27 мая 2008 года. 09:23

От направлений — к дорогам

Череповецкие загородные трассы в этом сезоне вновь остаются без капремонтов. Но с перспективой их проведения
На региональных и федеральных дорогах Вологодской области отменены сезонные ограничения по нагрузкам на оси машин, что на практике означает завершение весенней распутицы и появление возможности начать первые ремонты. В этом сезоне на строительство и ремонты областных дорог выделено более миллиарда рублей из различных бюджетов. Однако для дорожной сети Вологодчины, считающейся самой протяженной на Северо­Западе, это вовсе не так много, как может показаться. Страдают от нехватки финансирования и федеральные трассы. Тем не менее дорожники по возможности внедряют новые технологии и постепенно меняют оборудование.

Основной фронт предстоящих ремонтных работ — это по традиции ямочные ремонты, которые на региональных дорогах уже начались и должны быть полностью закончены к 15 июня. На федеральных трассах (их в Вологодской области всего две: Москва — Архангельск и Вологда — Новая Ладога) такие ремонты продлятся вплоть до июля в связи с крайне неудовлетворительным состоянием дорожного полотна. На областном уровне под ямочные ремонты выделено порядка 100 млн рублей. В ряде случаев приступить к работам до сих пор мешает пучинообразование: так на профессиональном языке называется появление своеобразных «нарывов» на проезжей части, которые образуются в основном из­за попадания воды в грунт под дорогой. По той же причине появляются и естественные «лежачие полицейские» в местах, где под асфальтом проложены различные трубы.

Как уверяют дорожники, этот процесс должен закончиться с первым серьезным потеплением, после чего ямочные ремонты можно будет вести повсеместно. «После проведения этих ремонтов по всем региональным дорогам можно будет без проблем ездить с нормативной скоростью 90 км/ч. Не 150 км/ч, как некоторые хотели бы, а именно 90 км/ч», — констатирует начальник департамента дорожного хозяйства правительства Вологодской области Борис Мельников. С расчетом на такую же скорость движения будут отремонтированы и два участка федеральной трассы Вологда — Новая Ладога. На 2008 год запланированы ремонты на участке с 297­­го по 312­й километр в Чагодощенском районе и с 262­­го по 266­й километр в Устюженском районе. «Работы начнутся в июне и продлятся до июля. Основные средства направлены не на эту трассу, а на ремонты магистрали М8 Москва — Архангельск, где состояние полотна гораздо хуже», — пояснил «Речи» начальник управления федеральной автомагистрали Москва — Архангельск («Холмогоры») Игорь Астахов.

Еще 337 млн рублей областных денег выделено на капитальные ремонты, из которых 37 млн рублей пойдут на ремонты лесных дорог. На оставшиеся 300 млн рублей в целом по Вологодчине удастся полностью отремонтировать лишь 15 км полотна. Все эти «драгоценные» километры разбросаны по различным дорогам: где­то дорожники приведут в порядок 500 метров, где­то километр, а где­то все полтора… «Мы выбрали самые разрушенные участки. Например, на автодороге Тотьма — Нюксеница — Великий Устюг под капремонт пойдут несколько небольших отрезков. Мы каждый год такими кусками ремонтируем. Насколько денег хватит», — объясняет Борис Мельников.

Отдельная статья расходов — строительство новых дорог. На эти цели выделено 680 млн рублей, но 450 млн из названной суммы пойдут на погашение долга перед компанией, которая уже построила третий пусковой комплекс в обход Вологды. На оставшиеся 230 млн рублей предстоит построить опять же не слишком много. В числе приоритетов — четыре километра дороги к вотчине Деда Мороза в Великом Устюге. Также планируется проложить ряд дорог с гравийным покрытием к лесным поселкам. Такую дорогу получит, например, поселок Бекетово­42 в Вожегодском районе с населением порядка 200 человек. Поселок находится на железнодорожной «узкоколейке», по которой раньше возили лес. Лес закончился, а люди остались. Собственник «железки» пассажиров перевозить не хочет: накладно и требуется множество разрешений. В этом году поселок получит гравийную дорогу, которая позволит пустить туда автобусы. «Меня ругают за это, но я считаю, что даже если в поселке живут один­два человека, то туда должна быть дорога. Я хорошо знаю, как жители лесных поселков ждут этих дорог, какое это для них благо. В том году мы начали делать дорогу в поселок Ида в Бабушкинском районе. Работы продолжались всю зиму, и даже недостроенная дорога позволяет пустить автобусы и полностью снять проблемы еще одного лесного поселка», — утверждает руководитель департамента дорожного хозяйства.

