23 июня 2008 года. 09:48

Пуля против грабителя

Череповчане все чаще предпочитают газовым пистолетам травматическое оружие
На череповецком рынке гражданского оружия произошли перемены, связанные с появлением в продаже травматического оружия самообороны и серьезным расширением ассортимента охотничьих ружей. Как показывает статистика, отныне горожане в целях самообороны покупают в основном травматические пистолеты, а для охоты — ружья среднего и высокого ценового сегментов. О том, насколько эффективно помогает пистолет против преступников, какие ружья сегодня предпочитают охотники и чем может грозить неправильное использование оружия, рассказывает Александр АРШИНОВ, начальник отделения лицензионно­разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью УВД по Череповцу.

— Александр Анатоль­евич, насколько активно череповчане сейчас приобретают оружие самообороны и что это за оружие?

— Начнем с теории. Гражданское оружие самообороны подразделяется на следующие типы: огнестрельное гладкоствольное, огнестрельное бесствольное и газовое. К оружию первых двух типов предусмотрены травматические патроны. Всплеск интереса к газовым пистолетам и револьверам, который мы фиксировали в 1990­е годы, а особенно в 1994 году, сейчас прошел. В то время травматическое оружие вообще не продавалось, поэтому люди покупали газовое. Причем покупали очень активно: время неспокойное было. Сегодня на руках у граждан остается значительное количество газового оружия, но регистрировать новые газовые пистолеты и револьверы к нам приходят значительно реже. В основном предпочитают травматические пистолеты, причем безусловный лидер — бесствольный пистолет «Оса», в котором роль ствола выполняет сама гильза. Резиновая пуля «Осы» со стальным сердечником, как показывает практика, обладает мощным останавливающим эффектом, она способна причинить достаточно серьезный травматический вред. В то же время часть владельцев оружия предпочитают те виды «травматики», которые выполнены на базе реального боевого оружия: пистолета Макарова, ТТ, даже нагана. Покупатель, в общем­то, справедливо предполагает, что такой пистолет может остановить злоумышленника одним своим видом.

— Насколько вероятно, что пистолет, газовый или травматиче­ский, поможет в случае преступного посягательства?

— Это сложный вопрос, ведь в случае нападения работает очень много факторов. Тем не менее я убежден, что наличие при себе оружия — не панацея, далеко не каждый сможет защитить себя при его помощи. Очень серьезную роль играют навыки обращения с пистолетом: насколько быстро вы сможете его достать, привести в готовность. Если у женщины он лежит в сумочке, застегнутой на молнию, то эффективность окажется просто нулевой. Есть еще и такой момент, как постоянство ношения оружия. Если человек приобретает пистолет, то он, по идее, должен бы носить его при себе всегда: ведь нападение может произойти где угодно и когда угодно. В то же время возникают проблемы с проходом в различные учреждения, например, банки, крупные производства; запрещено появляться с любыми видами оружия на массовых мероприятиях. Сыграть роль может и элементарное неудобство в ношении оружия: тот, кто хотя бы два часа носил пистолет, поймет, что это не так легко. Но если оружие основную часть времени лежит непонятно где, то резонный вопрос: зачем его было покупать?

— Вы говорили про оружие в женских сумочках. Женщины тоже приходят к вам регистрировать пистолеты?

— Есть такие случаи. Чаще женщины идут к нам после того, как с ними случилась какая­то неприятность, они стали жертвами преступного посягательства. Это вообще свойственно людям, независимо от пола: человек думает, мол, будь у меня пистолет, я бы мог воспрепятствовать, защитить себя. Но на самом деле, как я уже сказал, не факт, что оружие спасет от всех бед. Я всегда говорю, что соблюдение элементарных правил поведения поможет лучше всяких пистолетов и револьверов: достаточно просто не ходить ночами по подворотням, пытаясь срезать путь, не садиться в сомнительные машины, осторожно заходить в подъезд и так далее.

— Тем не менее спрос на оружие, если верить цифрам, растет…

— Это на самом деле так, но прирост в основном обеспечивается за счет охотничьих гладкоствольных и нарезных ружей, которые покупаются охотниками. Спрос на эти ружья растет в связи с тем, что очень серьезно расширился ассортимент охотничьих ружей. Если в 1990­е годы ружья были в дефиците, то сегодня охотник практически с любым доходом может купить себе ружье по средствам. Кстати, последнее время охотники все чаще покупают ружья подороже, я знаю, что берут модели ценой под 400 тыс. рублей. Причем покупают не профессиональные охотники, а просто те, кто хочет похвастаться перед своими друзьями.

— Не секрет, что некоторые покупают охотничьеружье в целях самообороны. Это нормально?

— Такие случаи на самом деле есть. Как правило, когда мы выдаем разрешение охотникам, то в этом разрешении указывается, что его владелец имеет право на хранение и ношение оружия. Если человек сразу говорит, что будет хранить ружье дома в целях самообороны, то мы выдаем разрешение только на его хранение. То есть из дома он его вынести уже не может. Однако замечу, что разрешения только на хранение мы выдаем достаточно редко, более 90 % всех покупаемых ружей используются исключительно в целях охоты.

— Как часто происходят несчастные случаи, связанные с оружием, и как часто оно применяется против людей?

— Отдельной статистики по таким происшествиям нет. Однако судя по опыту, несчастные случаи происходят очень редко. Был случай, когда мужчина оставил газовый пистолет дома на видном месте, ребенок нашел его, стал играть и выстрелил в отца. Что касается применения оружия при посягательствах преступников, то далеко не все такие случаи доходят до правоохранительных органов. Главная беда, с которой мы сегодня боремся, это нарушение сроков продления лицензий и разрешений со стороны владельцев оружия. Разрешение на охотничье ружье и лицензия на оружие самообороны выдается на срок в пять лет, после чего их нужно продлевать. Однако очень многие этого не делают: забывают или не хотят. Предупреждаю владельцев оружия, что сроки действия лицензий отслеживаются нами по автоматизированной информационно­поисковой системе «Оружие — МВД». В случае нарушения сроков предусмотрена административная ответ­ственность с наказанием в виде штрафа в размере от 300 до 1000 рублей. Этот вопрос контролируется как нашим отделом, так и службой участковых уполномоченных.

Андрей Ненастьев
№112(22275)
23.06.2008

Источник: Газета «Речь»