2 июня 2008 года. 16:35

Пейте, люди, порошок!

Недавно Госдума приняла так называемый молочный техрегламент — документ, заменяющий собой ГОСТ. Он устанавливает, что молоком можно называть только то, что имеет непосредственное отношение к корове. Если же продукт сделан из порошка, то это будет уже «молочный напиток». Казалось бы, производители должны были поддержать честные правила игры. Но на деле вышло с точностью до наоборот.
Сразу же после принятия техрегламента представители молочных предприятий собрали пресс­конференцию, на которой грудью встали на защиту порошка. По их мнению, восстановленное молоко является таким же натуральным, как и деревенское. И если назвать его отталкивающим словом «напиток», то большинство потребителей от него откажется. Так ли это? Сегодня потребители лишены возможности точно знать, что они покупают в магазинах под видом молока. Только самые честные производители признаются, что используют порошок. Поэтому точную статистику, сколько в России пьют натурального молока, а сколько восстановленного, никто не знает. Так, глава Молочного союза Владимир Лабинов сначала заявил, что порошковое молоко занимает лишь 13 % рынка. А потом фактически признался, что это «средняя температура по больнице».

Конечно, у молочников есть объяснение тому, почему вместо вкусного и полезного натурального молока потребители должны покупать разбавленный водой порошок. Дескать, в России производ­ство напрямую зависит от сезонных факторов. Летом удои возрастают, а вот осенью­зимой падают. А у потребителей все наоборот: в середине лета спрос уменьшается, зато в осенне­зимний период возрастает. Вот и получается, что без консервации продукта производителям обойтись сложно. К тому же в некоторых регионах — например, в Сибири и на Дальнем Востоке — молочное животноводство развито плохо. А везти туда цельное молоко просто невыгодно. Все это правда. Но почему сезонность спроса­предложения является аргументом против того, чтобы потребители знали происхождение молока, непонятно. Впрочем, некоторые молочники предоставляют подобную информацию.

— Если взять упаковку, надеть очки, а потом еще взять лупу, то можно будет прочитать, из чего изготовлен этот продукт, — смеется зам. директора Института питания РАМН Александр Батурин. Он же объяснил «Известиям», чем молоко «от коровы» отличается от молока восстановленного. — Продукция проходит термическую обработку. В результате погибают полезные микроорганизмы. Нарушается структура белка, на 20 % снижается содержание витамина В2.

В общем, пользы от «молочного напитка» немного. Но производители утверждают, что и натуральное молоко бывает зачастую не самого лучшего качества. Молочники уверены: после того как их продукция в одночасье превратится в «молочные напитки», по­требители устроят ей самый настоящий бойкот. Первые маркетинговые исследования показали, что около 80 % населения не готовы по­треблять «напиток». Значит, дефицит на рынке питьевого молока неизбежен, — делают выводы «молочники». И цепляются за аргумент: мол, любые изменения приводят к росту цен. Тем не менее, люди имеют право знать, какое молоко они пьют, и уже в соответ­ствии с этим делать выбор.

Сергей Комлев
№99(22262)
02.06.2008

Источник: Газета «Речь»