Наука «Любить свою родину»
Историю своего города и страны должен знать каждый человек. Этому нас учат в школе, в институте, для этого создано множество музеев, — только в Череповце их 11. Но зачем нам эти знания? Интересуются ли череповчане историей своего края? Сегодня мы попытались ответить на эти вопросы и изучить «историю» со всех сторон.
Нужно ли знать историю своего города и страны?
С таким вопросом мы обратились к жителям нашего города. Подавляющее большинство череповчан отвечает на него положительно. Но что они знают о событиях, которые происходили 100 или 200 лет назад, и кто повлиял на развитие города? Из 30 опрошенных нами человек 18 смогли назвать только несколько фамилий — Милютин, Верещагин и Северянин. А на вопрос, что они сделали полезного, и вовсе затруднились ответить. Девять респондентов кроме того, что Череповец основан Афанасием и Феодосием, ничего не смогли вспомнить, причем трое череповчан перепутали их имена с создателями славянской азбуки Кириллом и Мефодием.
О чем это говорит? О низком уровне исторического образования в школах и вузах нашего города, о нежелании череповчан знать свои истоки или о недостаточном внимании со стороны чиновников к истории нашей области и города в частности?
Однозначного ответа на данный вопрос нет. Однако можно сказать, что уровень интереса к истории Череповца за последние несколько лет явно возрос.
Об этом свидетельствует так называемая «эпоха возрождения» памяти великого череповецкого градоначальника Ивана Милютина. Это сейчас кажется вполне логичным, что в городе существует Доммузей Милютина, посвященный жизни и деятельности череповецкого головы, памятник, установленный в его честь на одноименной площади у Дворца бракосочетания. Но еще 20 — 30 лет назад имя Милютина было вычеркнуто из истории, а могила градоначальника уничтожена.
Большая заслуга в том, что память о И.А.Милютине возрождается, принадлежит историкукраеведу Эльвире Риммер. Она является автором монографии «Город и Река», повествующей о заслугах Ивана Андреевича.
— Этот политический деятель, — рассказывает Эльвира Петровна, — является одной из ярчайших личностей в истории Череповца. Благодаря его работе город стал известен не только в России, но и за рубежом. При этом он был очень бескорыстным человеком, всю жизнь нуждался — в его кармане часто не было и двухсот рублей. Милютин искренне заботился о своем народе.
— Можно ли говорить о росте интереса горожан к истории нашего города за последнее время?
— Скорее всего, мы просто заставили людей обратить внимание на историю нашего города. И я даже с некоторой гордостью прохожу мимо памятника Ивану Андреевичу, потому что в его установлении есть и моя заслуга. Замечательно, что в нашем городе появился музей Милютина. Но он по большей части какойто интерьерный, там нет полной экспозиции о деятельности череповецкого головы и его заслугах. Мне кажется, что музей необходимо перестраивать.
— Как вы считаете, историю своего города и страны должен знать каждый человек?
— Знание истории необходимо не только руководителям нашей страны, но и обычным гражданам. Любовь к родному краю должна прививаться с самого детства. Именно поэтому мы создали монографию «Прогулка по Воскресенскому проспекту», чтобы любая мама вместе со своим ребенком могла бы прогуляться по городу и рассказать о его истории. Но, к сожалению, как я обнаружила, эта книга привлекает очень мало внимания череповчан. Сейчас даже в музеи стало ходить гораздо меньше людей. Представьте, чтобы сходить в музей семьей, нужно заплатить за билеты родителям, детям, а если еще экскурсия, а еще нужно доехать из другого района города. У нас даже богатые люди ходят в музеи по пригласительным билетам или в дни бесплатного посещения. Я считаю, что нужно ввести обязательное посещение музеев, по крайней мере, для школьников и студентов. Интерес к истории должен поддерживаться на государственном уровне. В других странах, например, затраты на посещение музеев компенсируются. В нашей стране людям приходится выбирать — сходить в музей или купить продукты домой. Выбор очевиден.
