20 июня 2008 года. 09:11

Льгота есть. Билетов нет

С этого года несколько десятков категорий льготников получили право ездить из одного районного центра в другой бесплатно. Однако череповчане жалуются, что не на всех автовокзалах признают такое право, и обращаются в «Речь» с просьбой прояснить ситуацию.
Речь идет о стопроцентной льготе на межрайонные внутриобластные автобусные маршруты, предоставляемой в соответствии с областным законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области».

— Мы со знакомым решили съездить на автобусе в Устюжну, — рассказывает Валентина ВЕРИЧЕВА. — На чепеповецком вокзале нам без проблем дали бесплатные билеты, ехали на комфортном автобусе. По­знакомились в пути с женщиной, которая постоянно ездит. Она сказала, что в Череповце проблем нет, а из Устюжны бесплатно практически не выехать — не дают билетов. Ну, приехав в Устюжну, мы сразу подошли к кассам и попросили билеты на этот же день на вечерний рейс. Кассир отказала, мол, нет бесплатных. Попросили на 14.30. То же самое. А я в ведомость заглянула — она почти пустая. Как же нет билетов? С горем пополам мы выбили билеты на 13.00 следующего дня. Ехали на старом «пазике». Разговорились с водителем автобуса, он поделился: мол, всех льготников посылают на этот рейс. Доброе дело губернатор придумал — жаль, загубили…

Ветеран труда и пенсионер МВД Виктор ЯИКОВ сообщил, что весной кассир вологодского автовокзала ему и вовсе отказала в выдаче «нулевого» билета:

— Сказала, что нет такой льготы, и ткнула мне какую­то бумагу. Почему же тогда из Череповца я доехал бесплатно?

Пытаясь разобраться в причинах отказов, льготники­череповчане задаются вопросами.

Может быть, действие этого закона распространяется не на все межрайонные маршруты?

Нет, отвечают специалисты, льгота предоставляется на всех внутриобласт­ных межрайонных маршрутах независимо от места посадки — Вологда это, Череповец или Никольск. Комитетом по транспорту и связи области заключены договоры на транспортное обслуживание граждан с 29 предприятиями и 12 частными предпринимателями. Все они работают в соответствии с официально утвержденным расписанием, которое включает около 80 маршрутов.

— Никто из этих перевозчиков при наличии свободных мест в автобусе не имеет права отказать льготнику в бесплатном проезде, — утверждает Светлана СЕВЕРИНА, главный специалист комитета по транспорту и связи области. — Бывают случаи, когда какой­нибудь частник, купивший автобус, работает вне расписания и, как правило, льгот не предоставляет. Но мы кассовые продажи с автовокзалов на такие маршруты не открываем и, в общем­то, их деятельность пресекаем. Со всеми перевозчиками, работающими через кассы, у нас заключены договоры на возмещение затрат на организацию транспортного обслуживания.

Может быть, количество льготных мест на каждый рейс ограничено?

— Никаких ограничений нет. Кассирам должно быть без разницы, кто приобретает билет — льготник или не льготник, — поясняют в справочной череповецкого автовокзала.

Чем же тогда объяснить эти факты отказов? Самоуправством перевозчиков и сотрудников автовокзалов?

— К нам таких жалоб еще не поступало. С такими случаями нужно разбираться индивидуально, — говорит Светлана Северина. — Может быть, у этих граждан документы были не в порядке или не было с собой удостоверения, подтверждающего право на льготу. Мне известны два случая, когда жителям Череповца отказали в Вологде в бесплатном проезде. Они подали документы на присвоение звания «Ветеран труда», но удостоверения еще не получили. Работники автовокзала обратились ко мне с вопросом, имеют ли они право на льготный проезд. Раз нет в наличии удостоверения, льготу предоставить нельзя. Мы руководствуемся постановлением, где четко прописано, какие документы должны иметь пассажиры при приобретении билета…

Может быть, перевозчикам невыгодно возить льготников, поэтому они всячески уклоняются от этого?

Теоретически с момента введения стопроцентной льготы на межрайонные маршруты перевозки должны были стать даже прибыльнее. Специалисты отмечают, что поток пассажиров, имеющих право на эту льготу, значительно увеличился. А чем больше людей воспользуется этой льготой, тем больше денег получат перевозчики, потому что стоимость каждого «нулевого» билета должна им полностью возмещаться из областного бюджета.

Другое дело — возмещается ли? Может быть, у области перед перевозчиками долги, расходы перевозчиков не компенсируются?

По неофициальной информации, полученной в ходе этого небольшого расследования, именно долги являются причиной того, что льготникам отказывают в бесплатном проезде. Говорят, что в областном бюджете изначально была заложена слишком маленькая сумма на эти расходы, и она быстро оказалась исчерпана.

Возможно, это объяснение близко к истине. По крайней мере, факт наличия задолженности официально подтвердили, хоть и частично.

— Межрайонные перевозки финансируются через наш комитет, — объясняет председатель областного комитета по транспорту и связи Владимир КРАВЧУК. — С 25­го числа мы с департаментом финансов начнем перечислять деньги уже за июнь. Общая сумма составляет более 11 млн 400 тыс. рублей. На сегодня задолженности по перевозке льготников нет. За исключением федеральных льготников. Не вдаваясь в детали, объясню почему. Бесплатный проезд на межрайонных маршрутах введен областным правительством, и эта льгота предоставляется не только областным, но и федеральным льготникам. Однако на федеральном уровне такой льготы нет, поэтому деньги на федеральных льготников оттуда не поступают. Значит, область должна финансировать перевозку и федеральных льготников. И она финансировала — за счет переброски средств с последующих месяцев на предыдущие. Теперь день­ги кончились, и мы ждем внесения изменений в областной закон о мерах соцподдержки. На ближайшей сессии Законодательного собрания области поправки будут приняты, и имеющиеся долги по перевозке федеральных льготников будут ликвидированы за счет областного бюджета.

Даже если бы долги были большие, могло ли это отразиться на продаже билетов?

— Граждане вам жаловались на то, что им отказывают в вокзальных кассах. Так? — рассуждает Владимир КРАВЧУК. — Но автовокзалы и перевозчики — это отдельные структуры. В процесс продажи билетов перевозчику не вмешаться, он не может сказать: этого повезу, а этого не повезу.

Может быть, у кассиров зарплата зависит от сумм, собранных от продажи билетов?

В администрации вологодского автовокзала в ответ на этот вопрос рассмеялись:

— Нет, никак не зависит…

Что же делать льготникам, если им необоснованно отказали в бесплатном проезде?

— Пусть обращаются к нам, мы разберемся и примем меры, — говорят сотрудники комитета по транспорту и связи области. — Для этого нужна конкретная информация: такого­то числа, в таком­то городе, такой­то кассир и т.д. Нужно, чтобы факт был зафиксирован.

Адрес комитета по транспорту и связи области: 160014, г. Вологда, ул. Горького, 86. Телефон (8172) 54­55­41. Жалобы лучше направлять в письменном виде, указав точные сведения о случившемся: автовокзал, маршрут, дата, время рейса, ФИО кассира. Если вам пришлось приобрести билет платно, приложите его копию.

При приобретении бесплатного билета нужно иметь с собой документы, подтверждающие право на льготу. Помимо документа с наименованием льготной категории (удостоверение, свидетельство) нужно предъявлять паспорт, а ряду категорий льготников — и пенсионное удостоверение.

Татьяна Тихонова
№111(22274)
20.06.2008

Источник: Газета «Речь»