3 июня 2008 года. 08:14

Закат сочинения

Все меньше и меньше 11-­классников готовы писать сочинение
Это показал и экзамен, который состоялся вчера в школах города. Вологодский первоклассник решил, что школьники Череповца должны вспомнить Жуковского, Шолохова, Тургенева и Блока. Решил вчера утром ровно в 8.34. По­смотрев с экрана телевизора на замерших в ожидании старшеклассников, он, не торопясь, вытащил из лототрона билет, на котором цифра «30» выведена. Выбор первоклассника в прямом эфире транслировало областное телевидение. Следующие шесть часов 11­классники области писали все, что они думают о Григории Мелехове, Базарове, стихах Жуковского. Впрочем, как оказалось, большинство выпускников данные темы предпочли обойти стороной. Вместо сочинения они заняли себя изложением.

— У нас был Сергей Есенин, — произнесла в трубку телефона одна из 11­классниц и задумчиво посмотрела на закрытую дверь кабинета, за которой ученики школы № 26 еще продолжали писать изложение. В соседнем кабинете самые смелые 11­классники, — а их оказалось всего­то пять человек, — дописывали сочинение. Впрочем, экзамен, который вчера прошел в школах всей страны, выпускники и не думали называть самым сложным. После шести часов письменной работы представители поколения, которое называют «нечитающим», выходили из кабинета уверенной походкой.

— Сочинение удобнее. К нему подготовиться можно. Так что все прошло весело. Вот только палец немного устал, — произнес 11­классник школы № 26 Илья Сидун и стряхнул с рукава пиджака несуществующую соринку. — Выбрал тему по лирике Жуковского и доказал наличие романтизма в его стихах. Хотел бы повторить сегодняшний экзамен? Ну, может, лет через десять. А вообще, сочинение не надо делать обязательным испытанием. Оно должно быть по желанию ученика.

Как отмечают учителя русского языка и литературы, с каждым годом все меньше и меньше школьников решаются вывести на белых листах слово «сочинение».

— У нас, наверное, литература утратила свою роль. Немного и вузы в этом виноваты. Они убрали из экзаменов сочинение, а дети ведь достаточно прагматичны. Если не надо, то не надо. Выберут изложение, которое все­таки проще. Но 5 — 6 человек в классе остаются, которые любят книги и не боятся излагать свои мысли на заданную тему. В прошлом году сочинение выбрали больше десяти человек, — отметила учитель русского языка и литературы школы № 26 Елена Давыдова.

В вузах нежелание школьников писать сочинения ставить себе в вину и не думают. Вместо этого там готовы рассказать, что у выпускников школ «атрофируются навыки письменной и устной речи». Виновато в этом все то же ЕГЭ.

— Сейчас, когда коммуникационные навыки человека выходят на первый план, в школах из урока в урок учат ребят, как лучше сдать ЕГЭ и где поставить «галочку». Я прекрасно понимаю родителей и учителей, но школам надо бы запретить подготовку ребят только к единому госэкзамену. Если мы этого не сделаем, сочинение как таковое изживет себя, — считает директор гуманитарного института ЧГУ Александр Чернов.

Сочинение «изжило себя» и при поступлении на одну из самых популярных специальностей гуманитарного института — «Связ с общественностью». Вместо него абитуриенты сдают лишь творческий конкурс. В первой его части от них ждут рассуждений о состоянии современного шоу­бизнеса, журналистики или политики. Во второй — небольшого рассказа о себе.

— У нас во главе угла все­таки не филология, поэтому досконального знания творчества русских писателей мы уже не требуем. Хотя тот же Александр Пушкин был одним из выдающихся мастеров владения коммуникацией. Многие журналисты и специалисты в области PR могли бы у него многому научиться, — задумчиво произнес Александр Чернов.

Несмотря на популярные сейчас споры — устарели или нет шестичасовые мытарства школьников — мало кто из уже состоявшихся людей забыл тему, на которую ему пришлось рассуждать на экзамене.

Руководитель кадрового центра предприятий группы «Северсталь» Светлана Корсакова:

— Тему помню прекрасно. Это был Максим Горький «Мать». Что­то о роли партии писала. Помню, было тяжело и долго. Но оценку получила очень хорошую. Сейчас бы уже не смогла написать сочинение. Другое дело, аналитический отчет. Ему, в отличие от сочинения, можно найти применение.

Директор «Службы спасения» Геннадий Малышев:

— По творчеству Владимира Маяковского, одного из своих самых любимых поэтов, и писал сочинение. Точно тему не помню, но оценка была 5/4. Я очень хорошо относился к учебе, поэтому от этого экзамена не осталось ощущение, что было трудно. Мог бы и повторить тот экзамен, вернуться в прошлое.

Директор гуманитарного института ЧГУ Александр Чернов:

— Я писал по творчеству Антона Чехова. Что писал, не помню. Оценку получил хорошую, за что спасибо преподавателям школы № 26, где я и учился. Помню, что они волновались даже больше, чем мы сами. Тогда как раз начался очередной эксперимент: на экзамене нам разрешили пользоваться словарями.

Выпускникам этого года разрешено пользоваться не только словарями, но и заглянуть в текст художественного произведения. Его 11­классникам готовы выдать уже через час после того, как начали писать сочинение. А вот орфографические словари школьники получают за час до конца экзамена.

Темы изложений.

1. Отрывок из художественного произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети». Аргументированный ответ на вопрос: «Как и почему изменялось отношение Базарова и Аркадия на протяжении романа».

2. Отрывок из художественного произведения «Дворянское гнездо» И.С.Тургенева. Аргументированный ответ на вопрос: «Какую роль в жизни Лаврецкого сыграла встреча с Лизой Калитиной».

3. Отрывок из критической статьи Ю.Л.Прокушева «Слово о Есенине». Аргументированный ответ на вопрос: «Как в лирике Есенина соединяется тема природы с темой родины».

Темы сочинений.

1.а) Разговор Григория Мелехова со Степаном Астаховым. (Анализ главы 19 второй части книги первой романа М.А.Шолохова «Тихий Дон».)

б) Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из главы 7 книги первой романа М.А.Шолохова «Поднятая целина».)

2. «Изображаемая Жуковским природа — романтическая природа, дышащая таинственной жизнию души и сердца…» (В.Г.Белинский). (По лирике В.А.Жуковского.)

3. Финал романа и его связь с проблематикой произведения (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

4. Своеобразие сюжета и конфликта поэмы А.А. Блока «Двенадцать».

5. «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цены истины и счастья не узнал». (И.А.Добролюбов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Екатерина Дементьева
№100(22263)
03.06.2008

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

«Мрак» - Георгий Филимонов прокомментировал разваливающуюся дорожную плитку на площади Бабушкина

Мэр города планирует в будущем году демонтировать только что положенное покрытие и заасфальтировать проезжую часть у железнодорожного вокзала

Последнее в рубрике

Дистанционные мошенники обирают вологжан в среднем на 2 миллиона рублей каждый день

За первые пятнадцать дней наступившего года пострадали уже 59 наших земляков