Закат сочинения
Все меньше и меньше 11-классников готовы писать сочинение
Это показал и экзамен, который состоялся вчера в школах города. Вологодский первоклассник решил, что школьники Череповца должны вспомнить Жуковского, Шолохова, Тургенева и Блока. Решил вчера утром ровно в 8.34. Посмотрев с экрана телевизора на замерших в ожидании старшеклассников, он, не торопясь, вытащил из лототрона билет, на котором цифра «30» выведена. Выбор первоклассника в прямом эфире транслировало областное телевидение. Следующие шесть часов 11классники области писали все, что они думают о Григории Мелехове, Базарове, стихах Жуковского. Впрочем, как оказалось, большинство выпускников данные темы предпочли обойти стороной. Вместо сочинения они заняли себя изложением.
— У нас был Сергей Есенин, — произнесла в трубку телефона одна из 11классниц и задумчиво посмотрела на закрытую дверь кабинета, за которой ученики школы № 26 еще продолжали писать изложение. В соседнем кабинете самые смелые 11классники, — а их оказалось всегото пять человек, — дописывали сочинение. Впрочем, экзамен, который вчера прошел в школах всей страны, выпускники и не думали называть самым сложным. После шести часов письменной работы представители поколения, которое называют «нечитающим», выходили из кабинета уверенной походкой.
— Сочинение удобнее. К нему подготовиться можно. Так что все прошло весело. Вот только палец немного устал, — произнес 11классник школы № 26 Илья Сидун и стряхнул с рукава пиджака несуществующую соринку. — Выбрал тему по лирике Жуковского и доказал наличие романтизма в его стихах. Хотел бы повторить сегодняшний экзамен? Ну, может, лет через десять. А вообще, сочинение не надо делать обязательным испытанием. Оно должно быть по желанию ученика.
Как отмечают учителя русского языка и литературы, с каждым годом все меньше и меньше школьников решаются вывести на белых листах слово «сочинение».
— У нас, наверное, литература утратила свою роль. Немного и вузы в этом виноваты. Они убрали из экзаменов сочинение, а дети ведь достаточно прагматичны. Если не надо, то не надо. Выберут изложение, которое всетаки проще. Но 5 — 6 человек в классе остаются, которые любят книги и не боятся излагать свои мысли на заданную тему. В прошлом году сочинение выбрали больше десяти человек, — отметила учитель русского языка и литературы школы № 26 Елена Давыдова.
В вузах нежелание школьников писать сочинения ставить себе в вину и не думают. Вместо этого там готовы рассказать, что у выпускников школ «атрофируются навыки письменной и устной речи». Виновато в этом все то же ЕГЭ.
— Сейчас, когда коммуникационные навыки человека выходят на первый план, в школах из урока в урок учат ребят, как лучше сдать ЕГЭ и где поставить «галочку». Я прекрасно понимаю родителей и учителей, но школам надо бы запретить подготовку ребят только к единому госэкзамену. Если мы этого не сделаем, сочинение как таковое изживет себя, — считает директор гуманитарного института ЧГУ Александр Чернов.
Сочинение «изжило себя» и при поступлении на одну из самых популярных специальностей гуманитарного института — «Связ с общественностью». Вместо него абитуриенты сдают лишь творческий конкурс. В первой его части от них ждут рассуждений о состоянии современного шоубизнеса, журналистики или политики. Во второй — небольшого рассказа о себе.
— У нас во главе угла всетаки не филология, поэтому досконального знания творчества русских писателей мы уже не требуем. Хотя тот же Александр Пушкин был одним из выдающихся мастеров владения коммуникацией. Многие журналисты и специалисты в области PR могли бы у него многому научиться, — задумчиво произнес Александр Чернов.
Несмотря на популярные сейчас споры — устарели или нет шестичасовые мытарства школьников — мало кто из уже состоявшихся людей забыл тему, на которую ему пришлось рассуждать на экзамене.
Руководитель кадрового центра предприятий группы «Северсталь» Светлана Корсакова:
— Тему помню прекрасно. Это был Максим Горький «Мать». Чтото о роли партии писала. Помню, было тяжело и долго. Но оценку получила очень хорошую. Сейчас бы уже не смогла написать сочинение. Другое дело, аналитический отчет. Ему, в отличие от сочинения, можно найти применение.
Директор «Службы спасения» Геннадий Малышев:
— По творчеству Владимира Маяковского, одного из своих самых любимых поэтов, и писал сочинение. Точно тему не помню, но оценка была 5/4. Я очень хорошо относился к учебе, поэтому от этого экзамена не осталось ощущение, что было трудно. Мог бы и повторить тот экзамен, вернуться в прошлое.
Директор гуманитарного института ЧГУ Александр Чернов:
— Я писал по творчеству Антона Чехова. Что писал, не помню. Оценку получил хорошую, за что спасибо преподавателям школы № 26, где я и учился. Помню, что они волновались даже больше, чем мы сами. Тогда как раз начался очередной эксперимент: на экзамене нам разрешили пользоваться словарями.
Выпускникам этого года разрешено пользоваться не только словарями, но и заглянуть в текст художественного произведения. Его 11классникам готовы выдать уже через час после того, как начали писать сочинение. А вот орфографические словари школьники получают за час до конца экзамена.
Темы изложений.
1. Отрывок из художественного произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети». Аргументированный ответ на вопрос: «Как и почему изменялось отношение Базарова и Аркадия на протяжении романа».
2. Отрывок из художественного произведения «Дворянское гнездо» И.С.Тургенева. Аргументированный ответ на вопрос: «Какую роль в жизни Лаврецкого сыграла встреча с Лизой Калитиной».
3. Отрывок из критической статьи Ю.Л.Прокушева «Слово о Есенине». Аргументированный ответ на вопрос: «Как в лирике Есенина соединяется тема природы с темой родины».
Темы сочинений.
1.а) Разговор Григория Мелехова со Степаном Астаховым. (Анализ главы 19 второй части книги первой романа М.А.Шолохова «Тихий Дон».)
б) Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из главы 7 книги первой романа М.А.Шолохова «Поднятая целина».)
2. «Изображаемая Жуковским природа — романтическая природа, дышащая таинственной жизнию души и сердца…» (В.Г.Белинский). (По лирике В.А.Жуковского.)
3. Финал романа и его связь с проблематикой произведения (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)
4. Своеобразие сюжета и конфликта поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
5. «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цены истины и счастья не узнал». (И.А.Добролюбов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
Екатерина Дементьева
№100(22263)
03.06.2008
«Мрак» - Георгий Филимонов прокомментировал разваливающуюся дорожную плитку на площади Бабушкина
Мэр города планирует в будущем году демонтировать только что положенное покрытие и заасфальтировать проезжую часть у железнодорожного вокзала→
Дистанционные мошенники обирают вологжан в среднем на 2 миллиона рублей каждый день
За первые пятнадцать дней наступившего года пострадали уже 59 наших земляков →