20 июня 2008 года. 09:11

«Сыграть мушкетера меня вряд ли позовут»

Прима театра Армена Джигарханяна Алексей Шевченков актерствовал, когда был футболистом. И играет футбольных форвардов, став актером
Театр Армена Джигарханяна открыл гастроли в Череповце спектаклем «Гедда Габлер» и полупустым залом ГДК «Аммофос». Лето с его отпусками, дачами и курортами вновь «выкосило» череповецких театралов, несмотря на низкие цены билетов прославленного столичного театра, который куда успешнее гастролировал в нашем городе два года назад. Корреспондент «Речи» побеседовал с одним из самых ярких и узнаваемых актеров театра Армена Джигарханяна Алексеем Шевченковым, который тринадцать раз сыграл людей с фуражкой на голове и еще больше — без царя в голове.

Для примы театра Армена Джигарханяна Алексея Шевченкова, который входит в пятерку самых часто снимающихся артистов страны, наименование «собака» — не только не оскорбительно, но высший комплимент актеру. Нередко и сам его пускает в ход, и в отношении себя слышит. «Мишка Ефремов… собака… вот актерище, куда его ни сунь, какую роль ни дай, везде корни пустит, как будто всю жизнь в ней прожил». Приехав в Череповец, Алексей Шевченков повсюду говорит, что в городе доселе не бывал, хотя это не совсем верно. Два года назад, во время первых гастролей столичного театра на наших подмостках, он действительно компании коллегам не составил, хотя должен был, — лежал в больнице. Зато в году 1991­м, будучи 17­летним футболистом калининградской «Балтики» (пойти в жизни другим путем он решится чуть позже), приезжал с командой играть против местных соперников по второй лиге. Тогда, «как щас помнит», калининградцы череповчанам уступили, а юниор Шевченков весь матч просидел на скамейке запасных. Зато в нынешний приезд в наш город актер не только в основном составе, но даже, можно сказать, капитан команды «джигарханянцев». Он занят во всех четырех постановках, привезенных москвичами. Два спектакля позади; сегодня на сцене Алексей Шевченков сыграет слугу Дон Жуана, а завтра Городничего в гоголевском «Ревизоре».

— Не слишком ли рано в тридцать лет с небольшим играть Городничего? Ведь у него по сюжету дочка на выданье.

— Справедливый вопрос. Понимаете, я играю Городничего не с премьеры, я вводился значительно позже. Когда узнал, что буду его играть, засомневался, смогу ли воплотить образ отца семейства, буду ли в свои годы на него похож. Даже отказаться хотел. Сомнениями поделился с Арменом Борисовичем (Джигарханяном — авт.). Он гениально ответил, чем рассеял мои сомнения: «А Путин? Невысокий, скромный, тихий, а таким государством управляет» (очень похоже имитирует манеру говорить Армена Джигарханяна — авт.). В пьесе ведь не сказано, что он старик, это стереотип такой сложился — высоченного старца с животиком и громоподобным голосом. Так и играю: гримеры особенно меня не старят — выхожу почти такой, как есть. Вот в другом спектакле, который мы привезли в Череповец, «Нас ждут далеко­далеко, не здесь», я играю 82­летнего человека. Там грим более сложный, морщины мне лепят. Если честно, я вообще терпеть не могу прятаться за всеми этими клееными усами и бородами.

— Раз уж заговорили о Путине, спрошу о другом политике. Откройте секрет: в фильме «Стрингер», в котором вы играли сумасбродного приятеля героя Сергея Бодрова, актер Владимир Ильин играет Жиринов­ского или нет? Режиссер отрицает, а со стороны очень похоже.

— Да конечно, прототипом был Жириновский, о чем на съемочной площадке знали все. Сначала стали было придумывать, каким должен быть этот персонаж, а потом решили: зачем изобретать, раз в жизни уже такой имеется.

— Ваша телевизионно­киношная карьера делится на два этапа. Раньше вы играли сплошь асоциальных элементов, с которыми, как кто­то написал, не хотелось бы встречать Новый год. А сейчас какую вашу новую работу ни глянь, сплошь одни милиционеры. Наверное, целое подразделение переиграли?

— Да, где­то так и есть. По моим подсчетам, в моей фильмографии уже тринадцать сотрудников милиции, последнего сыграл в сериале «Колдовская любовь», который сейчас на экраны вышел. В каждом пытаюсь найти какую­то свою черточку, линию характера, отличную от других. Тешу себя надеждой, что мои «менты» не похожи между собой. В последние десять лет только ленивый не показывался на экране в погонах и фуражке. Образ милиционера затерт и нередко кроме смеха ничего не вызывает. Я стараюсь увидеть в нем более глубокого человека, мудрого, доброго, который реально жертвует собой ради других. Что касается всех этих оборванцев и сума­сшедших, которых я переиграл в юности великое множество, — поначалу я жутко по этому поводу комплексовал, переживал. Со временем понял, что надо же кому­то играть таких людей, и смирился с тем, что на роли мушкетеров и рыцарей меня вряд ли когда­нибудь позовут.

— Вы окончили актерский курс Дмитрия Астрахана, которого за его лирические комедии называют вторым Рязановым. Почему не снялись у учителя? Слышал, вы были не самым его любимым студентом.

— Так оно, в общем, и есть. Наши с ним точки зрения на искусство совершенно разнятся, о чем я не испугался ему сообщить еще будучи студентом. Между нами было несколько конфликтов, но вместе с тем я благодарен Астрахану за то, что взял меня в артисты. Если бы я завалил тогда экзамены в театральное училище, совершенно точно не стал бы пробовать вторично. Я шел попробовать свои силы, в театре до поступления не был ни разу в жизни. Представляете?

— На Западе фильмы про футбол снимают пачками: ведь это очень легко и зрелищно, каждый матч — готовый сюжет. В нашем кино в последнее время кроме «Игры» Рогожкина футбольную тему затронули лишь однажды — в сериале «Команда». Как исполнитель главной роли, нападающего Грача, ответьте, почему?

— Ну начнем с того, что я бывший футболист, играл профессионально во второй лиге чемпионата России. Я в «Команду» потому и пошел, что с мячом на ты, из­за этого пришлось отказаться от участия в сериале «Штрафбат», о чем, признаться, очень жалею. «Команда» мне не нравится, у меня там с продюсерами была масса конфликтов. Меня немножко обманули — я шел сниматься в другом. Мне обещали, что это будет зрелищно и красиво — футбол, так футбол. А получилась откровенная чушь, детский сад, где самую замечательную игру снимали для проформы, как фон. Да и как можно передать дух футбола, если снимаешь его одной камерой. Мне, как бывшему профессионалу, смотреть такое неинтересно. Скоро выйдет на экран другой спортивный проект, про хоккей. Там я сыграл отца двух парней­хоккеистов. Я видел отрывки — там точно будет интереснее.

— К счастью, спектакли театра Джигарханяна в Череповце начинаются в семь часов вечера и дольше двух часов не длятся. К началу трансляций футбольных матчей чемпионата Европы с участием России отстреляетесь…

— Я не очень люблю смотреть, как играет наша сборная. Я вас уверяю, что дай мне сейчас три месяца, чтобы прийти в форму, — я среди них не потеряюсь. Болеть, конечно, буду, но за страну, а не за эту сборную. А если честно, справедливее было бы, если бы Англия вместо нас на чемпионат поехала.

— Как, по­вашему, футболисту нужен актерский талант — перед глазами судьи красиво упасть, правдоподобно схватиться за якобы больную ногу, которую соперник и не тронул?

— Да неплохо бы обладать задатками артиста, но они с опытом сами собой приходят. Жизнь заставит. Так, как на футбольном поле, ни на какой сцене не сыграют: с невиннейшим лицом он будет уверять судью, что ничего не делал и против противника не злоумышлял.

— Вопрос о другом сериале, который обрел славу одиозного, — «Есенин», где вы сыграли издателя поэта. К сериалу множество претензий у историков и филологов. А вы по проше­ствии времени как к нему относитесь?

— Мне сериал нравится. Сергей Безруков там потрясающе играет, я отношусь к нему с громадным уважением. Сериалу «Есенин» многие ставили палки в колеса. Расскажу, о чем знаю доподлинно. У каждого крупного канала есть свои шпионы на других каналах. НТВ прознал про премьеру «Есенина» на «Первом канале» и во время показа за час до сериала поставил «Бригаду». Зрители, посмотрев «Бригаду», переключали на «Первый» и видели Сашу Белого с белыми волосами и читающего стихи. Посмотрев пять минут, искали другой канал. Потому что переключения в мозгу с одного безруковского образа на другой не происходило. Все это подпортило «Есенину» рейтинг.

Сергей Виноградов
№111(22274)
20.06.2008

Источник: Газета «Речь»