18 июня 2008 года. 07:36

«Жильцы и ЖЭКи пока враги»

Сегодня мы продолжаем тему взаимодействия коммунальных структур и старших по подъездам, которую подняли героини публикации «Кто в доме старший» («Речь» от 4.06.2008 г., № 101). К обсуждению подключился глава совета ветеранов мэрии Виктор Виноградов. Как бывший советник мэра по вопросам местного самоуправления и межрегиональным связям, Виктор Петрович хорошо владеет темой развития общественного самоуправления в городе и знает опыт других регионов. Мы приводим его позицию.
— Проблема, которую подняли героини публикации, попала в струю с тем, над чем второй год подряд работает городской общественный совет, членом которого я являюсь. Когда мы планировали работу на текущий год, выносили отдельным пунктом следующее: инициировать развертывание комплексной работы по развитию самоорганизации граждан по месту жительства, включая территориальное общественное самоуправление.

Сегодня этими вопросами занимается департамент ЖКХ. Но какая ситуация объективно сложилась?

В начале 90­х годов, когда вся прежняя система рухнула, наш город принялся осваивать два крупных кредита Международного банка — по транспорту и по реформированию жилищно­коммунального хозяйства. Нас интересует второй, его тогда, кстати, получили лишь около восьми городов по всей стране. При освоении этого кредита ориентация была одна — на создание товариществ собственников жилья (ТСЖ), тогда их еще называли по­европейски кондоминиумами. Деньги шли целенаправленно на те дома, где можно было внедрять кондоминиумы. А где их можно было внедрять изначально? В более новых домах, которые не требуют капитальных ремонтов.

Так вот, ориентируясь именно на создание ТСЖ, наш город сразу упустил другие возможные линии реформирования ЖКХ. Между тем вся страна начала наводить порядок в жилищно­коммунальной сфере именно с самоорганизации граждан по месту жительства: с создания органов территориального общественного самоуправления (ТОС), с выбора старших по подъездам, домам и т.п.

В 1998 году нам с Николаем Савенковым (зам. мэра — ред.) поручили оперативно разработать положение об органах ТОС. За две недели мы подготовили в общей сложности пять документов, собрали представителей всех заинтересованных структур на совещание. Но органы ТОС у нас не пошли, потому что было принято такое решение: если город начнет заниматься ими, то не выполнит обязательства по освоению кредита и созданию ТСЖ. Зато начали активно развивать общественные пункты охраны порядка. Это хорошо, но специфика у них совершенно другая — жилищно­коммунальными проблемами, которые для жильцов не менее важны, чем правопорядок, они не занимаются. Поэтому актуальность вопроса по самоорганизации граждан осталась.

Что есть на сегодня? Есть неорганизованные жители и есть ЖЭКи. Они же, по сути дела, враги. Потому что у одних течет, а у других не хватает средств. Со всеми договориться можно — с каждым в отдельности ЖЭК никогда не будет договариваться. Если бы была развита самоорганизация, все проблемы решались бы в планомерном порядке. Как решал их в свое время орган ТОС — единственный в нашем городе. Даже его уже год не слышно. А почему? По простой причине: он не нашел поддержки, потому что «с энтузиастами работать неудобно». Между тем по 131­му закону о местном самоуправлении все городские округа обязаны разработать положения об органах ТОС. Это значит, что органы ТОС стали законной формой участия граждан в местном самоуправлении. Череповчане могут создавать органы ТОС, но пока только теоретически. Нужен организационный толчок, а он может поступить только от органов власти, которые несут гражданскую миссию — заниматься организацией граждан.

Я хорошо понимаю проблемы, с которыми столкнулись женщины, вынесшие тему старших по подъездам на обсуждение. Главная причина — отсутствие системы в целом по городу, отсутствие общего настроя. Эти женщины, будучи старшими, чувствуют себя белыми воронами, у них нет компании единомышленников, они один на один с ЖЭКом.

Я излагаю свою позицию не в пику органам местного самоуправления. Моя задача — найти варианты эффективного взаимодействия, прийти к консенсусу, чтобы соблюдались интересы всех сторон. Можно обратиться к опыту других городов, где органы самоуправления активно занимаются самоорганизацией граждан по месту жительства. Взять, к примеру, Томск. Там создано более 500 органов ТОС, и большинство из них активно участвуют в управлении городским хозяйством. Советы ТОС проводят разъяснительную работу среди населения по новому Жилищному кодексу, оказывают практическую помощь в оформлении документов по выбору способов управления домами, помогают органам социальной защиты выявлять нуждающихся и др. А в Ярославле очень развит институт старших по дому, и старшие имеют большие коммунальные льготы.

Подготовила Татьяна Тихонова
№109(22272)
18.06.2008

Источник: Газета «Речь»