В прежнем состоянии на этот сезон остается автодорога областного значения Вологда — Медвежьегорск, которой сейчас активно пользуются дальнобойщики, направляющиеся из Архангельска в Мурманск. По мнению дорожников, добраться в Медвежьегорск сегодня можно без особых проблем, особенно если сравнивать эту дорогу с федеральными трассами. В то же время дорога Вологда — Медвежьегорск становится плацдармом для внедрения новых дорожных технологий. Так, этой зимой здесь впервые в регионе опробовали рассыпку по проезжей части чистой соли. Именно соли, а не пресловутых жидких хлоридов или чего­то под сомнительным названием «соляной раствор». Эффект оказался позитивным: жалоб от водителей на гололед стало существенно меньше, снизилось количество аварий с «сопутствующими дорожными условиями». Чтобы перейти на эту технологию, были закуплены две новые комплексные дорожные машины стоимостью по 3 млн рублей каждая. Управляются такие машины уже не с помощью рычагов, а преимущественно с электронного пульта в кабине.

Более того, кирилловское и вытегорское ДЭУ (дорожно­эксплуатационное управление — авт.), которые отвечают за различные участки трассы Вологда — Медвежьегорск, в этом году оснастят свои машины системами спутниковой GPS­навигации. Они позволят диспетчерам оперативно отслеживать положение дорожной техники и быстро перемещать автомобили в зависимости от ситуации. Плюс усиливается контроль за графиком работы и своевременностью той же зимней обработки проезжей части. Если опыт автодороги Вологда — Медвежьегорск окажется позитивным, позднее спутниковый контроль будет распространен и на остальные обслуживающие предприятия Вологодской области.

Отдельный вопрос для дорожников — автодорога Череповец — Сергиев Посад, которая вызывала и вызывает множество нареканий у водителей. Напомним, что недавно губернатор области Вячеслав Позгалев выступил с инициативой придать трассе статус федеральной — с расчетом на то, что после этого можно будет всерьез вести разговор о финансировании из центра строитель­ства второго моста через Шексну в Череповце. Ряд встреч с руководством Росавтодора, который принимает подобные решения, пока не принесли результатов. В планах сегодня значится лишь поэтапный ремонт трассы от Гаютина в сторону Череповца (здесь дорога наиболее разбита), но даже это дело не ближайшей перспективы. Комментирует Борис Мельников: «Формально есть основания придать трассе Череповец — Сергиев Посад статус федеральной, так как она соединяет федеральные автодороги Москва — Архангельск и Вологда — Новая Ладога. Но в то же время Росавтодор тоже можно понять: федерация не стремится расширять свою сеть дорогами, которые требуют больших инвестиций. Вот если бы мы построили сами новую дорогу и сказали, мол, принимайте ее на баланс, то решение, я уверен, наверняка было бы положительным».

Кстати, с Росавтодором ведутся и постоянные переговоры об увеличении финансирования ремонтов автодороги Вологда — Новая Ладога. Здесь областное правительство может лишь ходатайствовать о выделении дополнительных средств: федеральная трасса и финансируется из федерального бюджета. Губернатор и его заместители неоднократно вели разговор об этом в Москве, но денег все равно выделяется недостаточно, что, впрочем, не удивительно: множество средств сейчас направлено на строительство дорожной сети в Сочи. То есть наиболее «убойный» участок трассы Вологда — Новая Ладога, примерно от Устюжны и до самой Ленинградской области, остается в прежнем, крайне плохом, состоянии.

Андрей Ненастьев
№95(22258)
27.05.2008

Источник: Газета «Речь»