петербурга, Ленинградской области. В чем причины и как исправить ситуацию? Эти вопросы обсуждались в минувшую среду на расширенном заседании в Череповце. Из Вологды к нам прибыла целая делегация местных производителей продовольствия во главе с зам. начальника областного департамента продовольственных ресурсов Ириной Романовой.

— Я не так давно была в Финляндии, где открыли границы, и в страну стали поступать дешевые продукты, — сказала Ирина РОМАНОВА. — На вопрос, не боятся ли они конкуренции, финны отвечали: «Мы патриоты. Я буду покупать чуть дороже, но свое молоко, потому что понимаю: на местном заводе работает мой сосед, и он потеряет работу». А мы теряем деньги. На 40 миллионов, недополученных бюджетом, можно укомплектовать оборудованием восемь детских садов. Нашим департаментом сделан анализ работы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, и нас озадачил факт снижения в сети розницы и общественного питания реализации продукции местных товаропроизводителей — молочной, мясной, алкогольной. Причем по опросам, 50 % жителей Вологды и Череповца готовы покупать местный продукт, если бы он был представлен должным образом. Но почему­то все больше и больше на рынках и в магазинах Вологодской области появляется продукции из Москвы, Санкт­Петербурга, Ленинградской области — такого же ассортимента и не лучшего качества, бывает и ниже. Про систему общественного питания я вообще молчу: в картах вин ресторанов, баров, кафе нет местной продукции. А ведь Череповец позиционирует себя как город, где развивается туристический бизнес. Мы приехали не ругать, не взывать к совести, а понять, почему местная продукция не попадает на рынки и в магазины вашего города.

«Ну и что? — возразит обыватель. — Хочу — покупаю московское, хочу — ленинградское. Мои деньги — моя воля». Сегодня да, но, как заметила Ирина Романова, подобные ситуации уже складывались: в 1992 — 1993 годах Москва вытеснила и разорила небольшие местные производства молока Иванова и Костромы, теперь там столичный бизнес диктует свою волю.

Человек вправе выбирать тот продукт, который ему нравится. Мы полагаем, что выбор за нами. Наивно полагаем, поскольку на рынке, где жесткая конкуренция производителей, используется множество уловок, на которые легко покупается даже искушенный потребитель. Например, правило правой руки: удобно с прилавка брать то, что справа. Или правило третьей полки: покупают то, что на уровне глаз. Причем агрессивно ведущий свою политику бизнес не скупится на цивилизованный подкуп в виде бонусов (материального поощрения) для продавца, чтобы тому было выгодно выкладывать на лучшие места определенный товар. Причем товаровед, менеджер или руководитель торгового предприятия может и не знать про бонусы. Отчасти на это и указывали местные производители.

Юрий ЗЛОБИН, генеральный директор ЗАО «ЧЛВЗ»:

— Основными причинами снижения объема продаж продукции местных производителей мы считаем неудовлетворительную и даже дискриминационную выкладку нашей продукции. Специалисты завода ежедневно объезжают городские магазины, делают фотографии. И мы видим в 80 % случаев наш продукт на самой нижней полке или слева в углу. Центральные места занимает продукция из Москвы и Санкт­Петербурга. Лично я за честный диалог. Мы хотим знать, что необходимо сделать, чтобы увеличить продажи местной продукции. Предвижу возражения: мол, понаехали чиновники, легким нажимом включили административный ресурс. Но мы имеем моральное право на этот ресурс. Только в прошлом году ЧЛВЗ заплатил 200 млн руб. акцизов в областной бюджет. Такой же план на этот год. Эти деньги идут учителям, врачам, на социальные статьи.

Аудитория отреагировала репликами с места: мол, почему бы вам не раскручивать ведущие марки, улучшать качество, проводить рекламные акции. «В качестве череповецкий продукт ничем не уступает столичному (ранее это же отметила Ирина Романова со ссылкой на международных экспертов — авт.), — отреагировал Юрий Злобин. — Рекламные акции завод проводит регулярно — и что? Покупатель угостился, а продукт ЧЛВЗ так внизу на полках и остался. Деньги на ветер».

Коллегу по бизнесу поддержал вологодский представитель.

Владимир ШАДРИН, менеджер ОАО «Завод сортовых водок»:

— Мы существуем на рынке 10 лет, поставляем свою продукцию в 50 регионов страны, в том числе в Красноярский край, Читу, Мурманскую и Архангельскую области. В прошлом году 30 % нашей продукции реализовано на местном рынке, 70 % — за пределами региона; в этом году — 20 % и 80 % соответственно. За прошлый год наш завод в бюджеты разных уровней заплатил 1 млрд 77 млн руб. налогов. В этом году планируем всего 668 млн, то есть бюджет недополучит 400 млн руб.

За торговлю ответил руководитель сети магазинов «Пятерочка» Олег ПЛАТОНОВ. Правда, у него­то как раз товарам местных изготовителей уделяется должное внимание. Доля продаж местных продуктов высокая — порядка трети. Но Олег Платонов высказал ряд пожеланий:

— Надо бы отпускную цену держать пониже, чтобы увеличивать объемы продаж за счет оборота. Понимаю, реклама алкогольной продукции запрещена, но что мешает нам информировать население? Хотелось бы также пожелать производителю новых идей в оформлении продукта: упаковка должна быть эстетичной, постоянными — новинки.

Выступлений представителей торговых заведений, которые дискриминируют местных производителей, мы не услышали. Но представитель сети общественного питания Олег БАРИНСКИЙ высказался:

— Почему нет в карте вин местного продукта? Розничная цена водки в магазине 100 — 150 рублей, в ресторане ее выставляют за 500 рублей. Ниже не можем: ресторан — место, куда человек пришел отдохнуть, а не напиваться. Но возникал конфликт. Гость в ресторане натыкался на ту же водку, что видел в магазине, но по другой цене. Мое предложение таково: сделайте сорт «премиум», поставьте на полку за 500 рублей. Дешевую водку мы брать не будем…

Диалог длился еще часа два. Но суть его сводилась к следующему. Продовольственный патриотизм необходим. Если он сработает, мы перестанем укреплять бюджеты других регионов, избежим риска попасть в продовольственную зависимость от крупных столичных товаропроизводителей.

По данным областного департамента продовольственных ресурсов, в 2005 году доля продукции местных товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности в объеме рынка Вологодчины составляла 41 %, в 2006­м — 37 %, в 2007­м — 32 %, в первом квартале 2008­го — 24 %.

По данным управления экономики и торговли мэрии, череповецкий товарооборот за последние семь лет вырос в шесть раз; в 2007 году составил 18 млрд руб. В городе 2684 предприятий торговли, бытовых услуг, общественного питания; 11 рынков, 121 оптовое предприятие.

Татьяна Ковачева
№112(22275)
23.06.2008

Источник: Газета «Речь»