Отдельного разговора заслуживает стоимость книг с историческим направлением. В среднем такая книга стоит 200 — 300 рублей. Довольнотаки затратно для семьи, месячный бюджет которой составляет 10 тыс.рублей. Среди учебников и пособий по общей истории нам удалось на книжных прилавках найти несколько о Вологодской области и Череповце, в частности. Но в них собрана только общая информация. Цена такого пособия равна 100 рублям.
В нашем городе наблюдается некоторый дефицит книг по истории родного края. Например, монографию Эльвиры Риммер «Город и Река» вы не сможете найти в продаже, она есть только в библиотеках.
Один из вопросов, который мы задавали людям на улице: как давно вы были в музее последний раз?
Из 30 прохожих 27 признались, что это было в школьные или студенческие годы. А на вопрос: почему не находите времени сходить в музей, самым популярным был ответ — не хватает свободного времени. И только три человека побывали в хранилище истории за последний год.
Вообще, значимость музеев в деле популяризации истории трудно переоценить. Музеи, как машины времени, готовы перенести любого человека, заплатившего за билет, в прошлое.
— Музей — это ощущение реальности, — рассказывает Светлана Чернова, директор Череповецкого музейного объединения. — Он дает чувство сопричастности с историей. Помогает ее понять. Мало прослушать урок в школе про жизнь Верещагина. Необходимо прийти в его дом и ощутить ту атмосферу, в которой он жил. Увидеть предметы, которыми он пользовался, и мебель, на которой сидел. Возможно, именно тогда частица истории останется в сердце школьника. К сожалению, многие люди поверхностно воспринимают историю. Они видят памятник Милютину, но не знают, почему его установили. Здесь, в музее, мы пытаемся объяснить причину событий. Мало помнить — нужно понимать. Нужно любить историю своего города. А сейчас, в основном, историей интересуются единицы, и меньше, чем 10 лет назад. Но в последнее время все же можно отметить положительные тенденции. Вообще, историю родного края должен знать каждый. Прежде всего для того, чтобы уважать себя. История — это та социальная сфера, которая позволяет нам выбирать правильный путь и не наступать на одни и те же грабли. Здесь, в музее, мы стараемся заинтересовывать каждого человека, который к нам приходит. Если ему понравилось то, что он увидел, и то, как рассказывал об этом экскурсовод, человек обязательно вернется.
История является одним из четырех обязательных предметов в высшем учебном заведении. В течение одного или двух семестров, в зависимости от специальности, студент проходит краткий курс мировой истории. Галопом по Европам. При этом история Вологодской области занимает только 10 % от общего курса лекций. Столько же процентов занимает аналогичный курс на специальности «История», но здесь идет расчет не от одного семестра, а от всего периода обучения, то есть пяти лет.
Как нам удалось выяснить, специальность «История» не является самой популярной среди абитуриентов. В прошлом году конкурс составил примерно 2,7 человека на место. Это значительно ниже по сравнению с количеством желающих учиться на специальности «Промышленное и гражданское строительство», конкурс в 2007 году — 5,4.
Однако на протяжении последних пяти лет можно заметить незначительное повышение количества претендующих на место в исторической группе. Сравните сами — конкурс в 2003 году составлял 2,2 человека на место. Можно ли судить по этим цифрам о росте интереса старшеклассников к истории?
— Скорее всего, нет, — отвечает заведующий кафедрой истории ЧГУ Андрей Егоров. — Изменение конкурса можно связать с демографической ситуацией в стране. Мы сможем сказать, что наша специальность стала более популярна, в зависимости от цифр, которые будут в этом году. Поскольку количество абитуриентов сократилось с более чем 2000 до 1500.
