Мусор захватывает земли
Участки, выделенные ветеранам и инвалидам, превращаются в нелегальный мусорный полигон
Земельные участки за ул. Олимпийской, которые в 2004 — 2005 годах получили на правах аренды порядка девяти сотен льготников, превращаются в огромную свалку строительного мусора. «На днях сюда привезли около десяти грузовиков: свалили разрушенные куски стен, спиленные тополя, асфальт, в общем, все, что можно. Они никого не стесняются, возят почти каждый день и разгружаются на глазах у прохожих», — рассказывает Елена, муж которой выкупил здесь участок у чернобыльца. Молодая семья хочет построить на земле дом, но теперь поверх земли — несколько слоев отходов.
Елена (имя изменено по просьбе девушки, связанной с ее личными обстоятельствами) прекрасно знает о происходящем, так как практически каждый вечер, когда позволяет погода, она прогуливается с ребенком за ул. Олимпийско. Молодая мать уже изучила происходящий здесь производственный процесс: вечером, с 18 до 21 часа, миновав военкомат, сюда начинают съезжаться «КамАЗы». В их кузовах — строительный мусор: перекрытия, побитые фонарные столбы, раскромсанные фундаментные блоки, куски асфальтового покрытия и так далее. Справа от дороги — уже построенные коттеджи. Слева — земля льготников; в основном от 6 до 12 соток на человека. На эти земельные участки предприимчивые водители и сваливают весь мусор.
— Валят не только на сами участки, но и на инженерные сети, которые буквально только что закопали, — возмущается Елена. — А если потом дома к ним подключать, то тоже слой мусора снимать придется? Экскаватор тут чтот рыл, так мы подошли специально к водителю, спросили, сколько машин за день проезжало с мусором. Он сосчитать не мог: мол, идут чуть ли не потоком. Звонили, спрашивали, сколько стоит этот мусор убрать, так нам сказали, что только разгрести — 10 тыс. рублей, а если еще и вывезти, то смело накидывайте еще столько же, если не больше. Тут богатых ведь нет, откуда у нас такие деньги?
Именно по той причине, что «богатых здесь нет», многие участки до сих пор и стоят неосвоенными. Лишь на некоторых из них вялыми темпами возводится индивидуальное жилье, под которое и выделялись земли. Льготников можно понять: одни просто не располагают средствами на строительство, других пугает неясность вопроса с инженерными коммуникациями, а ктот выжидает, чтобы потом просто продать право аренды повыгоднее. Шесть соток земли уже сейчас стоят здесь примерно 500 — 600 тыс. рублей. Естественн, сваленный поверх мусор стоимости этой земле не прибавляет, а, наоборот, только уменьшает.
Маршрут для свалки мусора, по мнению обладателей участков, был выбран водителями грузовиков после того, как около года назад возобновилась работа экологических постов, в том числе тех, что стоят на ул. Ивачевской и на ул. Боршодской, то есть в непосредственно близости от ул. Олимпийской и направления на «льготные земли». После закрытия двух популярных маршрутов для свалки и возник новый, где пост отсутствует, да и людей поменьше.
— Когда мы занимались охраной на экопостах, то совместно с управлением по охране окружающей среды заранее просчитывали возможные пути объезда шлагбаумов, и на эти пути регулярно заезжали машины нашего агентства. Как теперь, не знаю, — поясняет Александр Лапатанов, директор охранного агентств «Ермак» и атаман череповецких казаков, которые ранее защищали экопосты.
К слову, казакам за полгода своей работы удалось поймать 12 нарушителей. Предыдущее агентство примерно за год работы не поймало ни одного, что затем и послужило основанием для временного закрытия экопостов. Казаки считают, что причина результативности — не само наличие постов, а регулярные выезды по сигналам жителей и патрулирование. Впрочем, в конце прошлого года прошел очередной конкурс с новыми условиями, и охранное агентство вновь поменялось: в итоге посты остались, а вот машины охраны на «мусорных» дорогах замечать перестали.
— Караулить нарушителей на месте у нашего управления нет возможности, — рассказывает ведущий специалист отдела экологического контроля управления по охране окружающей среды Ирина Захарова. — Раньше на самом деле казаки звонили… Мы рекомендуем жителям в случае, если они видят несанкционированное сваливание мусора, переписывать номера машин и потом сообщать нам. Еще лучше, если человек сможет найти двух свидетелей, которые затем все подтвердят. Мы запросим данные из ГИБДД, после чего оформим материал, который будет направлен в административную комиссию, а она уже наложит штраф или ограничится предупреждением. Схема отработанная, санкции по ней применяются регулярно.
Штраф, как правило, составляет несколько тысяч рублей в зависимости от того, на кого именно он накладывается. Не секрет, что зачастую ответственност за действия ремонтно фирм, руковод которых прямо рекомендует водителям сваливать мусор «куданибуд», лишь бы не платить деньги за легальный полигон в Новых Углах, несут сами водители. Они и получают штрафы как частные лица, после чего многие из них просто ищут другие пути для свалки, ведь хозяин все равно не оплатит законную схему.
К слову, о законной схеме. Вывоз кубометра отходов в Новые Углы в муниципальной организации «Спецавтотран» стоит сегодня 82 рубля, утилизация этого кубометра — 51 рубль. Если человек везет мусор своим транспортом, то он оплачивает только утилизацию. Кузов среднего «КамАЗа» вмещает около 8 кубометров. Несложный расчет показывает: за каждый свой «КамАЗ» организация или частный предприниматель должны заплатить 408 рублей.
— Копейки, но никто не хочет их платить, — считает руководитель «Спецавтотранса» Александр Хилов. — Валят мусор по всему городу, кто где место найдет. У нас есть организации, которые все эти работы вообще ведут без разрешений и согласований, им не до мусора. Как вариант, можно было бы ввести обязательную отчетность строительных компаний перед тем же управлением экологии: то есть если ты взял подряд на работы, то потом отчитайся, куда мусор вывез. И нам деньги идут (полигонт содержать надо), и городу лучше.
Учитывая тот объем ремонтностроительны работ, который сейчас ведется в Череповце, вопрос с утилизацией отходов, вероятно, будет стоять все острее. И, видимо, пока за решение этого вопроса не возьмутся в комплексе, ближайшие пригороды так и будут превращаться в свалки, что происходит уже несколько последних лет. Ведь строительство дорог, зданий и офисов безотходным может быть разве что по словам подрядчика. Если его, конечно, об этом вообще ктот спросит.
Андрей Ненастьев
№106(22269)
11.06.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →