Отбросы общества
Мы продолжаем наш проект «Экология города»
Единственной городской свалке в Новых Углах сорок лет. Ее потенциала хватит года на три. Пора строить новый полигон ТБО (твердых бытовых отходов). И, как заявляют городские власти, это должны быть инновационные технологии. Но где разместить такой полигон? Первый заход Череповца по поиску места под новую городскую свалку не увенчался успехом. Жители района высказались категорически против подобного соседства. «Мы не станем ломиться в закрытые двери, — так отреагировали власти на первую реакцию сельских жителей, — но полигону, так или иначе, быть».
В ХХI веке стало ясно: мусор — вот главный продукт, производимый любым городским сообществом. Потребительский бум последних лет увеличивает объем бытовых отходов темпами, опережающими даже инфляцию. Мусорный кризис в Неаполе уже спровоцировал отставку правительства в Италии. Экологи считают, что это лишь первый звоночек для руководства как целых стран, так и конкретных муниципалитетов. Ведь по тому, как убирают за собой в том или ином мегаполисе, можно судить об уровне цивилизации. Увы, Череповец в этом вопросе отстает от прогресса как минимум на полвека. И даже ввод в строй нового полигона (пока только выделены деньги на разработку проектной документации) не сделает наш город лидером мусорной утилизации. Ибо для этого необходимо не только вывозить и сваливать отходы, но и всем нам учиться сортировать, получать вторичные ресурсы.
«Потенциала городской свалки в Новых Углах хватит на ближайшие дватри года, — заявил мэр Олег Кувшинников на одной из прессконференций при обсуждении планов города по капитальному строительству. — Пора строить полигон ТБО (твердых бытовых отходов). Средства на разработку проектносметной документации под данный объект выделены из бюджета. И это должны быть инновационные технологии утилизации мусора».
Переработка бытовых отходов — весьма сложная задача не только изза их большого объема, а главным образом изза их многокомпонентности, сложности состава. До 60х годов прошлого века большая часть мусора вывозилась и сжигалась на открытых площадках. Это самый дешевый способ переработки отходов, но с экологической точки зрения — самый плохой: когда свалка горит, выделяется много ядовитого дыма, содержащего большое количество плохо пахнущих и вредных веществ; полувыгоревшие свалки являлись местом размножения мух, крыс и т. д.
В настоящее время такой способ переработки бытовых отходов запрещен. Другой способ уничтожения городского мусора — захоронение: специальной техникой на свалку завозится порода — любой инертный материал (грунт, песок, шлак); ровняется слой отходов, затем засыпается слой породы и так слоями, как торт «Наполеон». Все это впоследствии перегнивает. Температура в такой среде повышается, так как внутри идет естественный биологический процесс. Изза отсутствия доступа воздуха такие свалки не должны гореть. Однако это в теории. На практике же мы видим, что единственная городская свалка бытовых отходов в Новых Углах коптит регулярно.
По словам Вадима Бисовского, начальника управления по охране окружающей среды мэрии Череповца, мусор, видимо, поджигают постоянные обитатели свалки — бомжи. Кроме того, причиной возгораний могут стать нарушения в технологии захоронения отходов. В прошлом году за ядовитые пожары на свалке пришлось отвечать рублем МП «Спецавтотранс» (САТ — предприятие, отвечающее за содержание городской свалки). На предприятие управлением был наложен административный штраф в размере 50 тысяч рублей. Директор МП «Спецавтотранс» Александр Хилов надеется, что новое ограждение убережет свалку от пожаров. Городские власти выделили на это мероприятие 9 млн рублей.
Вообщето свалка в Новых Углах, служащая городу уже 40 лет, давно выработала свой ресурс. В 2012 году ее должны закрыть, а земли рекультивировать. Даже при самых оптимистических прогнозах, чтобы на месте свалки появился живописный ландшафт, понадобятся столетия.
Итак, через несколько лет на новом месте в окрестностях Череповца должен появиться полигон ТБО, куда и будет свозиться весь городской мусор.
Прежде всего отметим, что полигон существенно отличается от свалки. Его устраивают в местах с глубоким залеганием грунтовых вод; по периметру могильника прокладывают трубы для сбора фильтрующейся загрязненной воды; на дне котлована такого полигона укладывается гидроизолирующий слой. Грубо говоря, делают корыто для того, чтобы талый снег, осадки не проливали отходы, и чтобы все это не попадало в грунтовые воды, а затем не уходило в водоемы. Во времена Советского Союза слой бетонировали. В настоящее время используют современные водонепроницаемые материалы типа рубероида, пластика. По периметру полигона устанавливают колодцы для производственного контроля и отбора проб. Внутри слоев — отводы для газов. Есть и более прогрессивные проекты, превращающие такие полигоны в своего рода биореакторы, в которых дно и стенки изолированы от окружающего грунта, а верхний перекрывающий герметичный слой предотвращает эмиссию биогаза (его собирают с помощью системы перфорированных труб и используют как топливо). Понятно, что такие технологии не из дешевых.