Почему молодые люди выбирают специальность «История»? Каждый из них посвоему отвечает на данный вопрос. Комуто хочется поучаствовать в археологических раскопках, комуто посоветовали друзья, ктото набрал наибольшее количество баллов на ЕГЭ по истории. Но понимают ли юные абитуриенты, желающие получить специальность историка, всю ответственность, которую они берут на себя? Безусловно, нет. После окончания вуза они станут не просто преподавателями или работниками музеев, а популяризаторами одной из важнейших наук — любить свою родину.
За последние десять лет, а именно столько исполняется в этом году историческому отделению ЧГУ, было выпущено 147 специалистов, большинство из которых успешно работает по своей профессии. А именно в различных учебных заведениях города, музеях, учреждениях культуры и органах местного самоуправления.
— На данный момент все свободные вакансии учителей истории в школах города заняты выпускниками именно череповецкого вуза, — с гордостью заявляет Андрей Егоров. — Мы стараемся воспитывать в наших студентах патриотизм и профессионализм. Именно благодаря этим двум качествам педагог сможет привить любовь детей к родному городу и стране. Историю необходимо знать любому человеку, тем более крупным политикам. Например, в 90е годы около 60 % руководителей стран были по образованию историками, в наше время этот показатель ниже. Но это говорит о важности истории. Зная ошибки прошлого, мы не будем их повторять в настоящем. Она помогает сформировать мировоззрение и мироощущение.
О проблемах исторического образования в школах заговорили еще в 2003 году. Именно тогда Владимир Путин назвал историю важнейшей из наук для всероссийского ликбеза и призвал ученых переделать учебники, «сняв всю шелуху и пену», которые наслоились за последние десятилетия.
Учителя страны поддержали президента. Но система исторического образования не поменялась до сих пор. О новых «путинских» учебниках рассказывает Галина Быстракова, учитель истории средней школы № 10:
— 10 лет назад школьники лучше знали историю, потому что учебники были проще для понимания. Если раньше история ХХ века изучалась в 11м классе, когда ученик был готов понять, что такое перестройка, то теперь мы это проходим в 9м классе. Получилось, что за два часа в неделю, которые выделяются на изучение истории, ученик должен усвоить больший объем информации. А это вольно или невольно приводит к ухудшению качества образования. Например, в одном из учебников про французскую буржуазную революцию написано четыре параграфа, каждый объемом 10 страниц, а уроков выделено всего два. Очень трудно даже физически подготовить такой большой материал. Поэтому многие ученики негативно относятся к истории. Чтобы этого не происходило, необходимо привести в соответствие содержание учебников и программу, которую мы обязаны выполнять.
Отдельная проблема — изучение истории Вологодской области. Только совсем недавно в школах города появились специальные пособия. Четыре года назад учителям самим приходилось искать материал для выполнения программы — около 13 % от общего курса должно быть посвящено истории родного края.
Многие учителя признаются, что изучение истории превратилось в натаскивание учеников. Главная причина — ЕГЭ. Такие гуманитарные дисциплины прежде всего нужно понимать. И пока чиновники решают вопрос об отмене письменных экзаменов по литературе и истории — ученики продолжают воспринимать поверхностно историю как своей страны, так и мира в целом. Оставаясь при этом заложниками наших политиков.
Историю своего родного края должен знать каждый. Должен, но не знает. Кто в этом виноват? Все и никто. Над повышением уровня исторических знаний должны работать вместе и учителя, и преподаватели в институтах, и работники музеев. Любовь к родному краю должна воспитываться с детства. И это прежде всего забота нашего государства. Только тогда на вопрос: «Что вы знаете из истории своего города?» — каждый сможет ответить: «Я знаю всe».
Дмитрий Годунов
№99(22262)
02.06.2008
«Мрак» - Георгий Филимонов прокомментировал разваливающуюся дорожную плитку на площади Бабушкина
Мэр города планирует в будущем году демонтировать только что положенное покрытие и заасфальтировать проезжую часть у железнодорожного вокзала→
Дистанционные мошенники обирают вологжан в среднем на 2 миллиона рублей каждый день
За первые пятнадцать дней наступившего года пострадали уже 59 наших земляков →