20 июня 2008 года. 09:11

«Жизнь у меня счастливая»

Михаил Смирнов, машинист крана ОАО «Череповецстальконстру­­кция­1», — один из тех пап, которые великолепно умеют играть и общаться (или, как говорят специалисты программы «Дорога к дому», эффективно взаимодействовать) с детьми. И не только со своими. Именно поэтому он был признан победителем фотоконкурса «Мы с папой: самое­самое», посвященного Дню отца. Выставку работ конкурса можно было увидеть в Историческом музее этой зимой. У Михаила две дочки, одна из них носит не его фамилию, но ни у кого из тех, кто знает эту семью, не повернется язык сказать о ней: «не родная»…
— Михаил Викторович, где вы научились играть с детьми?

— Когда я еще учился в школе № 15, мы с ребятами, начиная с 8 класса, проводили новогодние праздники для начальной школы. Нас просила об этом директор, Татьяна Васильевна Байкова, нам нравилось. А классный руководитель Ольга Николаевна Алешина во всем помогала. Я и тогда замечал, что дети ко мне тянутся.

— Какой главный секрет вы поняли тогда?

— Нужно чувствовать, что хочет ребенок: во что поиграть, чем заняться.

— Судя по фото, Настя любит повязывать вам платочек, делать из папы любимую куклу. Как вы к этому относитесь?

— Нормально. Мне нравится играть с Настей. Она любит лазать по мне, кувыркаться, показывает, чему научилась на гимнастике. Мы часто вместе рисуем. Сделали кукольный театр. Сначала я сам шил для него игрушки, а потом стали покупать и готовые. Теперь мы не просто читаем сказку. Настя пересказывает, а потом играем: она — за Машеньку, я за медведя. Интерес к сказкам у нее большой, и сама уже неплохо читает.

— Чем еще вы любите заниматься вместе?

— На горку ходим, ездим на машине на природу — костер разведем, курицу закоптим, играем, бесимся… Она часто спрашивает: «Папа Миша, а когда на речку поедем?» Во дворе часто играем с ее подружками­друзьями. Готовим вместе: она резать любит — морковку, огурчики; подает мне продукты. Учится картошку чистить. Обычно у нас готовит мама, но я тоже умею делать все — курицу, рыбу, оладьи, даже пироги пеку. Научился подростком: уезжал на дачу на все лето, родители только в выходные навещали.

— Как вы познакомились с Настей и ее мамой?

— После армии я пришел стажироваться на кран, где работала Ольга. И у нас случился служебный роман. Однажды пошел вместе с ней за Настей. По­моему, мы сразу понравились друг другу, стали играть. Она звала меня «дядя Миша», это было забавно, непривычно, мне ведь тогда только­только исполнилось 22 года. Ольга подсказывала, что Настя больше любит делать, во что играть, где бывать. Мы быстро подружились. Но и своего родного папу она знает. Мы с женой считаем, что нельзя выбрасывать из жизни ребенка отца, даже если у родителей что­то не сложилось.

— Как в вашем окружении восприняли вашу женитьбу?

— Если честно, мне неинтересно чье­то мнение. Да, некоторые говорили: «Как ты мог — с чужим ребенком?..» Но я хотел войти в эту семью — и я вошел. Значит, мне это нужно было. А ребенок — он и есть ребенок, какая разница — свой или чужой? Я люблю Настю, она любит меня, нам хорошо вместе. Кстати, мои родители, бабушка меня поняли и были рады новой семье — сразу с внучкой и пра­внучкой.

— А бывают конфликтные ситуации с Настей?

— Ну, поругаю, накажу — мультики не разрешу смотреть час. Или сделаю вид, что обиделся, стараюсь не разговаривать. Настя тогда: «Прости меня!» Я спрашиваю: «За что я тебя наказал?» — она объясняет, вижу, что поняла. «Молодец, — говорю, — все знаешь». А лупить, я считаю, это бесполезно. Силой ничего не исправишь.

Бывало, Настя уходила дальше от дома, чем это было разрешено, или шла к подружке домой не предупредив. Пришлось поговорить, наказать — не смотрела мультики. Теперь все понимает: говорит, куда хочет пойти, спрашивает, можно ли.

— То есть она и свои желания лучше осознает, может их высказать. А как было в вашей семье?

— Так же. Отец, Виктор Владимирович, меня всему научил — выпиливать, выжигать. Я в машине люблю копаться. В детстве покупал машины, автокран. Приохотил ездить на рыбалку, в лес. Младшая дочь у нас родилась 24 ноября, а 2 января мы с ней уже в Ярославль помчались, к бабушке! Теперь Ксении полтора года, егоза, везде ползает, где повыше — там и Ксюша.

— А что вы испытали, когда дочка родилась?

— Ну, это не передать словами… Радость, страх — на руки ее боялся брать, такую кроху. Чувство восторга. Тем более, что это моя вторая дочка! Я был с женой на родах (Ольга спросила: «Хочешь пойти?» — я сказал: «Конечно, хочу!»). Жена теперь рассказывает всем: «Миша был рядом — и мне намного спокойнее: отвлечься можно, поговорить».

— Как играете с младшей?

— По­разному. Любит «Сороку­ворону», пальчиковые игры, кубики складывать пирамидкой.

— Игры вы сами знаете или из книг берете?

— По­разному. Чаще само получается: ковыряется в чем­то — подойдешь, поможешь. Предметы ей называю, картинки на кубиках показываю, она повторять пытается. Балаболит вовсю: «Папа, папа» — и днем, и ночью.

— Как я понимаю, к дочке ночью встаете вы?

— Конечно. Мама и днем с ними упетается, еще и собака у нас. Поэтому я встаю. Теперь уже малая редко беспокоит, хорошо спит.

— А в будущее вы пытаетесь заглянуть?

— О будущем больше жена думает: какими станут дочки, кем, мечтает о том, что институт окончат… Сейчас пока школу Насте выбираем. Она у нас, правда, уже все решила: «Мама, — говорит, — я вырасту и куплю тебе черный «Бумер», квартиру, дачу. А тебе, папа, лодку». Ну, а я больше сегодняшним днем живу.

— И жизнь у вас счастливая?

— Конечно, без вопросов!

Ирина Ромина
№111(22274)
20.06.2008

Источник: Газета «Речь»