Олег Кувшинников заявил, что полигон для Череповца будет строиться с учетом инновационных технологий утилизации мусора. Средства на разработку проектносметной документации под данный объект выделены из бюджета. Но прежде надо найти место для его размещения. И это серьезная проблема, о чем свидетельствует жесткое сопротивление жителей района. Как только земельный участок рядом с поселком Малечкино стал фигурировать как один из самых оптимальных вариантов (исходя из места расположения полигона, транспортной логистики и рентабельности), сельчане сразу высказались категорически против подобного соседства. Формально процедура организации слушаний была соблюдена: информация о них была размещена в «Сельской нови». Однако уведомления об этом мероприятии не получили ни администрация района, ни администрация Череповца, что нам подтвердили сразу три официальных лица: Виктор Шакин, зам.главы района; Михаил Посохин, начальник отдела по охране окружающей среды района; Сергей Зубарь, председатель комитета по управлению имуществом мэрии. В результате фактически получились не публичные слушания, а сход местных жителей, которые в едином порыве сказали «нет городской свалке».
— На слушаниях должны были иметь возможность высказаться, привести свои доводы все заинтересованные стороны, — говорит Сергей Зубарь, — но нашу позицию, доводы районной администрации, архитектуры и соответствующих экологических служб никто не услышал. Хотим мы этого или не хотим, но в Череповецком районе должен быть полигон ТБО. И мы просим вернуться главу района к рассмотрению данного вопроса — найти земельный участок для размещения полигона. Особо подчеркну, что полигон как любой другой объект капитального строительства (жилой дом, торговый центр и т.п.) имеет те же стадии строительства, проходит все экспертизы, включая экологическую, все согласования с государственными службами.
— Да, череповецкие власти называли Малечкино как возможное место для полигона ТБО, — подтвердил Виктор Шакин. — Мы же пока ничего не называем. Есть и другие предложения.
— Мы не будем стучаться в закрытую дверь, — прокомментировал ситуацию журналистам городских СМИ исполняющий обязанности мэра Николай Савенков. — Мы с уважением относимся к мнению жителей Череповецкого района, однако проблему размещения полигона решать все равно придется. Под новый полигон понадобятся 35 — 40 гектаров, и размещать его придется, скорее всего, на землях Череповецкого района. Мы направили еще одно письмо в адрес главы района Леонида Родичева с просьбой подыскать земельные участки под полигон ТБО.
Не будем вдаваться в подробности взаимоотношений города и района. До сих пор в этом диалоге всегда побеждал здравый смысл. Надеемся, произойдет это и сейчас. А как иначе? Не думаем, что жители, скажем, Московской области в восторге от того, что столица везет мусор на их земли. Но и Москве деваться некуда. И потом: связь Череповца с районом всегда была крепкой и многогранной. Мы просим район подыскать место для полигона и всегда отзываемся на просьбу района о тушении пожаров. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов факт строительства не свалки, а полигона, представляющего собой современное сооружение, отвечающее жестким экологическим требованиям. К слову, нужно отметить, что бытовой мусор из районных населенных пунктов уже около восьми лет свозится не на свалку, а на полигон ТБО, построенный в районе Суды.
Менталитет и технология
Вообщето в Европе в последние два года произошел поворот в сторону сжигания несортированного мусора на специальных заводах. До 2012 года там, к примеру, запланировано построить 93 таких предприятия. Связано это в первую очередь с резким ростом цен на нефть и природный газ. По мнению экспертов, сжигание мусора позволит на 3 — 4 процента снизить расходы на энергоносители. В Череповце вот уже около десяти лет тоже работают мусоросжигательные установки ЧП «Спецавтотранс». В прошлом году на них утилизировано 33,72 тысячи кубометров ТБО, что составляет 4,4 % от их общего объема. Специалисты объясняют столь незначительный процент необходимостью вручную сортировать мусор перед сжиганием, отсутствием лимита природного газа, затянувшимися работами по обновлению одной из двух установок.
Впрочем, власть понимает, что захоронение несортированного мусора на полигонах и свалках — это лишь временное решение вопроса. Этот путь ведет к потере до 90 % продукции, имеющей реальный спрос на рынке вторсырья (в масштабах России безвозвратно теряется в год 9 млн тонн макулатуры, 2 млн тонн полимеров, 20 млн тонн пищевых отходов, 500 тысяч тонн стекла). В начале июня в мэрии Череповца под председательством губернатора области Вячеслава Позгалева прошло совещание, на котором глава региона заявил, что Череповцу нельзя затягивать вопрос строительства не только полигона ТБО, но и мусороперерабатывающего завода. Более десяти последних лет этот вопрос муссируется, но дело с мертвой точки не сдвинулось. Теперь перед стратегами города (в частности, перед зам. мэра Сергеем Ананенко) поставлена конкретная задача привлечения инвестора. В идеале, конечно, хотелось бы приучить самих горожан сортировать бытовые отходы, как это уже много лет практикуется в Германии, Швеции и других странах Евросоюза. Но многочисленные эксперименты, проводившиеся на просторах нашей родины с советских времен, увы, провалились. Менять менталитет, к сожалению, гораздо сложнее, чем технологию.
Татьяна Ковачева, Сергей Бегляк
№112(22275)
23.06.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →